Тема занятия: «Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Э, Ы» (занятие для средней группы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Цель: Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

  • расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»;
  • систематизировать знания детей о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [ы], [э];
  • закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;
  • закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э];
  • развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;
  • развивать логическое мышление при выполнении заданий;

Оборудование: мяч, мягкая игрушка Незнайка, тематические картинки «Транспорт», 6 домиков с гласными буквами, кукла, «Волшебный мешочек» (с буквами).

Ход занятия

Приветствие

1. Оргмомент

Дети стоят в кругу. Игра в мяч. Назвать свое имя ласково.

Сели на места.

Л. Все с утра делали зарядку?

Д. Да.

Л. Молодцы. А про язычок совсем забыли.

Язычку тоже надо сделать зарядку, чтобы он помогал нам красиво говорить.

Артикуляционная гимнастика

2. Введение в тему

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. (Игрушка «Незнайка»). И предлагает нам отправиться в путешествие, в загадочный город. Он там никогда не был, и не знает, кто там живет.

Но для начала, давайте вспомним на чем можно путешествовать? (ответы детей: на поезде, самолете, машине, корабле и т.д.). Выставляются картинки.

Самолет, машина, корабль, поезд, - одним словом ка назовем? (транспорт).

Какой транспорт вы еще знаете? (автобус, троллейбус, трамвай, вертолет, метро, мотоцикл, такси).

Вертолет и самолет - летают в небе, в воздухе - какой это транспорт -воздушный.

Автомобили, грузовики, автобус, троллейбус, трамвай - ездят по земле - какой это транспорт - наземный.

Метро - ездит под землей - подземный.

Корабли, катера, лодки, - плавают на воде - водный.

Незнайка любит играть в машинки, у него есть самая любимая , она ему очень нравится.

Давайте внимательно ее рассмотрим и расскажем, какая она?

- Она большая, разноцветная, пластмассовая.

- Давайте назовем части этой машины.

- У нее есть: красная кабина, синий кузов, четыре черных колеса, фары, двери, руль.

И еще у него много маленьких машинок, давайте посчитаем их:

Одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок.

Ну, что ж, ребята, пора отправляться нам в путешествие. Мы поедем на поезде. (дети встают возле своих стульчиков, на месте шагают и произносят чух-чух (имитация езды на поезде).

Ну, вот мы и приехали, присаживайтесь на свои места. Посмотрите, нас на станции встречает кукла Алиса. Она живет в загадочном городе и покажет нам свой город (на доске 6 домиков).

Посмотрите, ребята. Это не простые домики, в них живут буквы А, О, У, Ы, И, Э.

А вы знаете, что такое буквы? (буквы - это то, что видим и пишем).

А то, что мы произносим и слышим это что такое?(звуки) правильно! звуки -это то, что мы слышим и произносим

А кто знает, какие это звуки?

Д. Гласные

Почему их называют гласные? (их можно петь). Давайте споем. (Ааааа, Ооооо и тд).

В загадочном городе очень весело. Алиса приготовила для нас интересные задания. Попробуем их выполнить.

3. Первое задание - необходимо отгадать загадки

Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином

(Дети - автобус) показывается картинка автобус.

Ребята, скажите на какой звук начинается слово автобус? (А).

Выбрать ребенка и спросить в каком домике будет жить картинка автобус. Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку автобус возле домика с буквой А.

Аналогично со всеми буквами.

Кря-кря-кря, ловите мух!
А потом в водичку - Плюх!
Плавать - это вам не шутка!
Так детишек учит... (Утка)

Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я ''иа-иа'' кричу
И копытцами стучу. (Ослик)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк)

Быстро яму без лопаты
Вырыть может… (дети - ЭКСКАВАТОР)

Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал? (Мышь)

Молодцы, справились с заданием.

Что-то мы с вами засиделись, давайте подвигаемся

Физминутка.

Едем, едем мы с тобой,
На машине грузовой
Шины весело шуршат (ш-ш-ш)
Ехать нам быстрей велят.

4. Игра в мяч

Я называю звук, а вы придумываете слово с данным звуком.

5. «Волшебный мешочек»

(в мешочке кубики с буквами. Ребенок вытаскивает один кубик и называет букву, которая на кубике).

Возвращаемся за столы.

Пальчиковая гимнастика

Стол стоит на толстой ножке
Рядом стульчик у окошка
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.

6. «Четвертый лишний»

Зачеркнуть лишнее.

Автобус, апельсин, акула, ослик.
Улика, индюк, иголка, индеец.

7. Итог

Ребята вот и закончилось наше путешествие, садимся в поезд и мы возвращаемся в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

- Где мы сегодня с вами были? В загадочном городе.

- Какие звуки живут в этом городе? Гласные

- Давайте еще раз назовем АААА, ООООО, УУУУ, ИИИ, ЭЭЭ, ЫЫЫ.

Наше занятие подходит к концу. Давайте скажем родителям до свидания.

Спасибо, что присутствовали на нашем занятии.

Поощрение (звездочки детям) подарок от Алисы.