Конспект подгруппового бинарного логопедического занятия «Прогулка в весенний лес»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: весенний лес


Цель: в коррекционно-развивающей работе двух субъектов осуществлять развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания и продолжительного сильного выдоха;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов;
  • автоматизация нарушенных звуков в речи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • закрепление употребления притяжательных прилагательных в самостоятельной речи;
  • закрепление знаний по теме: «дикие животные»
  • расширение словарного запаса;
  • развитие восприятия темпа и ритма и отработка правильного темпа речи;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Музыкальный руководитель:

Образовательные задачи:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • постановка диафрагмально-певческого дыхания;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координация движений;
  • ритмодинамического слуха;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • импровизационного музицирования;
  • фантазии и творческих способностей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающему миру;
  • воспитывать уважительное отношение к музыкальной народной культуре;
  • создавать положительную основу для воспитания здорового образа жизни и безопасного пребывания в лесу.

Оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
  • создавать условия, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  • с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
  • формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Интеграция областей

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое
  • Физическое
  • Социально-коммуникативное развитие

Координационный план проведения бинарной НОД.

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие общей и мелкой моторики

Чистоговорки с движениями

Игра на самодельных музыкальных инструментах (палочки)
Варежковый театр

Развитие мимики

Произвольное формирование определённых артикуляционных поз. Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении.

Развитие речевого дыхания

Чистоговорки. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка продолжительного выдоха.

Распевки. Упражнения на дыхание.

Развитие голоса

Пропевание гласных и согласных звуков.

Хоровое пение. Движение с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Формирование контроля над звуковой стороной речи.

Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Чистоговорки

Разучивание и пение песен со звукоподражанием.

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Инсценирование песни. Варежковый театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Обогащение активного словаря ребёнка.

Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе деятельности.

Развитие монологической речи

Развитие у ребёнка желание говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога.

Драматизация. Варежковый театр.

Развитие коммуникативных навыков

Коммуникативная игра

Участие детей в музыкальных представлениях.

Ход бинарной НОД «Прогулка в весенний лес»

1. Организационный момент

Музыка звуков весеннего леса. Дети входят в зал. Картинка на слайде весеннего леса.

Дышим свежим весенним воздухом.

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Я ветер сильный, я лечу
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вниз (опустить голову, подбородком коснуться груди, вдох через нос, спокойный выдох через рот)
И в облака (поднять голову, вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой)
Ну а пока гуляю и тучи разгоняю (круговые движения руками 3-4 раза).

Муз.рук. Наши капли начали петь весёлую песенку, а помогут нам петь весёлые палочки, которые будут тихонечко постукивать под мелодию нашей песни.

2. Песня: «Кап-кап-кап»

Муз. рук. Посмотрите сколько в лесу шишек, давайте с ними поиграем.

3. Пальчиковая игра: «Шишечка»

Мишка по лесу ходил, много шишек находил,
Много шишек находил, в детский сад нам приносил.
Раз, два, три, четыре, пять, будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть, между ручками катать!
В руку правую возьмём и сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем, на полу её катаем.
В руку левую возьмём и сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, на полу её катаем.

Муз. рук. Ребята, посмотрите, дальше нам не пройти, снег растаял и превратился в большую лужу. Но здесь есть чудесный мост, по которому мы сейчас пройдём, чтобы выйти на лесную полянку. Будьте осторожны, чтобы не упасть в лужу и не оступиться на кочках.

Дети проходят по ортопедической дорожке с разными наполнителями из натуральных материалов под музыку.

Логопед.

4. Игра загадок: «Кто оставил в лесу следы?»

Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

Картинка на слайде.

Заяц, он какой? (просит детей охарактеризовать зайца, употребляя только прилагательные).

5. Чистоговорка «Зайчата»

Чата-чата-чата - мы белые зайчата (делают ушки)
Ята-ята-ята - зайчата - быстрые ребята (прыгают на месте)
Ать-ать-ать - у зайчат зайчиха мать (хлопают скрещенными ручками по плечам)
Ец-ец-ец - заяц у зайчат - отец (хлопают по коленям ладошками)
Ит-ит-ит - под ёлкою семья сидит. (приседают и надевают варежки «зайчат»)

6. Варежковый театр «Зайцы и ветерок» (муз. и сл. И.Бодраченко)

Логопед.

7. Игра загадок продолжается

Она лесных зверей краса
Что хвост, что лапки,
Что глаза.
Сидит и шубка ловко, одна беда - плутовка. (Лиса)

Картинка на слайде.

Логопед. Лиса, она какая? (просит детей охарактеризовать лису, употребляя только прилагательные).

8. Игра с мячом: «Чей хвост?»

Картинка на слайде.

Логопед.

9. Игра загадок продолжается

Серый - я живу в лесу,
Знаю рыжую лису
Песню грустную тяну
Громко вою на луну. (Волк)

Картинка на слайде.

Логопед. Волк он какой? (просит детей охарактеризовать волка, применяя только прилагательные).

Муз. рук.

10. Речевая игра: «Ай дили, дили»

(перед игрой надеваются шапочки зверей)
Ай, дили, дили, дили!
А мы кого-то видели! (идут дробным шагом по кругу)
Глазастого! (подносят руки к глазам)
Ушастого! (показывают уши)
Вихрастого! (трясут головой)
Зубастого! (показывают зубы)
Он сидел под кустом (присаживаются на корточки)
Громко щёлкал языком (сжимают, разжимают кулачки)
Может это был козёл? (отбивают одной ногой ритм синкопы. Хлопают в ладоши тот же ритм, ребёнок в маске козлика скачет в кругу прямым галопом).
Может это был медведь? (отбивают двумя ногами ритм половинных длительностей. Хлопают в ладоши тот же ритм, ребёнок в маске медведя переваливается с ноги на ногу).
Может из лесу пришёл серый волк? (отбивают ногами ритм восьмых длительностей. Хлопают в ладоши тот же ритм, ребёнок подскоками скачет в кругу).
Не смогли мы разглядеть, потому что испугались и с испугу разбежались. (Волк догоняет детей, которые убегают на стульчики)

Итог: Картинка на слайде. Ребята кого мы встретили в лесу? Что нужно делать когда встретишь хищного зверя в лесу?

Оборудование к занятию:

  • Презентация слайдов
  • По две палочки на каждого ребёнка
  • Следы зверей (зайца, лисы, волка) на полу
  • Шишки на каждого ребёнка
  • Варежковый театр: зайцы на каждого ребёнка
  • Султанчики (ветерок) на каждого ребёнка
  • Мяч
  • Маски животных (козёл, медведь, волк)
  • Ортопедическая дорожка с разными наполнителями.