Важными универсальными для многих школьных предметов способами получения и применения знаний являются общеучебные умения. В стандарте под общеучебными умениями понимаются «универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний». В стандарте общеучебные умения входят в группу познавательных УУД и предполагают умения получать и применять знания.
Средства формирования умений работать с информацией могут быть различны. Одним из них является междисциплинарная программа «Чтение: работа с информацией». Этой программой определяются общеучебные умения, которые необходимо сформировать в начальной школе:
- Получение, поиск и фиксация информации
- «Понимание и преобразование информации
- «Применение и представление информации»
- «Оценка достоверности получаемой информации
Формирование умений работать с информацией происходит на всех уроках. Учащиеся не только получают информацию, но и учатся рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, оценивать достоверность, сопоставлять информацию с жизненным опытом, представлять. Огромная роль по формированию умений работать с информацией при работе с художественным текстом отводится урокам литературного чтения. Очень важно включить учащихся в активную читательскую деятельность. Этому способствуют такие приемы анализа литературного произведения, как анализ образа конкретного героя, постановка проблемных вопросов к тексту, составление вопросов аналитического характера, рассказ от имени героя, работа с иллюстрациями к произведению, театрализация, составление плана и т.д. В качестве примера формирования умений работать с информацией представим конспект урока литературного чтения по теме «Сказка про трёх поросят».
Цель: Формирование общеучебных умений работать с информацией на примере английской народной «Сказки про трёх поросят» и сказки С.В.Михалкова «Три поросёнка».
Задачи:
- Расширять читательский опыт учащихся при знакомстве с английской «Сказкой про трёх поросят» и сравнении её со сказкой С.В.Михалкова «Три поросёнка».
- Развивать умения осознанного чтения и анализа художественного произведения, умения сравнивать авторскую и народную сказку, умения понимать, искать, фиксировать информацию, сжато пересказывать текст, работать со словарём.
- Воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, трудолюбия на примере поступков героев сказки.
Этап урока |
Содержание |
Формируемые умения работать с информацией |
1. Оргмомент |
- Ребята, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь, я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы продолжить путешествие в мир литературы. |
|
2. Актуализация знаний |
- Сегодня на урок к нам пришла сказка. Я предлагаю вам прочитать несколько зачинов и узнать её.
- Из какой сказки эти зачины? («Три поросёнка») Прочитайте текст. Народная «Сказка про трех поросят» родилась в Англии. В настоящее время известны переводы сказки на русский язык нескольких авторов. Самой известным считается перевод С.В.Михалкова. Мы только условно называем произведение Сергея Михалкова переводом. На самом деле можно считать, что у Сергея Владимировича самостоятельное произведение. Он внес новое в содержание сказки, дал имена главным героям. - Что узнали из этого текста? (ответы детей) - Кто знаком со сказкой «Три поросёнка»? Кому эта сказка не знакома? |
Получение и понимание информации |
3. Сообщение темы и цели урока |
- Сегодня на уроке мы встретимся не только с героями сказки С.Михалкова, но и с героями английской народной «Сказкой про трёх поросят». Сравним сказку С.Михалкова с народной английской сказкой. |
|
4. Знакомство со сказкой С.Михалкова «Три поросёнка» Первичное чтение сказки |
Чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка» |
Получение информации |
Проверка восприятия |
- Вам понравилась сказка? Что понравилось? |
Понимание информации |
5. Повторное чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка» и анализ сказки |
- Что узнали о Ниф-Нифе? |
Понимание информации |
6. Работа с иллюстративным рядом. Составление картинного плана. Краткий пересказ сказки |
Рассмотрите иллюстрации к этой сказке. Расставьте их по порядку и составьте краткий пересказ. Работа в группах. Одна из групп размещает иллюстрации на доске.
Проверка работы. |
Осуществление логических действий, умение кратко пересказывать текст |
7. Обобщение по сказке С.Михалкова «Три поросёнка» |
- Какова главная мысль сказки? В библиотеке есть несколько разделов:
- В каких разделах библиотеки вы будете искать книги С.Михалкова? |
Умение понимать информацию, работать с толковым словарём |
7. Знакомство с английской народной «Сказкой про трёх поросят». Первичное чтение сказки |
- Как вы думаете, сказка С.Михалкова «Три поросёнка» и народная «Сказка про трёх поросят» одинаковые? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с народной английской сказкой. Чтение сказки. |
Получение информации |
Проверка восприятия |
- Вам понравилась сказка? Что вам понравилось? Что не понравилось? |
Понимание информации |
Повторное чтение народной сказки и анализ произведения |
- Когда происходили описанные в сказке события. Какие слова помогли это понять? (ответы детей) Задания:
- Проверяем выполнение предложенных заданий. - В третьей части сказки сказано, что «волк просто рассвирепел». Почему? |
Получение информации, понимание информации, поиск информации, |
10. Сравнение сказки С.Михалкова и английской народной сказки |
Чем похожи сказки? Чем отличаются? Соедините данные карточки с признаками определенной сказки с нужной сказкой. |
Понимание информации |
11. Итог урока. Рефлексия |
Сегодня мы были в гостях у народной «Сказки про трех поросят» и сказки С.Михалкова «Три поросенка» Что мы узнали? Чем похожи сказки? Чем отличаются? Чем запомнился вам этот урок? |
Понимание информации |
Литература.
- Планируемые результаты начального общего образования. / Под редакцией. Ковалевой Г.С. Логиновой О.Б. - М: Просвещение, 2009.
- Михалков С.В. «Три поросенка» - М., 1982.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.
- Шотландские и английские сказки/ Пер. с англ. и составление Н.В. Шерешевской: - М.: МНПП "Гендальф", 1993.