Школа начала XXI века и современная – два разных образовательных института, и работа современного учителя должна в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемыми нынешними стандартами образования.
В соответствии с ФГОС учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, которая сегодня позволяет через увеличение выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей обеспечить доступ к разнообразной информации, повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, интерактивной формы представления учебного материала, повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления, развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС общего образования наиболее эффективными в образовательной среде будут те технологии, которые направлены на коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
В связи со всем вышесказанным одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися представляется соединение двух технологий: проектной деятельности и такой инновационной технологии, как веб-квест.
В своей практике до недавнего времени я широко использовала метод проектов в различных его разновидностях: от краткосрочного до продолжительного, от мини-проекта до работы на научно-практической конференции школьников.
В связи с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий, в связи с расширением возможностей электронно-цифровой среды, сегодня у учителя есть возможность использовать в своей практике веб-квест-проекты: всё, что раньше делалось на бумаге, ватмане или индивидуальном компьютере, сегодня может быть представлено в сети Интернет.
Чтобы понять, насколько эффективен метод веб-квеста на уроках русского языка и литературы, я подробно рассмотрю процесс прохождения учащимися такого веб-квест-проекта, как «Герои Гоголя в XXI веке» (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
Согласно законам строения Веб-квеста, во Введении ребята познакомились со сценарием квеста, общим его обзором. На Уровне 1 они должны были, распределив роли внутри группы, заполнить визитную карточку героя цитатами и собственными выводами (ссылки на рабочие листы помещены на сайте). На Уровне 2 каждый участник группы должен был решить кроссворд по выбранной на Уровне 1 главе, составить ключевое слово и в сочинении-рассуждении доказать справедливость данного слова-характеристики. Наконец, Уровень 3 – самый творческий этап – предполагал выполнение следующего задания: в социальной сети «В контакте» завести страницу своего героя и, используя полученные ранее сведения о герое, заполнить все рубрики страницы максимально возможно.
Заключительный этап, «Рефлексия», проведённый в форме анкетирования, получил очень важную для составления общей картины оценку со стороны самих учащихся.
На вопрос «Что вы узнали, работая с заданием Уровня 1, 2, 3?» учащиеся отвечали так: Мой герой – очень интересная личность (о Чичикове), Героев поэмы, их характеры, мотивы их поведения.
На вопрос «Что было интересным в вашей работе?» ответы были такими: Создавать страницу персонажа в социальной сети, представлять его в современном мире, работать в группах, создавать страницу персонажа.
Говоря о результатах, достигнутых каждым учащимся благодаря прохождению веб-квеста, из предложенных вариантов наиболее популярными оказались такие ответы: Осознание себя как грамотного читателя, исследователя, Сотрудничество в команде.
А на вопрос о результатах, которые формируются у участников в ходе проекта, учащиеся отвечали так: Анализировать и синтезировать полученные сведения, Создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), При работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий, Овладевать основами коммуникативной деятельности, осознавать значимости работы в группе, осваивать правила групповой работы.
Какой результат я наблюдала как учитель? Это, прежде всего, большая заинтересованность ребят в выполнении проекта на всех уровнях, это вовлечённость в образовательный процесс всех учащихся класса и, как следствие, максимально внимательное прочтение текста произведения, тщательная обработка его на смысловом и языковом уровнях, и как результат высокий уровень освоения материала.
Как можно заметить, именно веб-квест-проект Отличие же, по моему мнению, заключается в следующем: при использовании технологии веб-квеста в создании проекта у учащихся появляются возможности практического участия в работе над материалом, у учителя – возможности организации исследовательской работы, которая позволяет использовать сильные стороны каждого ученика. Теперь учащиеся не только самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, не только развивают интерес предмету, но и формируют навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы, но и учатся эффективно решать целый ряд практических задач:
- выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем,
- развивать навыки общения в Интернете, тем самым, реализуя основную функцию – коммуникативную,
- поддерживать обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки,
- проводить профессиональную экспертизу своих творческих способностей и умений,
- использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности.
Размещение веб-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.