Литература
-
110-летие со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери 2013
Работа посвящена изучению жизни и творчества автора "Маленького Принца" и знаменитому выражению: "Мы в ответе за тех, кого приручили". В 2010 г. весь литературный мир отмечал 110-летний юбилей со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. К этому событию подготовлены внеклассные мероприятия: 1) "Биография писателя и летчика"; 2) Литературная композиция по произведению "Маленький Принц". По окончании исследования выпущена школьная брошюра с рассказами учащихся.
-
4-й класс. Литературное чтение. Урок внеклассного чтения. В.Астафьев "Васюткино озеро". Тест 2024
Представлен тест по литературе в 5-м классе по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро".
-
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе 2009
Пьеса-сказка С.Я. Маршака долгое время рекомендовалась школьникам для самостоятельного изучения. По программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого это произведение включено в рубрику «Для чтения и изучения». Приобщаясь к драматургии, постигая законы жанра, пятиклассники учатся не только читать пьесы, но и воспринимать их в сценическом воплощении. Предложенный урок-спектакль помогает «освоить» драматический жанр. «Уроки» С.Я. Маршака, показанные со сцены, «сыгранные» самими, запоминаются надолго.
-
70 вопросов старшекласснику: повторяем теорию литературы 2019
«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», – писал А.С.Пушкин об Онегине. А наши с вами ученики всегда ли различают стихотворные размеры? Хорошо ли помнят, что такое, например, метонимия, и чем эпиграф отличается от эпифоры? Литературоведческих терминов в школьном курсе не так уж и мало, и знание многих из них пригодится при выполнении заданий ЕГЭ как по русскому языку (в задании 26), так и по литературе (задания 1–7, 10–14).
-
75-летию Великой Победы посвящается... Красивые и сильные характеры в рассказе А.Н.Толстого "Русский характер" 2020
Цели урока: раскрытие красоты и силы русского характера на примере героев рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»; развитие навыков публичного выступления, выразительного чтения, грамотного выражения собственных мыслей; воспитание чувства патриотизма, интереса к русской истории и литературе. Представление героев рассказа «Русский характер» - простых, скромных, сильных духом людей. Эстафета памяти - в надёжных руках правнуков Великой Победы.
-
"А был он лишь солдат…" (С.Орлов). Материал к уроку по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка" 2008
Виктор Петрович Астафьев, изображая военную пору, пытается осмыслить, как удалось человеку выдержать нравственные испытания на душевную прочность, какой ценой далась победа, какова подлинная правда о том времени. Сегодня в мире ещё льётся кровь, но важно в этих условиях остаться человеком. Виктор Петрович своим страстным словом призывает людей жить в мире и любить.
-
"А душу можно ль рассказать?" 2008
Данный материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения "А душу можно ль рассказать?" по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Составление кластеров, синквейнов позволит добиться более полного понимания темы и разнообразить урок. Работа над средствами выразительности приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора.
-
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо". (Смысл названия пьесы Островского "Гроза") 2004
Предлагаемый урок является частью сложившейся у меня системы изучения драматических произведений. Урок раскрывает умение Н.А. Островского универсально реализовать метафору грозы в своей пьесе и подготавливает учеников к домашнему сочинению по теме: "Смысл названия пьесы Островского "Гроза".
-
«А он, мятежный, просит бури…» (М.Ю. Лермонтов «Парус»). Урок литературы в 6-м классе 2014
На уроке учащиеся работают с текстом стихотворения "Парус", анализируют его. Все выводы записывают в технологические карты. Вспоминают, что такое эпитет, олицетворение, антитеза. Знакомятся с инверсией. Сопоставляют лирическое произведение с музыкальным и живописным произведениями. Находят связь между автором и его героем, героем Лермонтова и декабристами.
-
"А счастье было так возможно, так близко…" Онегин и Татьяна 2013
Появившийся в педагогике в последние годы новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества. Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.
-
"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование 2012
Цель урока: развитие умения анализировать художественный текст на основе метода цветовых выборов; определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта; показать особенность восприятия поэтом революции.
-
А. Твардовский и А. Солженицын. История создания и публикации рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2010
Урок внеклассного чтения по книге Л. Сараскиной "А. Солженицын" (третья и четвертая глава пятой части книги).
-
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс 2011
Представленный урок – культурологический анализ – обзор лирики А.А. Ахматовой 1911–1914 годов, когда ее талант развивался в естественном течении жизни, а на творчество не наложила сурового отпечатка трагическая эпоха. Цели урока – постижение глубокого психологизма лирики Ахматовой.
-
А.А. Фет – поэт "чистого искусства" 2012
Сущность творчества А.А. Фета – прозрение основ мирового бытия, которые проявляют себя в окружающих природных явлениях, человеческой душе и самом интимном общении двух людей – в любви. Поэт в лирической концепции Фета всемогущ, он способен мир в словах "пересоздать", приоткрыть завесу тайны, говорить о запредельной сущности необъяснимых явлений.
-
А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни 2012
Работа посвящена началу анализа поэтического текста на примере стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь». Рассмотрены вопросы: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой, метрической организацией стиха; работа над художественными изобразительными средствами, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения.
-
А.А. Фет и эстетика "чистого искусства" (урок-опровержение) 2010
Цель урока – формирование понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.
-
А.А.Ахматова – «голос своего поколения» 2020
Цели урока: понимание связи произведений Анны Ахматовой с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, особенности поэтического течения акмеизм; умение определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
-
А.А.Ахматова "Реквием" 2019
Цель: познакомить учащихся с композицией, символами поэмы, суметь разбудить душу ребят, проникнув в содержание произведения, воспитывать гражданственность (понимание происходящего).
-
А.А.Ахматова: личностьи судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой 2005
Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах. Цель такой работы - познакомиться с любовной лирикой А.А. Ахматовой в разные периоды творчества и подготовить ответ на вопрос: В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство "женской поэзии" Ахматовой?
-
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Как беден наш язык» 2021
Задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта; раскрыть тему поэтического дара в творчестве А.А.Фета; совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста.
-
А.Блок "Двенадцать". 27 героев поэмы 2014
Цель урока: познакомить учащихся с поэмой А.Блока "Двенадцать"; отрабатывать умение анализировать стихотворение; прививать любовь к родине, толерантное отношение к истории.
-
А.Блок и М.Врубель. Стихотворение А.Блока "Незнакомка" 2011
О неразрывной связи поэзии и живописи, влиянии и взаимодействии этих видов искусства рассуждают учащиеся в процессе урока, отмечая особенности звукового, цветового, образного решения произведений. Особое место уделяется развитию творческих способностей самих учащихся в процессе подготовки к уроку.
-
А.Блок. "Соловьиный сад". Анализ поэмы 2009
Материал, предложенный для урока по творчеству поэта-символиста, поможет школьникам проанализировать поэму "Соловьиный сад", воспринять художественное совершенство и неповторимость лирики А.Блока, зачаровывающую музыку его стиха, красоту выраженных чувств, испытать эстетическое наслаждение от соприкосновения с поэзией Александра Блока.
-
А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря" (Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе) 2011
На занятии используется проектно-исследовательская технология. Работа учащихся в группах под руководством учителя позволяет утвердиться в детском коллективе за счет выполнения общей задачи и развивает интерес ребят к предметам социально-гуманитарного профиля, который функционирует на старшей ступени обучения.
-
А.Грин "Алые паруса" 2019
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудителей причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». (К.Паустовский)
-
А.Грин "Алые паруса". Романтические традиции в литературе ХХ века 2013
На примере романа закрепляются знания, полученные учащимися о романтическом произведении. Акцентируется внимание на работе с текстом феерии. Работа учащихся в парах развивает навыки самостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь. Урок можно провести внеклассногое чтение 8-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова.
-
"А.Грин. Путь к писателю". Урок в 6-м классе 2011
Творчество А.Грина всегда привлекает внимание учащихся. К сожалению, книгам этого автора в программе отводится малое количество учебных часов: в программе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина в 6-м классе выделяется всего 2 часа на изучение повести "Алые паруса".
-
"А.Дюма. Историко-приключенческий роман "Три мушкетера": первое знакомство с героем". 8-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с романом А.Дюма "Три мушкетера". Изучение зарубежной литературы в школе развивает читательский кругозор, формирует читательский вкус, развивает умение анализировать произведения разных авторов.
-
А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора 2006
Открытый урок обобщения и систематизации знаний с использованием различных форм и приемов работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести А.И. Куприна.
-
А.И. Солженицын "Возвращение на Родину". Особенности индивидуального авторского стиля Солженицына-поэта 2012
Прочитав стихотворения А.И. Солженицына, можно с уверенностью сказать, что они представляют собой материал, выявляющий скрытые возможности русского языка.