Цель: закрепить представления детей о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Продолжать учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям.
- Закреплять понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
- Упражнять в делении слов на слоги и в звуковом анализе слов.
Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать умение составлять слово из букв разрезной азбуки и звуковую схему слова.
- Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать у детей желание помочь другим.
Оборудование:
- Компьютер и презентация.
- Синий и зеленый домики, звуковые гномы.
- Предметные картинки по количеству детей, начинающиеся на твердый или мягкий согласные звуки.
- На каждого ребенка: билеты с буквами, подносы с буквами и цветовыми квадратами для звуковых схем.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети проходят на свои места за парты.
- Улыбнулись, потянулись,
Друг на друга посмотрели
И красиво ровно сели.
Логопед: Дети, сегодня я вас приглашаю в Страну звуков и букв.
(слайд 1)
- Хочу у вас спросить, что на ждет в этой стране? Увидим ли мы с вами звуки? Услышим ли мы с вами буквы?
Дети: нет, мы можем увидеть буквы и услышать звуки. Потому что буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.
2. Основная часть
Логопед: Отправляемся! (слайд 2) Посмотрите, дальше две дороги и наши с вами знакомые звуковые Гномики. Два шлагбаума, две деревни. Кто знает, что это за деревни? (ответы детей)
Логопед: совершенно верно, в одной деревне живут гласные звуки и буквы, а в другой согласные. Кто скажет, как узнать гласный звук? (Дети: гласный звук тянется, поется, воздушная струя не встречает преграду)
А как узнать со гласный звук? (Дети: согласный звук нельзя пропеть, воздушная струя встречает преграду: губы, зубы или язык)
- У вас на подносе лежит билет с буквой. Посмотрите на него и скажите, в какую деревню вы пройдете с этим билетом? (несколько детей отвечают)
- И у меня билет с согласной буквой. Значит все мы отправляемся в деревню согласных звуков и букв.
(слайд 3)
- А вот и первое препятствие. Буквы вышли погулять. Звуковым Гномам надо их собрать. Назовите Буквы, которые возьмет с собой Синий Гном? (Ш,Ж,Ц). Почему? (Потому что они обозначают всегда твердые звуки). А Зеленый Гном? (Й, Щ, Ч - потому что они обозначают всегда мягкие звуки).
- Какие две буквы остались? Почему? (Остались буквы А, И, потому что они обозначают гласные звуки).
- Отправим их в коробе в деревню гласных звуков.
- Ну вот мы и в деревне. Зайдем в первый домик в гости (слайд 4).
- Что вы можете сказать про звук, живущий здесь? (Дети: он согласный, твердый, звонкий)
- Правильно! А какая буква его обозначает догадаетесь? (появляются картинки, в названии каждой из них есть звук Ж) Дети называют букву.
- Молодцы! Поиграем в этом домике? Игра «Уберем картинки» (баклажан, лыжи, жук, жираф, жилет, ежевика)
- В этом слове 2 слога, звук Ж в середине (лыжи).
- В этом слове один слог, звук Ж в начале (жук)..
- В этом слове три слога, звук Ж в середине (баклажан)..
- В этом слове 2 слога, звук Ж в начале (жираф, жилет).
- Какое слово осталось? (ежевика). Как можно сказать про это слово? (В нем 4 слога, звук Ж в середине).
- Вы очень хорошо справились с заданиями. Идем дальше. (слайд 5).
Зайдем в следующий домик. Что вы можете сказать о звуках, живущих в нем? (это согласные, твердый и мягкий, глухие)
- Поиграем в игру «Услышь звук». Возьмите в правую руку зеленый квадрат, в левую синий. Слушайте первый звук в слове (тень, тополь, сито, семь, собака, хомяк, хлеб, кит, кот). Дети слушают слово и поднимают квадраты, подходящие по цвету.
- А теперь самостоятельно (по картинкам на доске)
- Скажите, пожалуйста, дети, в этом доме живут два звука, а какая буква вы догадались? (буква П)
Физкультминутка
Согласные нельзя пропеть, но можно прошуметь
И даже можно поиграть и эти звуки показать!
Дети выходят из-за столов, встают полукругом.
Насос колеса накачает - ССС (имитация насоса)
Комар-пискун в лесу летает - ЗЗЗ. (пальцы-щепотка, изображаем полет комара))
Жук толстый важный пролетел - ЖЖЖ (руки на пояс, «машем» крыльями)
И уж пятнистый прошипел - ШШШ (рука изхображает змея)
Тигр полосатый зарычал - РРР (изображают тигра)
И колокольчик всех позвал - ЛьЛьЛь («звенят» в колокольчик)
Дети остаются стоять в полукруге.
Игра в домики.
- А сейчас, пожалуйста, каждый из вас возьмет у меня с подноса по одной картинке. Посмотрит на свою картинку, определит первый звук и по команде «Раз, два, три», положит свою картинку или в синий или в зеленый домик.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, но надо проверить, не оказалось ли лишних картинок в домиках.
Взрослый показывает картинки, дети называют.
Дети садятся обратно за столы.
- Дети, посмотрите, пока мы с вами играли, в деревне согласных звуков и букв появился дракон! Это Буквоед. Обычно он питается напечатанными и написанными словами, но сегодня, видимо, он ничего не нашел. Сейчас он съест буквы в домиках! Надо их спасти! Давайте составим слова из букв и накормим Буквоеда.
Составим слово … (картинка СЫР размещается на доске).
- Сначала соберите слово из букв, а внизу под ним сделайте звуковую схему этого слова.
Дети выполняют задание.
Далее слово один из детей выкладывает на доске, другой ребенок - звуковую схему к нему. Проверка.
- Молодцы! А теперь ответьте:
- Сколько в этом слове букв?
- Сколько в этом слове гласных звуков?
- Сколько в этом слове согласных звуков?
- Сколько всего звуков в этом слове?
Следить, чтобы дети отвечали полным ответом.
После ответов слово со схемой появляется на экране.
- Отдадим слово Буквоеду. Но он не уходит. Придется составить еще одно.
Составим слово … (картинка ЛИМОН размещается на доске).
- Сначала соберите слово из букв, а внизу под ним сделайте звуковую схему этого слова.
Дети выполняют задание.
Далее слово один из детей выкладывает на доске, другой ребенок - звуковую схему к нему. Проверка.
- Молодцы! А теперь ответьте:
- Сколько в этом слове букв?
- Сколько в этом слове гласных звуков?
- Сколько в этом слове мягких согласных звуков, а твердых?
- Сколько всего звуков в этом слове?
Следить, чтобы дети отвечали полным ответом.
Слово появляется на экране, Буквоед уходит.
- Ура! Мы спасли деревню, теперь буквам и звукам ничего не угрожает.
Гномики благодарят нас и говорят нам «До новых встреч»!
3. Подведение итогов, рефлексия
- Дети, вам понравилось наше посещение Страны Звуков и Букв? (ответы детей).
- Что кому запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей).
- Какое задание было сложным? (ответы детей).
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. И я обязательно возьму вас с собой, когда отправлюсь в деревню гласных звуков!