Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Фёдор Иванович Тютчев – яркий представитель золотого века русской поэзии 2020

    Автор: Нековаль Ольга Федоровна

    Цель урока: пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева; раскрыть духовный мир поэта; выяснить, каково было отношение к поэту его современников; выделить основные темы лирики Тютчева; путем чтения (чтение стихов наизусть учащимися) и анализа стихотворений попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.

    Ф.И.Тютчев

  • Федор Михайлович Достоевский – писатель и мыслитель 2015

    Автор: Ермакова Елена Михайловна

    Презентация рассчитана на 2 учебных часа. Цель урока: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Презентация не только знакомит с фактами жизни Достоевского, но и создает представление о личности и творческой деятельности писателя, показывает его индивидуальность, выявляет особенности мировоззрения на различных этапах жизненного пути.

  • Феномен дневника в пьесе В.В.Набокова «Полюс» 2022

    Автор: Андреева Анастасия Денисовна

    Чаще всего базовый школьный курс заканчивается драмами А.Чехова. Чтобы расширить представления учащихся о драматургии, можно использовать на уроках литературы пьесы небольшого объёма. Примером такого текста является пьеса В.В.Набокова «Полюс». Главный парадокс одноактной пьесы в стихах "Полюс" В.В.Набокова заключается в специфической сочетаемости жанра дневника и драматургической репрезентативности. Персонаж Набокова относится особым образом к своему дневнику, называя его "молитвенником". Жанровое уточнение в данном контексте актуализует перформативность молитвы и одновременно выступает как мобилизатор действенной природы драмы: молитва, чтение дневника – есть действие, событие пьесы.

    В.В.Набоков, В.В.Набоков «Полюс»

  • "Фет и Тютчев: Штрихи к двойному портрету". Сценарий литературной гостиной 2008

    Автор: Заверткина Оксана Анатольевна

    Сценарий литературной гостинной для учащихся 10–11-х классов. Данный материал предоставит возможность учащимися более полно познакомиться с жизнью и творчеством двух великих русских поэтов, узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях их судьбы. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.

  • Физико-литературный брейн-ринг "Я познаю науки" 2012

    Автор: Борунова Валентина Ивановна

    Игра организована для обучающихся профессиональных училищ, изучающих физику. Игроки представлены двумя командами по шесть человек. Итоги игры подводят эксперты. Игра состоит из шести раундов: разминка, экспериментальный, знаменитые люди, задачи по загадкам, физика и лирика, черный ящик. После 2-го и 3-го раундов проводятся конкурсы для болельщиков.

  • Филологический анализ литературного произведения в 10-м классе (программа элективного учебного предмета; профильное обучение) 2008

    Автор: Перепелова Лариса Алексеевна

    Данный элективный предмет для учащихся 10-х классов гуманитарного профиля. Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Цель курса – овладение умениями и навыками филологического анализа литературного произведения, полученными в основной средней школе и углубляемыми в старшем классе. Содержание программы позволяет спроектировать хорошие результаты, указанные в пояснительной записке.

  • Философия жизни (поэтическая мастерская "Сочиняем хокку") 2007

    Автор: Бородина Татьяна Евгеньевна

    Поэтическая мастерская – это урок творчества. Подобные занятия выстраиваются в рамках деятельностно-творческой парадигмы образования, в центре которой – знания и деятельность, погруженные в социокультурный контекст, в ситуацию диалога, взаимопонимания. Внимание направлено на ценностное содержание объектов окружающего предметного мира, их личностный смысл. Поиск смысла собственной жизни и бытия вообще является содержанием данного урока.


  • Философия любви. Урок по произведению Экзюпери "Маленький принц" 2013

    Автор: Рылова Надежда Александровна

    Урок знакомит с биографией писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Рассматриваются понятия «тщеславие», «честолюбие», «альтруизм». Учащиеся работают с художественным образом, постигают значение образа-символа, анализируют художественное произведение, используя ценностные понятия.

  • Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды" 2009

    Авторы: Бавыкина Оксана Николаевна, Рухлина Елена Викторовна

    На примере героев романа В. Дудинцева "Белые одежды" учащиеся рассматривают, как проблемы генетики отражаются в литературе. В ходе конференции обращается внимание на анализ процессов деления клетки, строение хромосом. Ребята пытаются осмыслить основные проблемы произведения, учатся анализировать и делать выводы, а также работе с различными источниками информации.

  • Философская концепция рассказа А.П. Чехова "Студент" 2007

    Автор: Присяжнюк Ирина Владимировна

    Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова "Студент", воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

  • Философская лирика А.С. Пушкина 2010

    Автор: Гавриш Нина Васильевна

    Анализ стихотворения "...Вновь я посетил..." раскрывает художественные особенности философской лирики А.С. Пушкина, мастерство постижения художественного мира поэтом. Такая работа с поэтическим текстом способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме.

  • Философская лирика М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости 2016

    Автор: Просоедова Марина Николаевна

    Урок литературы в 9-м классе построен в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя получение новых знаний, закрепление изученного материала в развитии навыков в практической работе с текстом. Цель урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова; познакомить школьников с мироощущением, идеалами поэта, его нравственным и творческим выбором; представить своеобразие философской лирики М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости.

    М.Ю.Лермонтов

  • Философские проблемы романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012

    Автор: Ишкова Татьяна Васильевна

    Урок является заключительным в системе уроков по роману Булгакова. Урок разработан с целью анализа финальных глав романа как наиболее философски насыщенных, стимулирующих старших школьников осмыслить и обсудить важнейшие общечеловеческие проблемы. Применяются виды работ, способствующие развитию психических функций: памяти, внимания, логического мышления. Работа в группах учит обсуждать проблемы философского характера, формулировать свою точку зрения.

  • Философское и психологическое значение пейзажа в произведениях И.С. Тургенева и картинах И.И. Левитана 2012

    Автор: Шерстянкина Любовь Леонидовна

    Интегрированный урок литературы в 7-м классе по теме. Призван познакомить учащихся с творчеством И.С. Тургенева, обучить анализу художественного произведения, помочь определить роль пейзажа, его философское и психологическое значение.


  • Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева 2018

    Автор: Лазарева Галина Александровна

    Цель урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у обучающихся навыки интерпретации лирического произведения.

  • Финансовая грамотность на уроках русского языка и литературы 2020

    Автор: Тикунов Данила Геннадьевич

    Презентация знакомит с классическими произведениями русской литературы, в которых используются финансовые термины, понятия собственности и т.п.

    финансовая грамотность

  • Флора и фауна в поэзии А.Фета 2013

    Автор: Дьячкова Татьяна Ивановна

    Фет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. Он строит картину мира, которую видит, чувствует, осязает и слышит. Природа в лирике поэта живет своей разнообразной жизнью и показана в движении, в переходах из одного состояния в другое.

  • Флористика в поэзии А.С.Пушкина 2020

    Автор: Сулима Ирина Александровна

    В пушкинскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов». В ней не только перечислены символы цветов, но и дано толкование значения букетов. В этой книге цветы, деревья, плоды ассоциируются с внешними и внутренними качествами людей, их чувствами и взаимоотношениями. Растения, живые и искусственные, были непременным элементом женских туалетов. Символические букеты рисовали в дамских альбомах. Увлекался флористической символикой и Пушкин.

    А.С.Пушкин

  • Фольклор – детство нашей культуры 2012

    Автор: Виноградова Клавдия Валерьевна

    Заключительный урок на повторение и обобщение изученного строится на интегративной педагогической технологии. Она помогает донести ключевое для фольклора понятие «синкретизм». Игровые технологии делают урок занимательным для пятиклассников. Интрига урока: закрытые створки доски, соединенные навесным картонным «замком». В конце урока створки открываются, предстает изображение Древа жизни, на «листочках» которого перечислены свойства фольклора.

  • Фольклор. "Пословицы" 2010

    Автор: Павлова Зинаида Александровна

    Данный материал помогает увидеть проблему и сформулировать ее в виде вопроса: "Зачем нужно изучать пословицы"? Пословицы транслируют накопленный веками опыт наших предков. Работа в группах оживляет процесс осмысления данной проблемы и позволяет проявлять всем свои коммуникативные навыки.

  • Фольклорное путешествие 2020

    Автор: Трофимова Инна Геннадьевна

    Материалы данной статьи помогут учителю литературы при проведении недели русского языка и литературы, организации внеклассной работы по предмету «Родная литература». Элементы путешествия можно использовать на уроках литературы при изучении темы «Фольклор».


  • Фольклорное путешествие "Сказка, песня… любовь" 2011

    Автор: Трофимова Инна Геннадьевна

    Разработка фольклорного путешествия для учащихся 5–9-х классов – внеклассное мероприятие, проведенное в методическую неделю русского языка и литературы. Это мероприятие позволяет раскрыть творческие способности учащихся, применить, полученные на уроках знания в новой, нестандартной ситуации, расширить кругозор, познакомиться с названием науки, изучающей фольклор.

  • Фольклорные жанры, сопровождающие обряды, связанные с рождением ребенка у бурят 2011

    Автор: Платохонова Ирина Маратовна

    Цель работы заключается в том, чтобы познакомить учащихся с традициями и обрядами бурят; показать разнообразие фольклорных жанров, сопровождающих родильные обряды, которые на пути эволюционного развития претерпели значительные изменения и упрощения, определить их функции, проанализировать содержание, рассмотреть поэтику этих произведений.

  • Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") 2010

    Автор: Задорожняя Елена Викторовна

    Урок обобщает материал по жизни и творчеству Н.В. Гоголя, формирует у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

  • Фольклорные традиции в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009

    Автор: Олюнина Валентина Саввична

    На уроке рассматриваются фольклорные традиции в «Песне…»: стилеобразующие средства, их место и роль в произведении. Особенности стиля поэмы показывают, как глубоко постиг Лермонтов дух народной поэзии и выразил народный взгляд на мир, нравственные идеалы языком самого народа. Особое внимание на уроке отводится развитию интереса к прошлому нашей страны, осознанию нравственных ценностей и формированию устойчивых ценностных ориентаций.

  • Фольклорные традиции в литературе. 6-й класс 2010

    Автор: Мелешко Татьяна Федоровна

    Основой литературного образования в школе является умение наслаждаться литературным произведением. Это умение закладывается на первом этапе обучения литературе. В нем сосредоточен основной объем эстетической информации. Учащимся предстоит освоить язык литературы - особого вида искусства.

  • Фольклорный праздник "Осенний балаган". 5-й класс 2014

    Автор: Гришакина Светлана Робертовна

    Сценарий поможет провести веселый праздник, на котором дети узнают много интересного о том, как жили наши предки, что для них было значимо, как умели они сочетать трудовые будни и веселье. Материал собран из сборников русских обрядов, праздников, обычаев, которые удалось сохранить. На празднике дети играют, поют, участвуют в обрядах.

    устное народное творчество, воспитание уважения и гордости к истории своей страны

  • Фольклорный праздник в 5-м классе 2007

    Автор: Коняева Виктория Юрьевна

    Внеклассное мероприятие "Фольклорный праздник" помогает учащимся проникнуться поэтичностью устного народного творчества, овладеть умением рассказывать небылицы, сказки, петь частушки. Устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся. Простой и доступный пятиклассникам материал, основанный на русском фольклоре, позволяет заинтересовать учащихся; инсценировки небылиц, возможность "выступать" привлекают ребят к дальнейшему изучению литературы в целом. В сценарии использован краеведческий материал. Мероприятие носит интегрированный характер: предварительно на уроках ИЗО разбирается русский национальный костюм, изучаются особенности народных промыслов, учитель музыки готовит оркестр народных инструментов, исполнение частушек и народной песни. "Фольклорный праздник" проводится после изучения раздела "Фольклор".


  • Формирование "я"-образа в подростковом возрасте как фактор успешной социализации 2015

    Автор: Лукьянова Светлана Викторовна

    Подростковый период очень важен для формирования у подростка самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей впоследствии влияние на самопознание и самовоспитание, развитие личности.

  • Формирование ассоциативного мышления учащихся при изучении лирического произведения 2008

    Автор: Бороздунова Любовь Васильевна

    В данной работе рассмотрены общие особенности вызываемых лирическими образами ассоциаций в произведениях разных авторов и разных художественных направлений. На примере одного урока показано, как педагог может от возникших при первом чтении субъективных ассоциаций через целостный анализ текста привести детей к наиболее глубокому пониманию произведения.