Я работаю учителем-логопедом Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 7 «Способный ребёнок» г. Красноярска (далее - Центр). Благодаря этому могу сопровождать развитие речи детей разного возраста с разными нарушениями речевого развития. Тема предлогов является важнейшей в формировании и развитии лексико-грамматического компонента речи, связной речи детей. Множественные ошибки при согласовании слов в предложно-падежных конструкциях, трудности правильного выбора предлогов у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) связаны с недоразвитием у них пространственных ориентировок, временных представлений, недостаточном понимании морфологической структуры речи, значений слов, недостаточностью активного словарного запаса. Дети в большинстве своём не осознают смысловое значение предлогов, не выделяют их как проявляются в типичных ошибках письма: слитном написании предлогов со словами, к которым они относятся, и в раздельном написании глагольных приставок, сходных с предлогами. отдельные слова. Они могут пропускать их, заменять их на слова-заменители «а», «и», путать предлоги «на»-«над», «по»-«под» и др. При согласовании слов в предложно-падежных конструкциях у детей очень часты ошибки в окончаниях слов. Далее при обучении в школе недостаточное представление о предлогах может перейти в нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся. [5; 10]
Представляемый мною опыт работы по логопедическому сопровождению овладения действиями использования предлогов в детской речи я иллюстрирую электронной презентацией, которую вы можете найти в Презентации.
В процессе логопедического сопровождения я стараюсь создать условия для формирования представления о смысловом значении предлогов, учитывая особенности речевых нарушений детей и их возраст (см. слайд 2). Как правило, в этом я активно взаимодействую с учителем-дефектологом в развитии у детей пространственного и временного восприятия. Следующий шаг - формирование представлений о предлоге как об отдельном слове, затем развитие действий по выбору предлога в зависимости от его значения и использование в речи. При этом развивается навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог, т.е. навык предложного управления (развитие понимания грамматического значения предлога). [2, стр. 30-31] Следующие шаги - освоение действий правильного произнесения и написания предлогов обучающимися начальной школы, а затем формирование и развитие действий на различение предлогов и приставок в процессе письма и чтения. [4, стр. 122-142]
Для развития понимания смыслового и грамматического значения предлога в процессе работы над развитием действий составления словосочетаний и предложений мне помогают различные яркие игры. Содержание и иллюстрации для игр я подбираю в пособиях по развитию речи для детей с ОНР [1; 7; 8]. Как правило, это групповые или индивидуальные подвижные занятия с использованием мяча, предметов, шагов. Но более целенаправленно решать эту задачу мне помогает игра «В мире слов 1. Предлоги» (см. слайд 3).
Она включает набор крупных пазлов - картинок с изображением ситуаций, предполагающих использование для их описания предложно-падежные конструкции. Использую её для работы с детьми от 4-х лет для расширения активного словарного запаса, развития грамматической стороны речи, фразовой речи. В процессе игры помогаю детям формировать общие понятия «слово», «предлог - это слово», «слово - предмет», «предложение». На основе этих понятий создаются условия для развития у детей анализа предложений с предлогами на слова, выбора предлога в зависимости от предложенной ситуации, составления предложений с использованием предлогов, правильного согласования слов в предложно-падежных конструкциях, формирования рассуждения о значении конкретного предлога.
Авторы набора предлагают несколько игр для детей: «Парочки», «Предлоги», «Что изменилось», «Слева, справа, сверху, вниз». Описания игр предполагают, что обучающиеся сидят за столом вместе с логопедом и выполняют определённые задания, передвигая и соединяя картинки-пазлы. Для детей гораздо интереснее вариант игры, когда они могут более свободно передвигаться. Для удобства использования в такой ситуации я сделала вариант набора пазлов - картинок игры для магнитной доски. (см. слайд 4)
В процессе игры я сначала демонстрирую вариант выполнения задания в группе детей: проговариваю предложение с предлогом к первому пазлу, соединяю его со вторым пазлом, проговариваю второе предложение с предлогом. Затем мы совместно выделяем предлог и обсуждаем его значение. Далее дети работают в парах. Действуя по алгоритму, дети поочерёдно выполняют задание со своими пазлами, обсуждают значение каждого предлога в паре, выполняют взаимопроверку и отвечают. Благодаря такому подходу реализуются возможности парной работы.
Преимущество парной работы заключается в том, что сама складывающаяся ситуация (разговаривают двое) не позволяет ни одному из детей «отмолчаться». [9]
Ответственность лежит на обоих участниках: говорящий должен обеспечивать понимание слушающего, а слушающий - должен обеспечивать собственное понимание. Понимание, рассуждение, размышление провоцируется детьми за счёт коммуникации. Я и дети-участники группы задают уточняющие вопросы, чтобы прийти к правильному пониманию значения предлога. Провоцирование вопросов позволяет обратить внимание на область непонимания. Это сложная работа, запускающая мышление; понимание (мышление начинается с вопроса).
Для развития у детей действий по выбору предлога в зависимости от его значения и составления предложений с предлогами я использую цветные схемы предложно-падежных конструкций, подобные сейчас пользуются у логопедов и родителей большой популярностью, их можно найти множество. По сути они представляют из себя объектно-онтологические схемы [9]. Это схемы, обеспечивающие объектные представления, организующие понимание смыслов научных знаний и понятий. Они обозначают объекты, которые отражают знания помогают выразить информацию в сжатой и понятной для детей форме. (см. слайд 5). Такие схемы позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать; повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации; способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти. Дидактические игры с использованием объектно-онтологических схем я провожу для детей-дошкольников и младших школьников, многие из которых уже овладели процессом слогослияния и чтения. Благодаря таким играм у обучающихся развивается понимание значения предлога как самостоятельного слова для обозначения взаимного расположения и перемещения предметов, создают условия для понимания в будущем и более сложных значений предлогов: совместимости, цели, приблизительной меры, причины. [4, стр. 122].
Работа со схемами тоже организуется в парах. Сначала обучающиеся формируют предложения по каждой отдельной схеме, потом используют её как опору для выбора предлога при формировании фраз с использованием других предметов, для подвижных игр с перемещением предметов в пространстве, расположением предметов на поверхности рабочего стола, для ориентации на листе бумаги, определения положения предмета на картинке. При этом развивается навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог, т.е. навык предложного управления (развитие понимания грамматического значения предлога). Составляя предложения с предлогами, небольшие сюжетные рассказы с опорами на картинки и схемы, обучающиеся также могут передавать друг другу предмет, ловить мяч, делать шаги (в условиях состязаний).
Детям-дошкольникам и младшим школьникам, опираясь на схемы, даю задания по формированию умозаключений: «Предлог НА означает, что один предмет находится на поверхности другого предмета», «Предлог К означает, что один предмет приближается к другому».
На занятиях я использую подвижные игры, когда ребёнок или пара детей в соответствии со схемой располагают либо перемещают предмет, а затем составляют предложение о своих действиях. Интересен вариант итоговой игры с несколькими участниками или парами участников, которые располагают предметы относительно друг друга по словесной инструкции, а затем об этом рассказывают. Интерес к выполнению заданий стараюсь поддерживать моральным вознаграждением: похвалой, положительным отзывом о ребёнке для родителей. Всё это помогает детям поддерживать интерес к занятиям, уверенность в своей успешности и помогает достижению поставленных целей.
Идеальным можно считать результат, когда обучающиеся безошибочно определяют правильный предлог без опоры на схему правильно согласовывают слова в предложно-падежных конструкциях.
В качестве динамической паузы в ходе занятия я использую своё логоритмическое упражнение, сопровождаемое движениями: >
Текст |
Движения |
Что такое есть под нами, что такое есть над нами, |
Показываем руками вниз, потом вверх |
Что такое есть за нами, что такое перед нами. |
Показываем руками перед собой, затем поворачиваемся и показываем на то, что сзади (по возможности ступни ног остаются на месте, поворачивается корпус) |
Есть над нами солнца свет, есть под нами белый снег, |
Показываем руками вниз, потом вверх |
Есть за нами тёмный лес, полный сказок и чудес, |
Поворачиваемся и показываем на то, что сзади. |
Перед нами круг друзей, с ними будет веселей |
Показываем руками перед собой, рисуя в воздухе круг |
Особые условия, возникшие в связи с изоляцией в период пандемии, заставили специалистов сопровождения искать новые формы дистанционного обучения. Коллектив логопедов нашего Центра успешно проводил олимпиады для дошкольников и младших школьников, онлайн-семинары и консультации для родителей и специалистов образовательных организаций на различные темы. Тема предлогов получила своё развитие в содержании этих мероприятий. Для Олимпиады дошкольников 2021-2022 учебного года мною было подготовлено задание, позволяющее наглядно продемонстрировать детьми своё знание предлогов (см. слайды 6-7).
На слайде 6 представлена пейзажная картинка - основа для выполнения заданий. В соответствии с ними нужно расположить и наклеить изображения животных. Задания представляют собой инструкции-предложения с предлогами. По окончанию отведённого времени команды демонстрируют картинку для оценивания жюри. Примерная формулировка олимпиадного задания:
Расположите на картинке фигурки зверей в соответствии с предложениями-инструкциями:
В листве дерева прячется белка.
Между деревьями появился лось.
По реке на плоту плывёт бобёр.
Медведь стоит на берегу и смотрит на бобра.
Из норы вышел барсук.
За норой появились волк и лиса.
Заяц убегает подальше от лисы и волка.
Перед норой сидит бурундучок.
Олень перебегает через реку.
Выполняя задание, дети демонстрируют понимание значения как слов-предлогов, так и самой фразы, умение действовать в соответствии с предложенной инструкцией, уровень развития пространственных представлений.
Ежегодно провожу в группах детей-дошкольников и младших школьников конкурс «Знатоки предлогов». Это мероприятие проводится по окончанию занятий темы «Предлоги» в форме подвижной дидактической игры. В ней принимают участие не только дети, но и родители группы. Я провожу такие конкурсы в группах «Дошколёнок» и «Знайка» (обучающиеся 1-х классов с трудностями освоения письменной речи). Целью мероприятия является создание условий для развития действий подбора и употребления в речи предлогов детьми 5-7 лет с недоразвитием речи. В условиях конкурса решаются задачи развития действий правильного подбора предлогов в комплексе с действиями употребления предложно-падежных конструкций в связной речи, пространственной ориентации, активизации словаря.
Количество участников не должно быть многочисленным. Обычная группа участников 8-10 обучающихся. В конкурсе обучающиеся участвуют парами. В качестве оборудования используются два стула, рядом с ними ставлю два больших бумажных пакета, нужны 2 больших кубика или игрушки средних размеров (см. слайд 9). Перед началом конкурса из числа желающих родителей и детей группы формируется жюри конкурса, при этом желательно, чтобы в судействе не участвовали родители играющих детей, состав жюри должен по необходимости меняться в ходе игры. Родители могут выступать и в качестве ведущих наряду с учителем-логопедом, они называют предлоги и следят за действиями детей.
В ходе конкурса обучающиеся выходят парами и совершают действия по перемещению предметов в соответствии с заданием (см. слайд 10). После этого они говорят предложение с предложно-падежной конструкцией о положении предмета, например: «Кубик лежит под стулом». «Я взял кубик из-под стула». Жюри оценивает правильность действия и правильность сказанного предложения. Каждая пара обучающихся выполняет 2-3 (4) задания. В список заданий включаются как знакомые детям предлоги, так и изученные во время занятий, равномерно для каждой пары.
Оценивание простое: правильное выполнение задания - 2 балла, выполнение с ошибками - 1 балл, неправильное - 0 баллов. Бывают ситуации, когда балльная оценка и не используется, оценивается участие, а ошибки исправляются в ходе игры сами участниками или зрителями. Все дети получают дипломы участника в качестве награды, ведь главная цель - не оценка, а выполнение правильных грамотных действий (см. слайд 10-11).
В процессе дальнейшего логопедического сопровождения детей при обучении их письму и чтению работаю с теми предлогами, которые вызывают затруднения у обучающихся. Задачами сопровождения является создание условий для формирования правильного произношения и написания предлога, употребления в устной и письменной речи предложного управления с грамматически правильным согласованием слов, действий различения предлогов и приставок.
Список использованной литературы
- Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР/ К.Е.Бухарина.- М.:ВЛАДОС, 2020. - 115с, ил. - (Коррекционная педагогика).
- Ефименкова Н.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ М.: Гуманитар.ценр ВЛАДОС, 2006. - 335 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
- Игра «В мире слов 1. Предлоги: для детей от 3х лет». - М. - 2020 г.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П, Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. - Воронеж, 2006. - 217 с.
- Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2013. - 208 с. - (Коррекционная педагогика).
- Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи. Употребление предлогов. Перекидные странички (с 5 до 7 лет). - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2020г.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э.Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.-32 с
- Теремкова Н.Э. Логопедические пазлы: игровой дидактический материал для автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Для занятий дома и с логопедом. Выпуск 1: свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ОНИКС-ЛИТ, 2019 г.
- «Технологии деятельностной педагогики». Материалы курсов повышения квалификации КГАОУ ДПО (ПК) «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2015 г. Руководитель программы Л.И.Иволгина.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. - М.: Гном и Д.,2001. - 128 с.