Литература
-
Формирование навыков выражать мысли в работе с текстом 2020
Проблема нынешнего поколения - это говорить и излагать свою мысль. Высказывать своё мнение, вести дискуссию. Быть в активной деятельности со всеми. Проявлять эмоциональное желание в общении с людьми. Цель выучить умению использовать и соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю с помощью кластера, для создания конструкции предложения словесного пересказа текста. Таким образом подводим учащихся к схемам в работе с диаграммами и картой истории. Работа с постером по тексту.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 10-м классе в технологии педагогических мастерских) 2003
Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, формировать нравственные понятия, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 9-м классе в технологии критического мышления) 2003
Урок литературы способствует формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков; они приобщают учащихся к культурному наследию и процессу духовного развития; направлены на воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных качеств личности.
-
Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности учащихся в практике работы учителя-словесника 2009
Данная статья является осмыслением опыта работы учителя-словесника. Автор на ряде примеров рассказывает о различных приёмах и методах включения ребят в активную работу на уроках литературы, о заданиях проблемного характера различного уровня сложности, развивающих навыки исследовательской и творческой деятельности учащихся.
-
Формирование навыков проектной деятельности через использование электронно-цифровой среды 2020
Школа начала XXI века и современная – два разных образовательных института, и работа современного учителя должна в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемыми нынешними стандартами образования.
-
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературы в начальной школе. Фрагменты уроков по литературному чтению 2022
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием – смысловым чтением.
-
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы 2021
Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения. Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.
-
Формирование навыков смыслового чтения при сопровождении итоговых индивидуальных проектов по литературе 2021
Говоря об особенностях смыслового чтения можно сказать, что смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
-
Формирование национальной картины мира на уроках гуманитарного цикла на основе эффективного использования «Педагогической мастерской» 2022
Язык должен рассматриваться в контексте национальной культуры. Через образы-скрепы постигается национальная картина мира и духовные ценности народа, что позволяет преодолеть дробность, мозаичность знаний обучающихся. Обращение к текстам различной природы: текстам художественной литературы, художественным произведениям разных видов искусств, танцам, предметам старины, народным костюмам – помогает осознать культурный диалог между культурами разных эпох и разных искусств. Урок-мастерская «В гостях у русского народного костюма» представляет модель интегрированного урока по развитию речи (русский язык – литература – изобразительное искусство). Урок построен в технологии «Педагогической мастерской» с использованием элементов технологии «Диалога культур» и технологии сотрудничества.
-
Формирование нравственно активной личности — главная задача обучения и воспитания старшеклассников на уроках литературы 2005
Наша жизнь - это процесс постоянного выбора, выбора между добром и злом, любовью и ненавистью. В сегодняшнем безнравственном мире только подлинно активная нравственная личность способна совершать правильный выбор как каждодневно, так и на поворотных, переломных этапах своей жизни, в периоды серьезных испытаний. В воспитании такой личности большую роль играют проблемные морально-этические ситуации, которые необходимо использовать на уроках литературы.
-
Формирование нравственных ценностей учащихся через чтение произведений В.А.Осеевой 2022
В данной статье описаны какие нравственных ценности формируются у учащихся начальной школы через чтение произведений В.А.Осеевой. Приведены положительные качества и умение воспитывать через книгу, а также развить различные морально-этические нормы. В статье показан анализ произведений В.А.Осеевой и осмысления детьми нравственных и моральный убеждений.
-
Формирование общеучебных умений работать с информацией на уроке литературного чтения при изучении «Сказки про трёх поросят» 2018
Статья посвящена формированию общеучебных умений работать с информацией на примере английской народной «Сказки про трёх поросят» и сказки С.В.Михалкова «Три поросёнка». В статье представлена разработка урока литературного чтения, на котором решаются следующие задачи: развивать умения осознанного чтения и анализа художественного произведения, умения сравнивать авторскую и народную сказку, умения понимать, искать, фиксировать информацию, сжато пересказывать текст, работать со словарём.
-
Формирование общих умений коммуникации на учебных занятиях по литературному чтению 2007
В статье раскрывается понятие "коммуникативная компетенция", приводятся приемы работы по ее формированию на примере коллективного учебного занятия по литературному чтению с применением методики "Взаимообучение чтению и пересказу".
-
Формирование основ нравственности в воспитательном и образовательном пространстве современного образовательного учреждения 2010
Настало время судить о литературе с позиций не только традиционных идеалов, но прежде всего с высоты самых насущных и жестких требований дня. Учитель должен выпустить из школы нравственного человека, знающего, что в мире есть не только силы добра, но и силы зла и мрака, которые постоянно посягают на гуманистическую природу человека, уродуют его душу.
-
Формирование положительной учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях программы ФГОС 2023
Для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
-
Формирование правильной читательской деятельности на примере изучения рассказа А.П. Чехова "Страшная ночь" на уроках литературы. 6-й класс 2013
Чтение развивает творческую личность, способную к нестандартному мышлению. Статья посвящена теории творческого чтения.
-
Формирование представлений о героизме и патриотизме на уроках литературы у учащихся средней школы на примере произведения Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" 2021
В школьной программе на сегодняшний день по ФГОС не изучается «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. На мой взгляд, такой подвиг летчика не может оставаться в тени, поэтому данное произведение может быть проанализировано в рамках внеклассного чтения или на внеклассном мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне. Задачей данной работы стало создание методической разработки урока, посвященной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и ее практическое применение, оценка результативности проделанной деятельности.
-
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) 2013
Занятие по художественной литературе в старшей группе формирующее представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. На занятии дается представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, с целью вызвать интерес к языку былин, преданий; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
-
Формирование речевой и духовно-нравственной культуры учащихся через реализацию личностно ориентированного подхода в обучении литературе 2010
Уникальные возможности для духовного роста, заполнения «горницы души» и развития речевой и нравственной культуры учащихся, формирования личности в целом дают уроки литературы, где главная задача – научить чувствовать и размышлять, быть восприимчивым к красоте, добру, правде, душевному теплу, состраданию.
-
Формирование семейных ценностей на уроках литературы 2024
Семейные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая значительное влияние на его мировоззрение, поведение и жизненные приоритеты. В современном обществе, где традиционные устои подвергаются серьезным испытаниям, особенно важно обратить внимание на воспитание этих ценностей. Одним из эффективных средств формирования семейных ценностей является преподавание литературы в школе. Формирование семейных ценностей на уроках литературы является важной задачей современной школы. Литературные произведения предоставляют уникальную возможность для глубинного осмысления роли семьи в жизни человека, помогают развивать эмпатию, нравственные качества и критическое мышление. Используя разнообразные методики преподавания, учителя могут эффективно способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, что является залогом гармоничного развития личности и общества в целом.
-
Формирование смыслового чтения на уроке литературы. Тема: "Тим Собакин "Игра в птиц"" 2012
Цель урока: системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа; подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
-
Формирование смыслового чтения через технологию развития критического мышления 2022
Стратегии смыслового чтения: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Для формирования навыков смыслового чтения, как показывает опыт использования современных технологий в обучении, целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления. Данная технология обеспечивает в том числе формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться различными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. То есть в технологии РКМ главенствующая роль отведена тексту. Его читают, а после пересказывают, трансформируют, анализируют, интерпретируют, такое чтение противоположно пассивному, являясь активным и вдумчивым, ученики начинают более глубоко подходить к полученной ими информации.
-
Формирование смысложизненных ориентиров у школьников при изучении творчества Ф.И. Тютчева 2005
Духовное становление личности начинается в школьные годы. Поэтому уроки литературы как уроки нравственного прозрения необычайно значимы. И особая роль отводится поэтическому слову, ведь "в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией". Поэзией Ф.И.Тютчева, - говорим мы. Изучению творчества этого замечательного русского поэта программа отводит до обидного мало времени. А жаль... Тютчев заслуживает большего. Школьники перечитывают его стихи, испытывая радость общения с личностью оригинальной, особенной. И чувства, и воля, и ум, и слово этой личности волнуют, будят мысли, влекут к познанию себя и мира. Да, Тютчев, по меткому выражению И.С. Тургенева, "создал речи, которым не суждено умереть". Они помогают вырастить душу. А разве не в этом смысл нашей жизни?
-
Формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики 2009
Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям. Современная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.
-
Формирование толерантности у школьников на уроках литературы 2013
В работе представлены возможные варианты анализа отдельных произведений литературы, которые помогают формированию у школьников толерантности.
-
Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков 2008
Анализируя результаты педагогического исследования, мы видим, что если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне. В конце учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне низкий уровень овладения общеучебными умениями и навыками не наблюдался. Очевидно, что на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков.
-
Формирование у обучающихся основ читательской компетенции как междисциплинарного учебного действия 2021
Школьная программа постепенно усложняется, и если ученик не научился осознанному чтению, то в среднем и старшем звене он будет испытывать сложности по многим предметам. Использование технологий развития критического мышления на различных предметах помогают школьникам быстрее и эффективнее справиться как с теоретическим материалом, так и с заданиями.
-
Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006
Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.
-
Формирование у школьников интереса к истории и духовной культуре родного края при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–9-х классах 2014
Литература родного края – один из разделов программы по литературе для средней школы под редакцией Г.Р. Курдюмовой. Введение регионального компонента формирует внутреннюю потребность личности изучать литературу родного края. На уроках донского фольклора учащиеся не только читают и анализируют сказки, но и шьют костюмы сказочных героев, иллюстрируют сказки, готовят поделки к сюжету сказок.
-
Формирование умения смыслового чтения. Выявление основной проблемы текста через ключевое понятие 2018
Цель урока: учить приёмам правильной читательской деятельности; развивать интеллектуальную культуру.