Использование цифровых образовательных ресурсов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста (интерактивная игра «Гонки Зумы и Скай»)

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Повышение статуса игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, является одним из основных требованием ФГОС ДО. Правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Цифровые образовательные ресурсы используются на разных этапах логопедической работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Включение в ход образовательной деятельности ИКТ делает процесс обучения и коррекции интересным и занимательным, создает у ребенка бодрое, рабочее настроение, облегчает процесс преодоления речевых трудностей и способствует возникновению желания вернуться к этому занятию вновь (что очень важно для успешной коррекции).

Вашему вниманию представлена авторская интерактивная игра «Гонки Зумы и Скай» по дифференциации звуков «С и З» у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

К интерактивной игре прилагается конспект с методическими пояснениями, как к проведению игры, так и к ее управлению. Представленный материал может быть использован полностью в течение одного занятия или же частично, в зависимости от «зоны ближайшего развития» ребенка.

Презентация содержит кнопки перехода, триггеры, пояснительные записи, что позволяет ребенку самому управлять программой под руководством взрослого. Так же родители могут использовать данный материал в совместной работе с детьми дома по закреплению ранее полученных умений.

Ссылка для просмотра и скачивания игры: https://cloud.mail.ru/public/k8kH/DHHhvUwAW

Цель игры: дифференциация звуков С и З.

Задачи игры:

коррекционно-образовательные

  • учить различать смешиваемые звуки по моторным и акустическим признакам и правильно произносить их изолированно, в словах, в слогах, в словах, во фразе;
  • упражнять в определении места звука в слове, в подборе слов с заданным звуком, в подборе слов с заданным слогом;
  • упражнять в договаривании предложения;
  • обогащать активный словарный запас;

коррекционно-развивающие

  • развивать мелкую моторику (умения владеть мышкой компьютера), общую моторику.
  • развивать зрительное внимание;
  • развивать слуховое внимание, слуховую память путем узнавания и воспроизведения рядов слов паронимов.
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки ориентировки на листе бумаги (понятия ряд, напротив, слева, справа, под, над);

коррекционно-воспитательные

  • воспитывать интерес и желание произносить звуки четко и правильно.
  • развивать навыки самоконтроля.

Словарная работа: согласный, твердый, глухой, звонкий, пара, ряд, напротив, слева, справа, под, над.

Ход игры-занятия

Этап занятия

Содержание занятия

Комментарий к работе со слайдом

1.Орг. момент

- Сегодня Зума и Скай приглашают нас на гонки. Зума будет путешествовать на автомобиле, а Скай на вертолете.

Слайд №1
При нажатии на стрелку «Играть», произойдет переход к игре.

- Имя собаки мальчика Зума, определи, на какой звук начинается его имя? А собаки девочки?
- Гоняя на транспорте они будут учиться различать звуки С и З.
- Давай вспомним, чем отличаются звуки.
- Когда мы произносим звук «С» - губы в улыбке, зубы заборчиком, язык за нижними зубами, воздушная струя холодная, горлышко не дрожит.
- Звук «С» согласный, твердый, глухой.
- Когда мы произносим звук «З» - губы в улыбке, зубы заборчиком, язык за нижними зубами, воздушная струя холодная, горлышко дрожит.
- Звук «З» согласный, твердый, звонкий.

Опора на таблицу анализа
акустико-артикуляционного образа звука

2. Основная часть

- Зума будет гонять на автомобиле по своим следам, доезжая до каждого следа будет выполнять задания.
- А Скай будет летать в небе вокруг облаков, долетая до каждого облака, тоже будет выполнять задания.
- После выполнения каждого задания нажми на кнопку «Проверить» и ты узнаешь, совершил ли ты ошибки. Если ошибки имеются, повтори игру.
- Если ты решишь отдохнуть, нажимай на значок, мы сделаем вместе с героями зарядку.
- Ну что гонки начинаем!
- "На старт, внимание, плюх!"

При нажатии на картинку
«Зума на мотоцикле»
произойдет ее перемещение.
При нажатии на картинку
«Скай в вертолете»
произойдет ее перемещение.

При нажатии на значок
включится музыка.

1. Игра «Найди пару»
- Прослушай пары слова.
- Пара это по сколько?
- Найди картинки с изображением этих слов.
- Повтори слова.

При нажатии на след Зумы
произойдет переход по ссылке
на игру.
При нажатии на пары картинок, произойдет их перемещение.

2. Игра «Найди тень»
- Назови картинку.
- Найди ее тень.

При нажатии на облако произойдет переход по ссылке на игру.
При нажатии на пары картинок,
произойдет их перемещение.

3. Игра «Подбери слог»
- Назови картинки.
- Прочти слоги.
- Подберите картинки, в названии которых встречается слог СА, ЗО, СУ и т.д.
- Назови картинки и слоги по порядку.

При нажатии на след Зумы
произойдет переход по ссылке
на игру.

При нажатии курсором на слог
произойдет ее захват,
перенеси слог к нужной картинке.

4. Игра «Разложи косточки»
- Зума и Скай проголодались, пора подкрепиться.
- Разложи косточки по тарелкам. Зуме со звуком З, а Скай со звуком С.

При нажатии на облако произойдет переход по ссылке на игру.
При нажатии курсором на картинку
произойдет ее захват,
перенеси ее к нужной тарелке.

5. Игра «Выстави фишку»
- Назови картинки по порядку в каждом ряду.
- Теперь я буду называть ряд картинок, тебе нужно найти этот ряд и выложить фишку с его номером.

При нажатии на след Зумы
произойдет переход по ссылке
на игру.
При нажатии курсором на фишку
произойдет ее захват,
перенеси ее к нужному ряду.

6. Игра «Доскажи фразу»
- Ну что летим дальше!
"Долг зовет - Крепыш вперед!"

- Послушай предложение, договори его, опираясь на картинку.
- Повтори все предложение.
- Определи, какой звук в слове?
- Напечатай букву, которой обозначается звук С (З).
- Давай проверим твой результат?

При нажатии на облако произойдет переход по ссылке на игру.

3. Итог

- Какие звуки мы учились различать? Чем отличается их произношение?

Литература

1. Электронный журнал «Метод поддержка» выпуск № 3/2015.
http://moodle.edu-nv.ru/course/view.php?id=275

2. Сайт «ИНФОУРОК»
http://infourok.ru/struktura_i_metodika_interaktivnogo_uroka-386652.htm

3. Онлайн-сервис «УДОБА» - конструктор и хостинг открытых интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на базе H5P и ЭБС ELiS.
https://udoba.org/user/7192/library

4. Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft PowerPoint, Сост.: Рыхтик О.А., Нижневартовск, 2008.