Литература
-
"Чье это дело – война?" (Урок–размышление на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы) 2009
На уроке ребята знакомятся с понятиями «война» и «мир», «жизненная правда» и «художественный вымысел», работают по решению проблемы выбора между чувством и долгом; великая сила художественного слова; приемы создания художественного текста о войне.
-
«Шагнувший через века…». М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка 2018
Цель урока: познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова, его ролью в реформе русского языка, вызвать интерес к его личности; дать понятие о «теории трех штилей», показать особенности каждого из них; способствовать совершенствования навыков конспектирования.
-
Шахматово в жизни А.Блока 2011
Домом для Блока стало имение Шахматово. Эти места – исконная "московская Русь": бесконечные дали, поля, леса, реки. Эта земля живет поверьями. Отсюда придут в поэзию Блока "зубчатый лес", туманы и закаты "Стихов о Прекрасной Даме". Образ России у Блока родом отсюда. Его Непрядва из цикла "Поле Куликово" и река Лутосня похожи, как сестры. В начале 1900-х годов случилось событие, повлиявшее на судьбу Блока, – любовь к Л.Д. Менделевой. Поэтический путь Блока был бы невозможен без Шахматова.
-
Шекспир для нас не одно только громкое имя 2011
Представлен интегрированный урок (литература и английский язык) с использованием презентации, направленный на более близкое знакомство с великим мастером и формирование интереса к английской литературе.
-
Шекспировский вопрос. Интересно ли творчество Шекспира современному читателю 2009
Интегрированный урок литературы и английского языка. Цель урока – развитие у учащихся литературных и лингвистических способностей; воспитание чувства языка; формирование умений анализировать, обобщать, делать выбор; развитие креативных способностей учащихся.
-
Шенграбенское сражение: истинный и ложный героизм. Л.Н. Толстой "Война и мир", т. I, ч. 2 2011
Особенности методики в том, что учитель выступает как организатор процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем. Ученик самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей некоторое количество модулей. Ведущим элементом технологии является проблемное обучение. Главным элементом модульного обучения является система контроля и оценивания.
-
Шинель - 1 штука. Человек - 1 штука 2022
Мы с вами сегодня поговорим о самом неоднозначном произведении Н.В.Гоголя «Шинель».
-
Школа читательского мастерства. Моделирование сущностных отношений в художественном тексте 2023
Есть замечательные произведения, на первый взгляд, очень лёгкие для анализа. На самом же деле, читая их, мы долго барахтаемся на поверхности рассказа, тонем в подробностях, не можем решить, что главное, что второстепенное. Вычленить существенное в тексте помогает моделирование.
-
Школа читательского мастерства. Рисунок и схема. Художественное время (образовательный проект, 1–11-е классы) 2023
Курс «Школа читательского мастерства» отличается от школьного изучения предмета литература по трём позициям. Во-первых, это такое чтение художественного текста, при котором возникает интерес и желание с удовольствием копаться в книге, понимать автора коллективом, где нет оценки мнения маленького или взрослого читателя, где не боятся ошибок, непонимания, где замечают вклад каждого в общий успех и радуются литературоведческому и человеческому росту соратника.
-
Школа читательского мастерства. Трансформация текста. Двуголосое слово 2023
Учебное занятие разработано на основе книг Татьяны Губановой «Опыты мыследеятельностной педагогики» и Вадима Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования».
-
Школьная газета "День Великой Победы" 2022
Время не властно над нашей памятью. День Победы – это день памяти, в который мы вспоминаем о длительной и кровопролитной борьбе. Мы с раннего возраста знаем об этой дате. Прошло уже 77 лет с той победной весны: мы радуемся миру на нашей земле, скорбим о погибших. Одно остаётся низменным: никогда мы не забудем мужества солдат, отдавших жизни за свободу и счастье Советской Родины. Наша память о погибших будет вечна! И сколько бы лет не прошло, мы будем всегда помнить о нашей Победе и отдавать дань безмерной благодарности отстоявшим её. В этом выпуске мы перелистаем самые важные страницы борьбы нашей Родины с фашизмом.
-
Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся 2014
Школьная газета "Прожектор" освещает учебный процесс школы, описывает события, мероприятия. Ребята, познакомившись с информационными технологиями, отрабатывают их при выпуске номеров газеты.
-
Школьная филармония "Есенин и музыка". Музыкально-литературная композиция 2007
Музыка...О связи её с поэзией, живописью, архитектурой говорит Сергей Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорные народные вышивки, орнаменты. Поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Музыкальная разработка есенинской поэзии продолжается. Ещё много раз будут композиторы черпать вдохновение из чистого и щедрого источника поэтичности и музыкальности, имя которому - Сергей Есенин.
-
Школьный музей как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. Музыкально-поэтический час "Вышла из войны…" 2012
Музыкально-поэтический час, проведенный в 10-м классе и посвященный жизни и творчеству нашей землячки поэтессы Ресенчук Марии Андреевны. Во время урока были использованы экспонаты музея, например, при инсценировке стихотворения, ребята очень активно работали на уроке, им понравилась такая форма урока, ученикам захотелось больше узнать о знаменитых земляках, в этом учебном году будет проведен урок в школьном музее по творчеству еще одного поэта-земляка – Н.Огнева.
-
"Шли по войне девчата, похожие на парней". Час поэзии 2009
Час поэзии проведен в 9-м классе ко дню Великой Победы. Ребята собирали краеведческий материал, побывали в Совете ветеранов Великой Отечественной войны, встретились с участниками Сталинградской битвы, которые поведали о тех горячих днях. Девятиклассники сделали интересные подборки стихотворений местных поэтов, оформили выставку.
-
Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая" 2011
Урок предполагает знакомство с Софроном Тотышем, писателем, собирателем, сказителем шорского фольклора и его сборником «Сказки Шапкая». В процессе урока учащиеся узнают о быте, культуре и обычаях шорцев, коренной народности Кузбасса; углубляют знания о видах сказок; обучаются выразительному чтению, актерскому мастерству, лингвистическому анализу текста.
-
Щелыково – родина "Снегурочки" 2024
Музей-заповедник «Щелыково» - прекрасное место России, связанное с именем Александра Николаевича Островского. В 2023 году в нашей стране отметили 200-летие этого великого русского драматурга. А группа студентов и преподавателей музыкального колледжа им. А.Н.Скрябина из города Электросталь побывала в родовом имении Островских в Костромской области. Нас как музыкантов интересовал вопрос: почему именно в усадьбе Щелыково Островский задумал необычное для драматурга произведение – сказку «Снегурочка»? Царство леса, глухого, нехоженого, окружающего со всех сторон усадьбу Щелыково, вероятно, определило и символическое заглавие пьесы. Лес вокруг усадебного дома Александр Николаевич вместе с братом Михаилом превратил в ландшафтный парк, где в живописных местах стоит скамьи и беседки. На краю откоса они построили двухэтажную беседку, прозванную детьми Островского «Снегурочкиной», потому что именно в ней драматург и обдумывал свою «весеннюю сказку». Пребывание Островского в Щелыкове, расположенном на севере нашей страны, где так часто хмурится небо и где особенно радуются теплу, солнцу, безусловно вдохновило Островского на создание этой замечательной сказки. На вопрос нашего исследования, ради которого мы отправились в поездку, можно ответить словами самого Островского: «Без Щелыкова не мыслю радости бытия,.. без ее природы, напоенной вдохновением!»
-
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Александровича Блока 2020
Цели урока: наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А.Блока в разных циклах его лирики; развитие умения анализировать поэтический текст, определять динамику лирического сюжета стихотворения; воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.
-
Эволюция основных мотивов лирики М.Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения "Выхожу один я на дорогу" 2012
На уроке учащиеся находят в тексте мотивы, присущие поэзии М.Ю. Лермонтова и прослеживают их эволюцию. Разбирают своеобразие лирического героя. Развивают навык целостного анализа лирического произведения. Воспитывают любовь и уважение к родной литературе.
-
Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в. 2003
Работа подразумевает изучение программных и внепрограммных произведений по данной теме, способствует совершенствованию познавательной активности учащихся, привитию интереса к урокам литературы и развитию речи учащихся.
-
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.
-
Эвристика как способ формирования творческого мышления. Союз компьютерных технологий и литературы на примере ВМЛ 2012
Обзорно-аналитическая статья по теме. Сопровождается двумя презентациями: "Зал автора" и "Зал героя".
-
Эвристическая беседа "Свет любви в новелле О' Генри «Дары волхвов»". 7-й класс 2016
Основные цели урока — на материале рождественской новеллы О' Генри закрепить понятия “композиция”, “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; учить выявлять авторскую позицию; развивать речь и творческую фантазию детей, активизировать интерес к творчеству О' Генри, воспитывать внимательное отношение к людям. В ходе урока используется визуальный материал: репродукции картин, посвященных Рождеству.
-
"Эгоизм или милосердие?" Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) 2011
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по произведениям современных писателей: И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления» преследует цель развивать умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности; воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим людям.
-
Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы 2014
Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение, обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка.
-
Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2013
Художественная литература рождает у читателя зримые образы. Эйдос-конспекты помогают ученикам понять увиденное. Учитель и ученики анализируют текст, ищут ключевые образы, художественные средства для характеристики героев, раскрывают идейное содержани произведения.
-
Экологическая культура в мировоззрении народов Сибири 2010
Урок служит установлению межпредметной связи истории Сибири и литературного наследия Сибири, формированию представлений учащихся о влиянии мировоззрения коренных народов Сибири на современное литературное творчество и современную экологическую культуру.
-
Экологическое образование и воспитание на уроках татарского языка и литературы 2011
Главная цель экологического образования сегодня – становление экологически культурной личности. Экологическое образование школьников становится высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.
-
"Экология души: можно ли назвать рассказы Л.Андреева уроками добра?" (подготовка к сочинению–рассуждению в художественном стиле на нравственно–жизненную тему) 2009
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью названы «уроками доброты». Чутким детское сердце не станет, если хотя бы однажды не заболит от жалости, сострадания, страха… за другого, может быть, более слабого или даже сильного, того, кто рядом, кто стал другом или просто приятелем. Почему человеку иногда общение с «братьями нашими меньшими» дает гораздо больше тепла, ответной доброты, чем общение с себе подобными?
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.