Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы «С приветом по планетам»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: космос


Цель: расширить представление дошкольников о космосе; развивать словарь по данной теме.

Обучающие задачи: закрепить представление дошкольников о космонавтах, солнечной системе и планетах; обогащать словарный запас и тренировать умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, фантазию, внимание; активизировать речь детей, развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

Воспитательные задачи: воспитывать умение выполнять задания при командном взаимодействии; сформировать уважение к трудной и опасной профессии космонавта; прививать гордость за свою страну.

Оборудование: мольберты; мультимедиа проектор, экран, ноутбук, флешкарта со слайдовой презентацией; магнитная доска.

Демонстрационный материал: слайды, портреты Ю.А.Гагарина, К.Э.Циолковского, С.П.Королёва и Ю.С.Пересильд.

Раздаточный материал: напечатанный материал, изображения космических объектов.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы отмечаем с вами замечательный праздник - День космонавтики. А кто знает, почему 12 апреля наша страна отмечает этот праздник?

Дети: Был первый полёт человека в космос, Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос.

Воспитатель: Верно! 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, совершившим полёт в космос. Впервые в истории человечества был запущен космический корабль «Восток» с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был первым, кто доказал, что человек может работать в космосе! Сейчас нам Коля прочтёт про него стихотворение.

Коля:

Полетел! Полетел!
На «Востоке» поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко...
За один только час
Стал на веки веков легендарен
Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной - Гагарин!

Воспитатель: Молодец, Коля! Ребята, а вы знаете кто первым придумал космическую ракету?

Дети: Циолковский! Королёв!

Воспитатель: Правильно! Эти два человека положили начало освоения космоса. Идеи и теории Константина Эдуардовича Циолковского вдохновили Сергея Павловича Королёва изобрести ракету, способную преодолеть земное притяжение и летать вокруг Земли. После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике: и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое знаменательное событие произошло 5 октября 2021 года?

Дети: Актриса с режиссёром полетели в космос снимать кино!

Воспитатель: Да, 5 октября 2021 стартовал первый в истории космонавтики киноэкипаж. Там был Герой России космонавт Антон Шкаплеров, кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. А 17 октября киноэкипаж благополучно вернулся на Землю и продолжает сейчас съёмки фильма «Вызов».

Воспитатель: Потрясающе! Какие у нас в стране смелые и отважные люди, не испугались полететь к звёздам и планетам. Дети, а вы знали, что все планеты дружат с солнышком! Настя у нас будет солнышком и покажет как планеты обращаются вокруг солнца.

Выходит девочка в костюме солнечной системы.

Воспитатель: Планеты кружат вокруг Солнца.

(Девочка в костюме солнечной системы кружится).

Воспитатель: Среди планет есть большие и малые. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая планета движется по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Солнце вращается вместе с макетами планет на костюме.

Воспитатель: Посмотрите на экран. В солнечной системе 9 планет, которые оборачиваются вокруг солнца и крутятся вокруг своей оси: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Самая большая планета - Юпитер, а самая маленькая - Меркурий. Самая горячая планета - Венера она очень близка к солнцу, самая холодная планета - Уран, он находится далеко от солнца.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся в наше первое космическое путешествие и познакомимся с планетами поближе. Что нам понадобится для полёта?

Дети: Скафандр, еда, ракета, горючее.

Воспитатель: Верно, взгляните на экран. Скафандр - специальный костюм для космонавтов и еда у них особая - в тюбиках. А вы хотите стать космонавтами?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам нужно узнать как взлетает ракета.

Демонстрация опыта с воздушным шаром

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. Потом разжимает пальцы и шарик летит вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шарика. А когда воздух закончится, шарик упадёт. По такому принципу ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад ярким пламенем.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда мы с вами можем познакомиться с планетами!

Игра «Планеты»

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета -
Под названием Плутон.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, какая планета самая горячая?

Дети: Марс!

Воспитатель: Нет! Самая горячая планета - это Венера! Хотите узнать про неё побольше?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда полетели на планету Венера!

Дети подходят к столу с эмблемой планеты Венера и их встречает учитель-логопед.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на Венере!

Да, на Венере очень жарко и очень душно. Чтобы здесь стало комфортно, нужно выполнить упражнения.

Учитель-логопед: Я вам буду показывать картинку, на которой изображена планета, а вы скажите, сколько слогов в названии этой планеты. Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.

Учитель-логопед: Меркурий.

Дети: Мер-ку-рий - 3 слога в слове

Учитель-логопед: Венера.

Дети: Ве-не-ра - 3 слога в слове.

Учитель-логопед: Земля.

Дети: Зем-ля - 2 слога в слове.

Учитель-логопед: Марс.

Дети: Марс - 1 слог в слове.

Учитель-логопед: Юпитер.

Дети: Ю-пи-тер - 3 слога в слове.

Учитель-логопед: Сатурн.

Дети: Са-турн - 2 слога в слове.

Учитель-логопед: Уран.

Дети: У-ран - 2 слога в слове.

Учитель-логопед: Нептун.

Дети: Неп-тун - 2 слога в слове.

Учитель-логопед: Ребята, а какое самое длинное название планеты? Дети: «Меркурий», «Венера», «Юпитер».

Учитель-логопед: Почему вы так считаете?

Дети: Потому что в названиях этих планет 3 слога.

Учитель-логопед: Ребята, а какое самое короткое название планеты?

Дети: «Марс».

Учитель-логопед: Почему?

Дети: Потому что в слове «Марс» 1 слог в слове.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Вот вам за это буква, она поможет найти космические сокровища!

Воспитатель: Спасибо! Дети перед тем, как искать другие буквы, чтобы найти сокровища, нам с вами нужно отдохнуть. Давайте выполним космическую физкультминутку!

Физкультминутка «Прогулки по планетам»

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потянуться - руки вверх).
А внизу леса, поля - (Наклониться).
Расстилается земля. (Руки развести в стороны).
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам. (На месте маршируем).
На какую захотим, (поворот в право, рука прямо).
На, такую полетим! (поворот в лево, рука прямо).

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, какая планета самая холодная?

Дети: Нет!

Воспитатель: Самая холодная планета - это Уран! Хотите больше узнать про него?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда полетели на планету Уран!

Дети подходят к столу с эмблемой планеты Уран и их встречает педагог-психолог.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на Уране!

Здесь очень холодно и чтобы согреться, нам нужно с вами выполнить задание. Соотнесите пожалуйста карточки по планетам и летающим суднам.

Дети, совещаясь между собой, сортируют карточки согласно изображённым объектам - планета к планете, судна к судну.

Педагог-психолог: Вы очень хорошо справились с заданием! Я дарю вам в награду букву, чтобы отыскать космические сокровища!

Воспитатель: Очень здорово! Ребята, а вы знаете какая планета самая большая?

Дети: Нет!

Воспитатель: Самая большая планета - это Юпитер. Давайте скорее отправимся туда и посмотрим какая она необъятная!

Дети подходят к столу с эмблемой планеты Юпитер и их встречает учитель-логопед.

Учитель-логопед: Приветствую вас друзья на Юпитере! Это самая большая планета в солнечной системе! Здесь можно легко заблудиться, поэтому давайте все вместе будем играть в космическую игру.

Словесная игра «Подбери слово»

Учитель-логопед: Как можно ласково назвать звезду?

Дети: Звёздочка.

Учитель-логопед: Если на небе много звёзд, то мы скажем, какое оно?

Дети: Звёздное.

Учитель-логопед: Как называется корабль, который летит к звездам?

Дети: Звездолёт.

Учитель-логопед: Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам?

Дети: Звездочёт.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Вот вам за это буква, которая поможет в поиске космических сокровищ!

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, какая планета самая маленькая?

Дети: Нет!

Воспитатель: Самая маленькая планета - это Меркурий. Давайте отправимся туда.

Дети подходят к столу с эмблемой планеты Меркурий и их встречает педагог-психолог.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на планете Меркурий! Я знаю, что у вас не хватает одной буквы, чтобы узнать, где находятся космические сокровища. Я вам помогу, если сможете отгадать мои загадки!

Педагог-психолог:

Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…

Дети: Телескоп!

Педагог-психолог:

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всём
Умный дядя…

Дети: Астроном!

Педагог-психолог:

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несётся среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - …

Дети: Комета.

Педагог-психолог:

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …

Дети: Луна.

Педагог-психолог:

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…

Дети: Ракета!

Педагог-психолог:

Планета голубая,
Любимая, родная!
Она твоя, она моя,
И называется…

Дети: Земля!

Педагог-психолог: Вы отгадали все мои загадки и вам дарю недостающую букву.

Дети соединяют четыре буквы в слово луна и идут к луне в угол актового зала, где спрятан тайник с сокровищами.

Воспитатель: Вот мы и нашли космические сокровища!

Воспитатель:

Время мчится, будто птица, и, наверно, в добрый час,
Космонавтом сильным, смелым станет кто-нибудь из вас.
Ждут вас быстрые ракеты для полёта на планеты,
Стоит только захотеть, чтобы к звёздам полететь!

Вы успешно прошли все испытания космонавтов. Но ещё многому предстоит научиться, многое узнать! А наше занятие подошло к концу! До свидания!