Литература
-
Фантастический и реальный мир сказок. 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения. В течение занятия ребята знакомятся с западноевропейскими мифами и сопоставляют их со славянской мифологией. Прослеживается путь постижения жизни через сказки.
-
Фантастическое в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя 2014
«Вечера на хуторе…» представляют собою великолепные картины жизни и быта украинского народа, из которых русский читатель впервые увидел народ Украины с тьмой обычаев, поверий, легенд, с песнями, юмором, особым складом речи, картинами родной природы. Своими «Вечерами…» Гоголь как бы включился в практическое разрешение той основополагающей проблемы, на которую указывалось, – проблемы народности литературы.
-
Фантастическое и реальное в произведениях Н.В. Гоголя. Повесть "Пропавшая грамота". 5-й класс 2013
На уроках литературы учащиеся знакомятся с произведением Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". Урок способствовал развитию у учащихся фантазии, воображения, речи, имел большое значение в нравственном мировоззрении, в укреплении дружеских отношений в классе, сплочении коллектива. Немаловажными являются задачи, решаемые во время игры: желание выступить в какой-либо роли, добровольно подчиняясь игровым правилам.
-
ФГОС на уроках литературного чтения с психологическими приемами на примере произведения Н.Н. Носова «Ступеньки» 2015
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает основу дальнейшего образования, в котором чтение служит важным элементом всех учебных действий. Цель: достижение личностных, метапредметных, предметных результатов курса, заложенных в ФГОС, с психологическими приемами; помочь ребенку стать читателем, оказать благотворное влияние на его духовно-нравственное развитие.
-
Фёдор Иванович Тютчев – яркий представитель золотого века русской поэзии 2020
Цель урока: пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева; раскрыть духовный мир поэта; выяснить, каково было отношение к поэту его современников; выделить основные темы лирики Тютчева; путем чтения (чтение стихов наизусть учащимися) и анализа стихотворений попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.
-
Федор Михайлович Достоевский – писатель и мыслитель 2015
Презентация рассчитана на 2 учебных часа. Цель урока: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Презентация не только знакомит с фактами жизни Достоевского, но и создает представление о личности и творческой деятельности писателя, показывает его индивидуальность, выявляет особенности мировоззрения на различных этапах жизненного пути.
-
Феномен дневника в пьесе В.В.Набокова «Полюс» 2022
Чаще всего базовый школьный курс заканчивается драмами А.Чехова. Чтобы расширить представления учащихся о драматургии, можно использовать на уроках литературы пьесы небольшого объёма. Примером такого текста является пьеса В.В.Набокова «Полюс». Главный парадокс одноактной пьесы в стихах "Полюс" В.В.Набокова заключается в специфической сочетаемости жанра дневника и драматургической репрезентативности. Персонаж Набокова относится особым образом к своему дневнику, называя его "молитвенником". Жанровое уточнение в данном контексте актуализует перформативность молитвы и одновременно выступает как мобилизатор действенной природы драмы: молитва, чтение дневника – есть действие, событие пьесы.
-
"Фет и Тютчев: Штрихи к двойному портрету". Сценарий литературной гостиной 2008
Сценарий литературной гостинной для учащихся 10–11-х классов. Данный материал предоставит возможность учащимися более полно познакомиться с жизнью и творчеством двух великих русских поэтов, узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях их судьбы. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
Физико-литературный брейн-ринг "Я познаю науки" 2012
Игра организована для обучающихся профессиональных училищ, изучающих физику. Игроки представлены двумя командами по шесть человек. Итоги игры подводят эксперты. Игра состоит из шести раундов: разминка, экспериментальный, знаменитые люди, задачи по загадкам, физика и лирика, черный ящик. После 2-го и 3-го раундов проводятся конкурсы для болельщиков.
-
Филологический анализ литературного произведения в 10-м классе (программа элективного учебного предмета; профильное обучение) 2008
Данный элективный предмет для учащихся 10-х классов гуманитарного профиля. Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Цель курса – овладение умениями и навыками филологического анализа литературного произведения, полученными в основной средней школе и углубляемыми в старшем классе. Содержание программы позволяет спроектировать хорошие результаты, указанные в пояснительной записке.
-
Философия жизни (поэтическая мастерская "Сочиняем хокку") 2007
Поэтическая мастерская – это урок творчества. Подобные занятия выстраиваются в рамках деятельностно-творческой парадигмы образования, в центре которой – знания и деятельность, погруженные в социокультурный контекст, в ситуацию диалога, взаимопонимания. Внимание направлено на ценностное содержание объектов окружающего предметного мира, их личностный смысл. Поиск смысла собственной жизни и бытия вообще является содержанием данного урока.
-
Философия любви. Урок по произведению Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок знакомит с биографией писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Рассматриваются понятия «тщеславие», «честолюбие», «альтруизм». Учащиеся работают с художественным образом, постигают значение образа-символа, анализируют художественное произведение, используя ценностные понятия.
-
Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды" 2009
На примере героев романа В. Дудинцева "Белые одежды" учащиеся рассматривают, как проблемы генетики отражаются в литературе. В ходе конференции обращается внимание на анализ процессов деления клетки, строение хромосом. Ребята пытаются осмыслить основные проблемы произведения, учатся анализировать и делать выводы, а также работе с различными источниками информации.
-
Философская концепция рассказа А.П. Чехова "Студент" 2007
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова "Студент", воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Философская лирика А.С. Пушкина 2010
Анализ стихотворения "...Вновь я посетил..." раскрывает художественные особенности философской лирики А.С. Пушкина, мастерство постижения художественного мира поэтом. Такая работа с поэтическим текстом способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
-
Философская лирика М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости 2016
Урок литературы в 9-м классе построен в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя получение новых знаний, закрепление изученного материала в развитии навыков в практической работе с текстом. Цель урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова; познакомить школьников с мироощущением, идеалами поэта, его нравственным и творческим выбором; представить своеобразие философской лирики М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости.
-
Философские проблемы романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Урок является заключительным в системе уроков по роману Булгакова. Урок разработан с целью анализа финальных глав романа как наиболее философски насыщенных, стимулирующих старших школьников осмыслить и обсудить важнейшие общечеловеческие проблемы. Применяются виды работ, способствующие развитию психических функций: памяти, внимания, логического мышления. Работа в группах учит обсуждать проблемы философского характера, формулировать свою точку зрения.
-
Философское и психологическое значение пейзажа в произведениях И.С. Тургенева и картинах И.И. Левитана 2012
Интегрированный урок литературы в 7-м классе по теме. Призван познакомить учащихся с творчеством И.С. Тургенева, обучить анализу художественного произведения, помочь определить роль пейзажа, его философское и психологическое значение.
-
Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева 2018
Цель урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у обучающихся навыки интерпретации лирического произведения.
-
Финансовая грамотность на уроках русского языка и литературы 2020
Презентация знакомит с классическими произведениями русской литературы, в которых используются финансовые термины, понятия собственности и т.п.
-
Флора и фауна в поэзии А.Фета 2013
Фет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. Он строит картину мира, которую видит, чувствует, осязает и слышит. Природа в лирике поэта живет своей разнообразной жизнью и показана в движении, в переходах из одного состояния в другое.
-
Флористика в поэзии А.С.Пушкина 2020
В пушкинскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов». В ней не только перечислены символы цветов, но и дано толкование значения букетов. В этой книге цветы, деревья, плоды ассоциируются с внешними и внутренними качествами людей, их чувствами и взаимоотношениями. Растения, живые и искусственные, были непременным элементом женских туалетов. Символические букеты рисовали в дамских альбомах. Увлекался флористической символикой и Пушкин.
-
Фольклор – детство нашей культуры 2012
Заключительный урок на повторение и обобщение изученного строится на интегративной педагогической технологии. Она помогает донести ключевое для фольклора понятие «синкретизм». Игровые технологии делают урок занимательным для пятиклассников. Интрига урока: закрытые створки доски, соединенные навесным картонным «замком». В конце урока створки открываются, предстает изображение Древа жизни, на «листочках» которого перечислены свойства фольклора.
-
Фольклор. "Пословицы" 2010
Данный материал помогает увидеть проблему и сформулировать ее в виде вопроса: "Зачем нужно изучать пословицы"? Пословицы транслируют накопленный веками опыт наших предков. Работа в группах оживляет процесс осмысления данной проблемы и позволяет проявлять всем свои коммуникативные навыки.
-
Фольклорное путешествие 2020
Материалы данной статьи помогут учителю литературы при проведении недели русского языка и литературы, организации внеклассной работы по предмету «Родная литература». Элементы путешествия можно использовать на уроках литературы при изучении темы «Фольклор».
-
Фольклорное путешествие "Сказка, песня… любовь" 2011
Разработка фольклорного путешествия для учащихся 5–9-х классов – внеклассное мероприятие, проведенное в методическую неделю русского языка и литературы. Это мероприятие позволяет раскрыть творческие способности учащихся, применить, полученные на уроках знания в новой, нестандартной ситуации, расширить кругозор, познакомиться с названием науки, изучающей фольклор.
-
Фольклорные жанры, сопровождающие обряды, связанные с рождением ребенка у бурят 2011
Цель работы заключается в том, чтобы познакомить учащихся с традициями и обрядами бурят; показать разнообразие фольклорных жанров, сопровождающих родильные обряды, которые на пути эволюционного развития претерпели значительные изменения и упрощения, определить их функции, проанализировать содержание, рассмотреть поэтику этих произведений.
-
Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") 2010
Урок обобщает материал по жизни и творчеству Н.В. Гоголя, формирует у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
-
Фольклорные традиции в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
На уроке рассматриваются фольклорные традиции в «Песне…»: стилеобразующие средства, их место и роль в произведении. Особенности стиля поэмы показывают, как глубоко постиг Лермонтов дух народной поэзии и выразил народный взгляд на мир, нравственные идеалы языком самого народа. Особое внимание на уроке отводится развитию интереса к прошлому нашей страны, осознанию нравственных ценностей и формированию устойчивых ценностных ориентаций.
-
Фольклорные традиции в литературе. 6-й класс 2010
Основой литературного образования в школе является умение наслаждаться литературным произведением. Это умение закладывается на первом этапе обучения литературе. В нем сосредоточен основной объем эстетической информации. Учащимся предстоит освоить язык литературы - особого вида искусства.