Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель: познакомить детей со звуком [ч']; с буквой Ч; дать понятие звук [ч'] согласный, мягкий, глухой; формировать у детей умение выделять звук [ч'] в словах, умение составлять и читать слоги, развивать фонематический слух; продолжить знакомство детей с многозначными словами; совершенствовать умение решать ребусы; воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: слоги, герои занятий «По дороге к Азбуке»: «Лисенок», «Мудрая Сова», «Ёжик», карточка с буквой Ч; карточки с буквами для составления слогов, домик, поезд с вагончиками, презентация, диапроектор.
Ход занятия
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
- Ребята, что мы с вами изучаем на занятии «По дороге к Азбуке»? (звуки). На какие группы можно разделить звуки? (гласные и согласные)
- Как вы их отличаете?
III. Введение в тему
Слайд 2
«Ч-ч-ч-ч» - так знакомо и успокаивающе стучали колеса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам города Звуков, навевая ежику и лисенку сладкие сны.
Сквозь сон они почувствовали, что поезд вдруг остановился.
Потом до их ушей донеслось какое-то шептание, а затем громкий голос Мудрой Совы: «Просыпайтесь друзья! Я нашла дом, где мы можем переночевать».
Зевая и протирая глаза, Лисенок и Ёжик вышли из своих вагончиков и увидели, как какой-то звук, в темноте его трудно было разглядеть, приглашает их к себе в дом. (рис. с 12) Игрушки охотно приняли это приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина.
Уже засыпая, наши путешественники услышали знакомое постукивание колес: «Ч-ч-ч-ч». «Что это?» - встрепенулся Ёжик. - Уж не собрался ли наш поезд от нас уехать?» «Не волнуйся, это не поезд, - успокоила его Мудрая Сова. - Это хозяин дома поет нам колыбельную песенку».
- Как вы думаете, в доме, какого звука ночевали игрушки?
- Сегодня мы поговорим о звуке [ч']
IV. Знакомство со звуком [ч']
Слайд 3
1. Характеристика звука [ч']
Слайд 4
- Покажите на рисунке хозяина домика и определите по его головному убору и башмачкам, какой это звук. (согласный, глухой, мягкий).
2. Знакомство с буквой
- На что похожа буква Ч? (на цифру 4)
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
3. Игра «Раз-два повернись и в звук [ч'] превратись»
Слайд 5
Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: [ч, ч, ч…]. Давайте все вместе произнесем: [ч, ч, ч…]. Вам, наверное, хочется п узнать новое об этом звуке, не правда ли?
- А кто хочет превратиться в этот звук?
Дети выполняют.
Дети произносят несколько раз звук [ч'].
- Послушайте, на что похоже звучание звука [ч'] :
- кузнечик стрекочет: [ч, ч, ч, ч, ч…];
- человек чихает: [ пчхи, пчхи; ]
4. Д/и «Добавь звук в конце слова»
- Добавьте в конце слова звук [ч']: кала(ч), сила(ч), вра(ч), гра(ч), лу(ч), до(чь).
5. Чистоговорка
Слайд 6
- Сейчас мы с вами научимся быстро говорить чистоговорку
Четыре черненьких чумазеньких чертенка,
Чертили черными чернилами чертеж.
6. Работа по карточкам - составление и чтение слогов
Слайд 7
Закрытые слоги:
ЧА, ЧУ, ЧИ, ЧО использование презентации.
АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ - раздаточный материал.
- Ты куда спешишь, пчела?
- Извините, ждут дела!
- Каждый маленький цветочек
ждёт меня с утра до ночи.
О.Конаева- Все сюда, сюда, сюда! Я вам буковку нашла!
Прилетела пчелка А, прочитали дети… ЧА Слайд 8
Прилетел забавный И, прочитали дети… ЧИ Слайд 9
Прилетел веселый У, прочитали дети… ЧУ Слайд 10
Прибежал милёнок О, прочитали дети… ЧО Слайд 11
7. Пальчиковая гимнастика
Слайд 12
Зайка серый
Скачет ловко
В лапках у него
Морковка.
8. Определение позиции звука [ч']в словах
Работа с рисунком с. 13.
- Каким цветом обозначается звук [ч']
- Определите, в какой части слова слышится звук [ч'], и закрасьте зеленым цветом соответствующие клеточки.
Что за чудо! Вот так чудо! Слайд 13
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.
ЧерепахаСам верхом, а ноги за ушами? Очки. Слайд 14
Кто его повернет - тот и в дом войдет. Ключ. Слайд 15
Вверх - вниз, Слайд 16
Вверх - вниз,
Кататься хочешь -
На нас садись. КачелиЕго закроем на замок, чтоб вещи взять чужой не мог .(Чемодан) Слайд 17
Я строю все, что захочу! Кладу кирпич я к кирпичу. Слайд 18
- Какое слово самое длинное, а какое самое короткое? (черепаха, ключ). Слайд 19
9. Многозначные слова
Слайд 20
- Ключ - инструмент для завинчивания или отвинчивания деталей.
- Ключ - металлический стержень с вырезами для отпирания и запирания замков.
- Ключ - вытекающий из земли источник, родник.
- Ключ - музыкальный, скрипичный ключ.
10. Физкультминутка
Слайд 21
Дети разбиваются на две команды, и встают лицом друг к другу.
Первая команда произносит:
«Ча-ча-ча-ча!».
Вторая команда произносит:
«Наша печка горяча».
Первая: Чу-чу-чу-чу!
Вторая: На ракете я лечу!
Первая: Оч-оч-оч-оч!
Вторая: Наступила ночь.
Первая: Чо-чо-чо-чо!
Вторая: Что-то давит на плечо.
Первая: Чи-чи-чи-чи!
Вторая: Испекли мы калачи.
11. Развитие фонетического слуха
Слайд 22
Работа с рисунком на с.13
- Назовите каждую картинку ласково. Обведите только те картинки, в ласковых названиях которых есть звук[ч'].
12. Ребусы
Слайд 23
- Поменяйте местами слоги и покажите соответствующую картинку: ча-ту (туча), ник-чай (чайник), ка-боч (бочка), он-чем-пи (чемпион)
13. Самостоятельная работа в тетрадях
Слайд 24
Заштрихуйте букву зеленым карандашом. Превратите эту букву в вилку и флажок.
V. Итог занятия
- Сегодня на занятии мы познакомились со звуком [ч'].
- Охарактеризуйте этот звук.
- Понравилось вам занятие? Ведь мы сегодня все занятие говорили слова, которые звук [ч'] делает мягкими и добрыми.
VI. Сюрпризный момент
Слайд 25
Используемая литература
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке» часть 4, тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. М: ООО «Баласс», 2009.
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке» методическое пособие для воспитателей. М: ООО «Баласс», год выпуска 2009.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка». ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Интернет-ресурсы
- http://www.animashki.net/pic_details.php?pid=78
- http://so-ni.okis.ru/mult.html
- http://www.clipartof.com/portfolio/bnpdesignstudio/men/18