Речевая карта аутичного ребёнка (по К.С.Лебединской, О.С.Никольской)

Разделы: Логопедия


ФОРМАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Фамилия, Имя, Отчество ребенка_________________________________

Возраст (число, месяцы, год рождения) ____________________________

Домашний адрес, номер телефона_________________________________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

МАТЬ: ФИО. __________________________________________________

ОТЕЦ: ФИО. __________________________________________________

Состояние зрения______________________________________________

Состояние слуха_______________________________________________

Заболевания ЛОР органов (гланды, аденоиды, тонзилиты) ___________

Состояние интеллекта__________________________________________

Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус)______________

Двигательные стереотипии (раскачивание в кроватке, однообразные повороты головы, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью)___________

Указательные жесты, движения головой (утверждение, отрицание), жесты приветствия или прощания __________________

Подражание движениям взрослого________________________________

СФЕРА ОБЩЕНИЯ

Визуальный контакт (отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека; взгляд «мимо», «сквозь». Характер взгляда: неподвижный, испуганный) _____________________________________

Слабость реакции на свет, звук, погремушку (отсутствие какого-либо компонента-двигательного, голосового, улыбки) _______________________

Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу)_____________________________

Реакция на замечание_____________Реакция на одобрение___________

Отношение к неудаче___________________________________________

КОНТАКТНОСТЬ

Устанавливление контакта______________________________________

Длительность и полнота контакта_________________________________

Отгороженность ____________________Негативизм_________________

Отношение к взрослым_________________________________________

Отношение к сверстникам (безразличие, отвергание, застенчивость и беззащитность),

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Взгляд «сквозь» объект__________________________________________

Отсутствие слежения взглядом за предметом_______________________

Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте (световом пятне, узоре обоев и пр.) __________________________________

Вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (включение и выключение света, верчение колес, пересыпание мозаики и пр.) ______________________________________

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Отсутствие реакции на звук______________________________________

Предпочтение тихих звуков______________________________________

Реакция на музыку (отрицательная, положительная) _________________

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Чрезмерная чувствительность (или нечувствительность) _____________

Избирательность в еде (непереносимость некоторых блюд) ___________

Стремление есть, сосать несъедобные предметы____________________

Обследование окружающего с помощью облизывания_______________

Повышенная чувствительность к запахам__________________________

Обследование окружающего с помощью обнюхивания_______________

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, ударами головой о бортик коляски, спинку кроватки. Влечение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания _______________

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Общая моторика (походка, осанка, ходит ли на полной ступне, может ли прыгать на обеих ногах, на одной ноге, может ли стоять на одной ноге). Действия по подражанию _____________________

Мелкая моторика (умеет ли застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинок, завязать бантик, согласованная работа обеих рук ________________________________

Мимика_____________________________________

Зрительно-двигательная координация _____________________________

Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость______________________Ведущая рука_______________________________

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Интерес к игрушкам ((не) избирателен)____________________________

Манипуляция, рассматривание, постукивание, перекладывание из руки в руку и т.д. ________________________________

Процессуальная игра (осуществление игровых действий, не направленных на конечный результат) ___________________Игра с элементами сюжета__________________________

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Внимание (достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)______________________

Память: запоминание предметов (слов) ___________________________

Восприятие цвета, оттенков ________________ Восприятие формы ____________________

Пространственные представления (справа ___ , слева ___ , впереди ___ , сзади ___ , выше ___ , ниже ___ дальше __ , ближе __ , в центре ___ ) ___________________________

Временные представления: части суток ___________времена года___________

дни недели_________________

Математические представления: прямой счет ________ обратный счет _______________

простейшие арифметические действия ____________________________

Работоспособность (снижена, достаточна) _________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Строение артикуляционного аппарата. (нужное подчеркнуть)

  • строение губ: тонкие, толстые, нормальные,
  • строение языка: массивный, узкий, маленький, географический, нормальный, строение подъязычной связки: короткая, нормальная,
  • строение зубного ряда: редкие, частые, кариозные, нормальные,
  • прикус: прогения, прогнатия, передний открытий прикус, боковой открытый прикус, нормальный,
  • строение твердого неба: высокое, готическое, субмукозная расщелина, нормальное,
  • строение мягкого неба: отклоняется от средней линии вправо, отклоняется от средней линии влево, расположено по средней линии,
  • саливация: нормальная, гиперсаливация.

Подвижность органов артикуляционного аппарата ________________

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Гуление с ______ месяцев. Лепет с____________ месяцев

Первые слова_____________________Фразовая речь________________

Фразовая речь без этапа слова____________________________________

Развитие фразовой речи раньше ходьбы, одновременно______________

Отказы от пользования речью после 2-х лет___________

Полностью некоммуникативная речь______________________________

Отсутствие звукоизобразительных слов____________«Взрослая» речь _______________

Эхолалии непосредственные. Повторяет последние слова, фразы взрослого _____________________

Нарушения интонирования и модулирования. Речь монотонна ____________________

«Попугайная» речь, неадекватная ситуации_________________________

Избирательное отношение к словам_______________________________

Отсутствие личного местоимения «Я» к 3-5 годам__________ после 5 лет ______________

Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года) ________________

Что понимает из речи взрослых в настоящее время__________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (импрессивная речь)

Реакция ребенка на обращенную к нему речь_______________________

Знакомые предметы, изображенные на картинках_________ части своего тела, части лица, названия пальцев_________ названия действий знакомых ребенку______названия признаков предметов знакомых ребенку______________________

По величине__________ (большой-маленький, толстый-тонкий, широкий-узкий, высокий-низкий и т.д.)_________________

По форме и цвету, по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь)______________________

Понимания грамматических форм существительных_____________________

Различение единственного и множественного числа глаголов_____________

Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов____________

Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов ____________________________

Понимание атрибутивных конструкций (типа: дочкина мама - мамина дочка; Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье.) ______________________

Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного слова) _______________________

Понимание развернутых грамматических конструкций (Например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети, кто ушел"? кто остался дома! Девочка причесалась после того, как умылась. Что она сделала раньше? и т.д.)_________________

(Понимание обращенной речи ограниченно, понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции, обращенную речь понимает …)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ

Предметный словарь (называть 4-5 существительных по темам: игрушки, одежда, посуда, еда, животные, профессии )____________________

Слова обозначающие части тела, части предметов ___________________

Обобщения (назвать одним словом предметы и объекты на картинке)__________________

Антонимы______________________________

ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

Названия действий предметов (по картинкам)_______________________

Согласование глаголов с существительными (в числе, роде)_____________

ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ обозначающих: величину предметов; форму; цвет; вкус; оценку предметов (чистый-грязный, хороший-плохой) ______________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Употребление множественного числа имен существительных_________________

Употребление имен существительных в косвенных падежах ( В.п, Д.п, Р.п, Т.п., П.п.) __________________

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответ на вопрос «Много чего?» по картинкам - шаров, листьев и т.п.) ___________________

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов_____________________

Согласование прилагательных и существительных (красный шар, синяя бабочка, желтое ведро и т.п.) ____________________

Образование прилагательных от имен существительных (стол из дерева (какой?) - деревянный и т.п.)_____________________

Употребление предложно-падежных конструкций______________________

Употребление словосочетаний - числительных 2 и 5 с существительными______________

Образование приставочных глаголов______________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм (нарушения сочетаемости слов: согласование, управление).

СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Рассказы лаконичные; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА РЕЧИ

Слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации и т.д.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

гласные

А

У

О

Э

И

Ы

согласные звуки раннего онтогенеза

б

бь

в

вь

г

гь

д

дь

к

кь

н

нь

п

пь

т

ть

ф

фь

х

хь

м

мь

й

Согласные звуки позднего онтогенеза

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

щ

ч

л

ль

р

рь

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов:

  • «т» - м, п, т, к, д, т, н, к, п, т______________________
  • «п» - та, ма, па, та, ка, да, та______________________
  • «к» - мак, паук, там, дом, кот крот_________________

Произнесение слоговых рядов, слов с оппозиционными звуками

па-ба__________палка-балка________ ча-тя__________ча-тя-ча__________
то-до__________ток-дог______________ ся-ща________ _ся-ща-ся__________
та-па-ба_______балка-палка-балка______ ча-ща_________ ча-ща-ча__________
ту-ду__________тушь-душ____________ ша-жа_________ ша-жа-ша__________
ту-ду-ту_______тушь-душ-тушь________ са-за___________са-за-са___________
са-ша__________са-ша-са_____________ за-жа________ за-жа-за___________

Фонематический анализ.

Выделить первый звук в словах (арбуз, утка, волк, зонт)______________________

Выделить последний звук в словах (шар, лес, столы, гора)____________________

Выделить гласный звук в словах (мак, суп, нос, сыр)_________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА ____________________________________________

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

  • «Нулевой» - ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
  • «Ситуативный» - понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо известных ему в быту.
  • «Номинативный» - хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей) (чем? кому? с чем? и т.д.)
  • «Расчлененный» - различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, суффиксами, приставками)