В настоящее время в рамках обучения на уроках литературы многие произведения остаются незамеченными. Произведений о Великой Отечественной войне бесчисленное множество, но каждое из них - это неповторимая часть исторического и героического подвига народа в борьбе за преодоление преград на пути к заветной цели. А, следовательно, каждое такое произведение имеет не только познавательный аспект, но и воспитательный. Не менее важным аспектом изучения художественной литературы в школе является знакомство с теоретической литературоведческой базой, которая наиболее полно позволяет провести анализ текста, воссоздавая художественные и исторические реалии через призму сознания духовно-нравственного сознания учащихся.
В школьной программе на сегодняшний день по ФГОС не изучается «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. На мой взгляд, такой подвиг летчика не может оставаться в тени, поэтому данное произведение может быть проанализировано в рамках внеклассного чтения или на внеклассном мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне.
Задачей данной работы стало создание методической разработки урока, посвященной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и ее практическое применение, оценка результативности проделанной деятельности.
Цели урока:
- представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";
- познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;
- совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;
- воспитывать интерес к чтению, к истории России;
- дать представление учащимся о концептах героизм, подвиг и патриотизм на примере художественного произведения.
- формировать работу с текстом художественного произведения, учитывая литературоведческую базы (терминологии)
- формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.
Вступительное слово учителя |
Уважаемые учащиеся! Сегодня нам предстоит проделать с Вами большую работу: вспомнить бессмертный подвиг тех, кто когда-то сражался за Родину, отдавая свою жизнь; тех, кто ставил на кон свои судьбы во имя победы. Нам предстоит знакомство с подвигом Алексея Мересьева и его прототипа, а также мы изучим с вами новые литературные представления и понятия, такие как концепты. |
Вопросы по восприятию художественного текста учащимися |
Какие чувства оставило у Вас произведение? Что запомнилось? |
Работа с биографической справкой |
Данный вид работы предполагает два пути выполнения: заранее подготовленное сообщение учащимися (в форме доклада с использованием иллюстративного материала или рассказ учителя).
Литературную известность Полевому принесла повесть "Горячий цех", опубликованная перед войной в журнале "Октябрь".
Многие годы был главным редактором журнала "Юность".
|
Историческая справка. (+Работа с термином «прототип») |
Говоря о главном герое, необходимо коснуться прототипа произведения.
|
Работа с терминологией. |
Теперь, мы узнаем с вами реального человека, который описан на страницах повести.
В начале урока, когда мы обсуждали, какие чувства вызвала у вас повесть, неоднократно прозвучали слова героизм летчика, подвиг, патриотизм. Попробуем подробнее обсудить с вами эти понятия. Какой смысл и значение придаете им? Давайте, ознакомимся со словарем. ГЕРОИЗМ, -а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. [2, 52] ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. [2, 136] ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. [2, 165]
Мы видим точное определение слов в толковом словаре. Но, в первую очередь, мы рассматриваем художественное произведение, а. следовательно, каждое понятие порождает у читателя свой ассоциативный ряд и символические образы, которые связаны с этим понятием. В литературоведении это принято обозначать как концепт. В науке известно немало работ выдающихся ученых, которые по-своему трактуют понятия концепта. Одним из самых распространенных определений, которое мы и возьмем за основу, является В.Г.Зусмана: «Литературный концепт - такой образ, символ или мотив, который имеет «выход» на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения» [1,147].
|
Практическая часть. Построение концептуального ряда понятий. |
Данный вид работы учитель предлагает выполнить учащимся в тетради в форме схемы или таблицы.
|
Работа со схемой с опорой на художественное произведение. |
Далее учащиеся на каждое понятие должны привести примеры из текста, обосновав свою позицию и доказав цитатой. Примерный план ответа см. ниже.
По аналогии учитель выстраивает работу с остальными составляющими концептуального ряда, заявленными в схеме. |
Заключительное слово учителя. |
Разбирая произведение новым для нас способом, мы смогли с вами не только восхититься Героем - Алексей Мересьевым, но и вспомнить, какой ценой досталась нам победа в Великой Отечественной войне. Так пусть подвиги, героизм и патриотизм тех, кто когда-то подарил нам возможность жить сегодня, навсегда останутся в нашей памяти и сердцах.
|
Результаты деятельности и практическая значимость.
- Данный урок был апробирован в 8 классе ГБОУ Школы № 1286.
- Результативная деятельность:
- на уроке был произведен анализ художественного произведения «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого;
- учащиеся познакомились с литературоведческими терминами (прототип, концепт, концептуальный ряд), осваивая новый метод работы - от концепта к анализу художественного произведения и конкретного эпизода;
- были реализованы поставленные воспитательные задачи;
- домашняя работа как проявление творческого потенциала учащихся.
Список литературы
- Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. - Н. Новгород, 2001.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2010.
- Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке - М., 2013.
- Хозиева С. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - Москва, 2000.