Формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики

Разделы: Русский язык, Литература


Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям. Современная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.

Важной работой в этом направлении, на мой взгляд, является формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики. Цель такой работы - воспитание уважения к искусству, истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения, развитие коммуникативных и организаторских способностей, способности к эмпатии и самоконтролю, пробуждение интереса к познанию мира искусства и культуры через театр, музей и его коллекции, через взаимодействие литературы с другими видами искусства.

Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать информационную культуру и креативную деятельность; а также сформировать уважительное отношение к искусству, музейным памятникам как части культуры, умение переживать и сопереживать.

В своей педагогической деятельности на протяжении многих лет я тесно работаю с екатеринбургскими театрами и музеями. И это не столько посещение спектаклей и выставок, сколько на основе таких посещений освоение информации, впечатлений на качественно новом уровне, включая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной и театральной коммуникации, отличительной чертой которой является неформальность, возможность максимально реальзоваться, удовлетворить интересы, развить креативные способности.

Так в прошлом году с учениками 5го класса мы посетили интерактивную выставку “Я и другие”. Итогом этого посещения стала организация дискуссии, цель которой научиться строить свои отношения друг с другом и со взрослыми в духе толерантности, обсуждение проблем толерантности, которое позволит внести коррективы в собственное поведение, а также творческая работа (сочинение-рассуждение) на тему “Я и другие”, в котором ребята осмысляли, что такое толерантность и ксенофобия, приводили примеры этих явлений в современной жизни, но главное – обдумывали вопрос, что нужно сделать каждому, чтобы из сегодняшней жизни исчезли войны и конфликты, стало больше терпимости и взаимопонимания. Такая работа очень важна, так как расширились знания учащихся о себе, своих возможностях, развились умения ориентироваться в современном мире, воспитывалась активная жизненная позиция.

Также в прошлом году мы принимали участие в уникальном образовательном и культурном проекте “Тропа к Лермонтову”. Ребята познакомились с уникальными экспонатами Государственного заповедника “Тарханы”, узнали интересные факты из биографии великого писателя, прикоснулись к дворянскому быту I половины XIX в. Этот проект вызвал интерес не только к жизни русского писателя и осмысление его творчества (по группам мы писали сочинение-отзыв на посещение выставки, в котором ребята делились своими открытиями), но и желание самим почувствовать себя в роли исследователей и экскурсоводов. Ко дню памяти Пушкина мы решили провести заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью великого поэта. Ребята распределились по группам, каждая из которых искала дополнительный материал, отбирала наиболее интересные факты, иллюстрации, систематизировала их, но главное – каждый принял посильное участие в новом для них проекте (в роли исследователя, экскурсовода, оформителя). Эта работа включала репродуктивную деятельность, продуктивную творческую работу, поисковую и исследовательскую деятельность.

Изучая в 5-м классе личность и творчество уральского писателя Мамина – Сибиряка, мы посетили его музей. Слушая экскурсию, ребята учились конспектировать рассказ экскурсовода, фотографировали экспонаты музея. Эта работа легла в основу коллективной выставки, рассказывающей о судьбе и творчестве писателя, викторины, связанной с жизнью и творчеством, побудила к дальнейшему изучению его произведений и инсценировке отрывков из прочитанных книг.

В перспективе на нынешний учебный год – дальнейшее посещение выставок и музеев, которое продолжит работу над модификацией традиционного урока и участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Учитывая специфику литературы как образного отражения действительности, работая много лет над темой “Интегрированные уроки как средство сознания целостной картины мира”, я пришла к выводу, что школьное изучение литературы как самостоятельного учебного предмета не может осуществляться и без привлечения смежных видов искусств, поэтому на уроках литературы я постоянно использую произведения живописи, графики, музыки. Это позволяет углубить представление школьников о специфике литературы как искусства слова, расширяет эмоциональные опыт, обогащает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор. Десятиклассникам предлагаю следующие темы интегрированных уроков:

  • по творчеству А. Островского “Романсное начало в “Бесприданнице” (музыка и литература);

  • по творчеству Н. Некрасова “Страдания народные” (живопись и литература).

Особое место в моей педагогической деятельности занимает приобщение учащихся к искусству театра, которое оказывает плодотворное влияние на школьников: формируется зрительский опыт, расширяется круг литературных интересов, обогащается мир эмоций, нравственных чувств школьников, активно формируется нравственно-эстетическая оценка, заметно повышается самостоятельность и обоснованность суждений. Особенно наглядными оказались результаты тогда, когда сложилась целая система работы с учащимися на протяжении ряда лет.

Чаще всего посещение театра завершает собой чтение и разбор пьесы на уроках литературы. Спектакль приносит подготовленному зрителю радость узнавания, вносит поправки в его предсталение, создает художественный опыт.

Так в прошлом учебном году с учениками 5-го класса мы посетили 3 спектакля, поставленным по произведениям, входящим в школьную Программу. Итогом этих посещений стало обсуждение, цель которого закрепить театральное впечатление, придать им целостный характер. Это обсуждение принимало форму диспута, который строился и на проблематике пьесы, и на оценке исполнительского мастерства, и на общих вопросах режиссерского толкования пьесы и ее театрального воплощения. После этого ребята писали сочинение по личным впечатлениям, самостоятельно создавали афиши к просмотренным спектаклям и этимологические словарики театральных терминов.

В среднем и старшем звене посещение театра сопровождалось не только обсуждением, но и обращением к истории театра, сценической жизни пьесы, театральной критики, итоговым сочинением-рецензией.

Все это становилось поводом для раздумья о пьесе, ее содержании, форме выражения мысли и чувств, вызванных театром, помогало разобраться в новом для школьника впечатлении и переживании, давало толчок его мысли, побуждало искать ее выражения в слове, а также пробовать себя в роли постановщика, костюмера, актера, то есть побуждало к творчеству, развивало личность.

Итак, приобщение школьников к искусству театра, другим видам искусства, музейной педагогике является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики, так как ориентируется на социальный заказ, который отражает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации и формулировать новые перспективные задачи.