Литература
-
Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс 2014
Цель урока: закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, «идея», «герой», сравнительная характеристика; комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; совершенствовать навыки работы с текстом.
-
"Победный май". Сценарий смотра художественной самодеятельности, посвященного 75-летию Великой Победы 2020
Представлен сценарий смотра художественной самодеятельности, посвященного 75-летию Великой Победы.
-
Поверим алгеброй гармонию. 7-й класс 2011
Материал представляет определенную помощь как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется учителям, работающим в национальной школе. В статье предлагается материал для объяснения новой темы об особенностях художественно-выразительных средств поэтической речи, проверки и закрепления знаний по стихосложению.
-
"Поверьте мне: я чист душою…" – Светлая лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2011
Урок по поэзии Н.Рубцова рассчитан на старшеклассников, так как в нем дается более глубокое освещение творчества поэта, для анализа выбраны стихотворения философского характера, которые раскрывают учащимся мир поэтических образов лирики поэта: свет, звезда, душа. Подборка стихотворений о поэте дает представление о многогранности его творчества, о неразрывной связи поэзии Рубцова с родной землей.
-
"Повести Белкина" в аспекте нравственно-духовных ценностей (материалы к урокам литературы) 2005
Пушкин генетически унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры и её религиозную точку зрения на мир, хотя воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма. В "Повестях..." дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом.
-
Повесть "Иуда Искариот". Проблематика, система образов, художественное своеобразие 2012
Цель урока: проанализировать повесть Андреева, выявить особенности творческой манеры писателя и обозначить своеобразие авторской трактовки библейского сюжета.
-
Повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" на уроке-ринге 2007
Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. В июне 1989 года на съезде народных депутатов СССР прозвучало вновь имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который первый призвал и себя, и нас не лгать, прозвучал призыв вернуть советское гражданство русскому писателю, ошельмованному и высланному за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.
-
Повесть А.С.Пушкина "Метель". Особенности композиции, авторская ирония, символика образа метели 2017
“Повести Белкина” А.С. Пушкина вызывают живой интерес у школьников. Учителю нужно так организовать работу над повестями, чтобы интерес у ребят не пропал, чтобы у них возникала потребность вновь и вновь перечитывать эти произведения.
-
Повесть В.Астафьева "Пастух и пастушка" в школе 2003
Учителя старших классов нередко сталкиваются с проблемами преподавания современной русской литературы: отсутствием текстов, методической литературы, разработок. Работа содержит опыт исследования текста повести в двух направлениях: образ времени в произведении Астафьева и тема нравственного выбора человека на войне. Работа носит литературно-критический характер с элементами литературоведческого анализа.
-
«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник 2016
«Повесть временных лет» – одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. Цель урока: определить значение «Повести временных лет». Задачи, решаемые на уроке: дать учащимся представление о древнерусских летописях; отрабатывать умение пересказывать текст; обучить выразительному чтению; развитие умений сопоставления текстов; развитие критической мысли учащихся; развитие творческих способностей; на примере летописей показать патриотизм русского народа.
-
Повесть Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев» 2015
В ходе анализа повести и наблюдения за поведением героини выявляются особенности характера доктора Лурье, роль интерьера, пейзажа, лексических средств языка в создании характера; художественные приемы, используемые автором; определяется отношение к жизни героини; показывается, в чем состоит нравственно-философский итог повести; взгляд автора на человека и его возможности; формируются навыки целенаправленного отбора и изложения материала.
-
Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". "Так вот она, Сечь!" 7-й класс 2011
Представленный урок – третий в системе уроков по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7-м классе по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Цель урока: создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»; показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ; учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.
-
Повесть Н.В. Гоголя «Нос». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. Приемы комического в повести 2018
Урок расширяет понимание учащимися нравственных ценностей. В начале урока формулируются проблемные вопросы. Анализ повести строится по главам с постоянным обращением к тексту. Завершается урок творческой работой в группах. К уроку учащиеся должны были подготовить выразительное чтение отрывков, которые на уроке предложены для инсценирования, а также выписать из текста цитаты, характеризующие майора Ковалева и его отдельно существующий нос.
-
"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс 2007
Урок литературы для 9-го класса. Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов, как видится, способствуют создание проблемной ситуации на уроке, а также работа в группах.
-
Повесть Н.С. Лескова "Очарованный странник" 2009
Цель урока: показать художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н.С. Лесков писал: "Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду стояния".
-
Повесть о воинской отваге и милосердии (Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем») 2010
Урок знакомит учащихся 6-го класса с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и с "Повестью о разорении Рязани Батыем". Учитель ставит перед собой задачу выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата, показывает отличие образа героя от фольклорных образов, воспитывает чувство патриотизма и любви к родине на краеведческом материале, интерес к истории родной земли.
-
Повесть отчаяния и надежды. Урок-мастерская по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
Повесть Андреева «Иуда Искариот» так глубока по своему содержанию и одновременно высокохудожественна по форме, что грешно обойти ее вниманием в школе. Много сказано об извечных проблемах: борьба добра и зла, споры о правомерности лжи во спасение, о том, что цель может оправдывать средства, вечная проблема выбора. Но повесть Леонида Андреева говорит еще и о необходимости и умении любить и прощать. Этим убеждением объясняются поставленные перед уроком цели.
-
Повторение изученного по теме "Имя существительное" (И.А. Бунин "Детство") 2011
Конспект интегрированного урока по русскому языку, литературе, информатике. Цель урока: проверить усвоение изученного материала по теме «Имя существительное», провести анализ поэтического текста на примере стихотворения И.А. Бунина «Детство».
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Опыт о человеке" в художественном мире Ф.М. Достоевского 2008
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе. Тема: "Опыт о человеке в художественном мире Ф.М.Достоевского". Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию внутреннего состояния человека в романе "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Идиот". В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о человеке в современном мире: каким предстает перед современным читателем человек Достоевского; что изменилось в человеке XXI века?
-
Повторительно-обобщительный урок по литературе за курс 7-го класса. Урок-игра. Литературный бой 2009
На уроке в игровой форме обобщаются знания учащихся по литературе за курс 7-го класса. Основная идея урока заключается в повышении мотивированности учащихся к изучению предмета посредством активизации их мыслительной деятельности через использование игровых технологий обучения. Использование военной терминологии придаёт занятию необычность, настраивает на деловой тон, способствует организации дисциплины и заинтересованности на уроке.
-
Повышение мотивации обучающихся к изучению литературы через использование исследовательского метода 2010
Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Но это возможно только тогда, когда ученик читает. Уроки-исследования и практические работы помогают формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. В статье рассмотрены особенности построения и методика проведения данных типов уроков.
-
Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень" 2008
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интерактивной презентации.
-
Повышение учебной мотивации по русскому языку и литературе при помощи цифровых заданий 2024
Существует немало цифровых образовательных платформ, каждая из них является эффективным, быстрым, доступным ресурсом, дает максимум результатов и позволяет прослеживать динамику развития каждого учащегося, класса, школы. Использование цифровых образовательных платформ дает учителю возможность более качественно организовать образовательный процесс за счёт реализации деятельностного подхода в обучении, реализации принципа построения индивидуальной образовательной траектории, организации учебного процесса как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
-
Повышение читательской компетентности выпускников через интеграцию предметного гуманитарного цикла 2014
Выполнение задания части «С» вызывает большие затруднения у выпускников. С одной стороны, нужно диагностировать предложенный текст, а с другой – создать свой, выразив в нем свою точку зрения, свои чувства, подкрепив их аргументами. Цель: дать многоаспектный анализ текста: композиционно- содержательный (определение темы, главной мысли, микротем); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); лингвистический (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); орфографический и пунктуационный.
-
"Поговори со мною, мама! (Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню матери) 2010
Влияние матери на творчество многих писателей велико. Именно любовью к матери озарено литературное творчество таких писателей и поэтов, как Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, М. Горький, Ф.М. Достоевский и многих других. Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли внимательны, добры мы к своим мамам.
-
Поговорим о поэзии модернизма 2011
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о поэзии модернизма. Представленный урок является одним из условий реализации системного подхода при закреплении и обобщении представлений о философских и эстетических принципах, о художественной специфике модернистских течений.
-
Поговорим о прелести сонета 2013
Цель мероприятия - расширить знания учащихся о сонете, его особенностях, о развитии этого жанра в литературе. Особая атмосфера литературной гостиной переносит нас в разные эпохи, разные страны: в Италию XIII–XIV вв., в Англию и Францию XVI в., в Россию XIX–XX вв. Мероприятие рассчитано на учащихся 9–11-х классов.
-
Поговорим о человечности. По произведению К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2008
Данный урок - один из цикла уроков по проблемам нравственности. На этом уроке преследовалась цель вызвать учащихся на откровенный разговор о проблеме милосердия, поднимаемой в рассказе Паустовского "Телеграмма".
-
Погружение как путь оптимизации учебного процесса 2020
Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания слов. Происходит как бы преднастройка определенных зон памяти. По этому методу, например, за один день можно выучить 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизвести их с безупречным произношением и уверенностью в себе.
-
"Погружение" в текст художественного произведения 2010
Приобщение к чтению – основная задача учителя литературы. Учитель должен быть немного актёром. Чтобы урок не стал «театром одного актёра» - учителя, - надо вовлечь в игру учеников. «Погружение» в текст – это своеобразное «присвоение» материала, возможное при условии, что материал понят, «переведён» на «свой» язык. Ученик проникается мыслями, чувствами, поступками героев и сам начинает думать, как они, просчитывать их поведение в различных ситуациях, даже говорить на «языке» персонажей.