Формирование смыслового чтения через технологию развития критического мышления

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение, технология развития критического мышления


Мы живем в мире, в котором с каждым годом увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости переработки. Учитель ставится перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Результаты международных исследований (PISA) свидетельствуют о недостаточной способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Проводимые в последние годы метапредметные диагностические работы констатируют неумение обучающихся вчитываться в текст, различать главную и второстепенную информацию. Ученики не могут извлечь информацию из таблицы, схемы, графика, не умеют соотносить и объединять информацию из различных источников. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, которое относится к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Под смысловым чтением мы понимаем процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Обучение в условиях ФГОС смысловому чтению представляет собой целый комплекс различных навыков: выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение.

Стратегии смыслового чтения: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Для формирования навыков смыслового чтения, как показывает опыт использования современных технологий в обучении, целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления. Данная технология обеспечивает в том числе формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться различными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. То есть в технологии РКМ главенствующая роль отведена тексту. Его читают, а после пересказывают, трансформируют, анализируют, интерпретируют, такое чтение противоположно пассивному, являясь активным и вдумчивым, ученики начинают более глубоко подходить к полученной ими информации.

Методические приемы ТРКМ, которые я использую в своей практике и которые способствуют формированию навыков смыслового чтения:

1. Синквейн

Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

В чем ценность использования данного приема? Составление синквейна требует от обучающихся умения находить в прочитанном наиболее существенные учебные элементы, делать заключения и выражать все это в кратких выражениях.

Правила составления синквейна

  • Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В& третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка - это целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, вывод. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Синквейн - особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников. А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Примеры синквейнов

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пятиклассники составили следующие синквейны:

Жилин
Добрый, храбрый
Мастерит, рискует, спасается
Способен выбраться из любой ситуации
Хороший друг.
(Кривошеев С.)

Жилин
Добрый, смелый
Рукодельничает, помогает, спасается
Никогда не сдается
Надежный друг
(Багинский Я.)

Костылин
Грузный, слабый
Спит, пишет, боится
Ничего не может
Плохой друг.
(Малых Е.)

Костылин
Трусливый, слабый
Страдает, боится, притворяется
Он ужасный товарищ
Эгоист
(Орлов Д.)

Красный татарин
Быстрый, живой
Визжит, злится, скалит зубы
Мало чего боится
Враг.
(Дорошенко А.)

Жилин
Мужественный, выносливый
Рукодельничает, помогает, сбегает
Не боится трудностей
Герой.
(Перевалова К.)

При изучении повести И.С.Тургенева «Ася»:

Ася
Мечтательная, искренняя
Влюбляется, открывается, страдает
«Беда, если кого она полюбит»
Непосредственность
(Савченко Т.)

Ася
Переменчивая, загадочная
Мечтает, влюбляется, исчезает
«Если бы мы с вами были птицы»
Хамелеон
(Андреев К.)

По рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Бабушка
Добрая, справедливая
Ругает, жалеет, поучает
Бабушка учит жизни
Друг
(Мочных А.)

Бабушка
Добрая, мудрая
Ругает, учит, воспитывает
Бабушка учит справедливости
Советчик
(Шестакова А.)

Санька
Жадный, невоспитанный
Обманывает, обижает, шантажирует
Всегда хочет цапнуть побольше
Враг
(Наумчик Е.)

Санька
Жадный, хитрый
Врет, хитрит, обижает
Всегда найдет, кого обидеть
Враг
(Бендик С.)

Синквейны, составленные на уроках русского языка:

Лексика
Богатая, своеобразная
Выражает, передает, демонстрирует
Помогает общаться
Словарный состав языка
(Тумакова Е.)

Лексика
Конкретная, образная
Раскрывает, помогает, используется
Учит правильно строить фразы
Словарный запас
(Дуклис Д.)

Составляя синквейн, обучающиеся после прочтения извлекают информацию, которая напрямую не сообщается в тексте, при этом проводят границу между главной и второстепенной информацией.

2. Разбивка на кластеры

Данный прием формирует умение перерабатывать информацию, полученную из текста параграфа, прочитанного произведения, из других источников.

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению полученной информации, учебного материала. На доске записывается ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать информацию, учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листке, в тетради обучающегося. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше смысловых связей между ними.

Применение кластера позволяет охватить большой объем информации и вовлечь всех участников коллектива, при этом формируются и развиваются умения выделять главное, ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, переходить от частностей к общему, сравнивать и анализировать, проводить аналогии.

Использую данный прием и на уроках русского языка, и литературы.

К роману Е.Замятина «Мы»

К рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Прием кластера развивает системное мышление, учит систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

3. Верные или неверные утверждения

Один из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющий повторить пройденный материал, подготовить к восприятию новой информации.

Часто такой прием используется на уроках литературы, когда требуется привлечь внимание обучающихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст. При изучении художественных текстов позволяет додумывать развитие событий.

Прием работает на стадии вызова для актуализации знаний и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить, правильно ли понят текст. При этом обучающиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные или неверные утверждения.

Примеры утверждений, предложенных об-ся при изучении тем «Синтаксис».

Верны ли утверждения?

Главные и второстепенные члены предложения. 5 класс

  1. Сказуемое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (-)
  2. Главные члены предложения -это подлежащее и сказуемое (+)
  3. Подлежащее подчеркивается двумя чертами, а сказуемое одной чертой (+)
  4. Грамматическую основу предложения составляют второстепенные члены предложения (-)
  5. Предложение, которое состоит из главных членов - определение, дополнение или обстоятельство, называется нераспространенным (-)
  6. Распространенное предложение имеет, кроме главных, второстепенные члены - определение, дополнение или обстоятельство
  7. Второстепенные члены предложения это дополнение, определение, подлежащее и обстоятельство (-)
  8. Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы, какой?, чей? который? (+)
  9. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей это обстоятельство (-)
  10. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает место, время, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? как? и др.(+)

Простое предложение. 5класс

  1. Предложение - это основная синтаксическая единица, в которой обязательно есть грамматическая основа и которая характеризуется интонационной завершенностью(+).
  2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. (-)
  3. Подлежащее и дополнение образуют грамматическую основу предложения. (-)
  4. К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение и обстоятельство. (+)
  5. Сказуемое может выражаться только глаголом. (-)
  6. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена выражены именами сущ. в И.п. (+)
  7. Однородные члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются одним членом предложения. (+)
  8. Распространенным называется предложение, в котором есть 3 и более второстепенных члена. (-)
  9. Обращение является в предложении подлежащим, т.к. стоит в И.п. (-)
  10. Обращения и вводные слова не являются членами предложения и всегда выделяются запятыми на письме. (+)

4. «Толстые» и «тонкие» вопросы

Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели: умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы, закрепить навык формулирования вопросов, научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.

Толстые вопросы предполагают развернутые ответы: дайте 3 объяснения: почему..;

  • почему вы думаете, что (преступление всегда против совести?);
  • почему вы считаете, что (убийство иногда можно оправдать?),
  • почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?
  • почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтическое название «Конь с розовой гривой»?;
  • в чем различие…;
  • предположите, что будет, если…; если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершенного обмана, что бы вы ему посоветовали?

Это проблемные вопросы.

Тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов:

Кто? Что? Где? Куда? Как звать? Какой? Согласны ли вы? Верно ли?

Примеры толстых и тонких вопросов, составленных при изучении рассказа Кавказский пленник»:

  1. Как попали в плен Жилин и Костылин?- Могли ли герои избежать плена?
  2. На какой адрес написал Жилин письмо о выкупе? - Почему он поступил именно так?
  3. Кому из пленников помогала Дина?- Почему Дина помогала Жилину и не помогала Костылину?
  4. Кого в рассказе назвали «кавказским пленником»? - Почему рассказ Л.Толстого назван «Кавказский пленник», ведь героев двое?

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития умения погружаться в текст; способности анализировать информацию в контексте личного опыта.

5. Двойные дневники

Использование данного приема позволяют связать содержание текста с личным опытом учащихся.

Необходимо разделить страницу на 2 половины вертикальной линией. Записываем:

  1. Какая часть текста произвела наибольшее впечатление(вызвала ассоциации, протест).
    Даем комментарий:
  2. Что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Заполнение надо начинать с левого столбика таблицы. Цитату не обязательно записывать полностью. Прием целесообразно использовать на стадиях осмысления и рефлексии. Особенно полезны, когда уч-ся получают задание прочитать небольшой текст вне класса.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
(А.П.Чехов. «Крыжовник»)

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе́, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать не́што теперь?
(А.Н.Островский. «Гроза»)

Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него. (В.Г.Короленко)

У счастья нет завтрашнего дня…, у него есть настоящее - и то не день, а мгновение (И.С.Тургенев. «Ася»)

При работе над рассказом В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» учащиеся работали в группах и заполняли двухчастный дневник. Первая графа- цитаты. Вторая- их комментарии, интерпретация к ним. Как записанная цитата характеризует героя?

Цитата

Комментарии

«Бабушка держала деньги - «запас» на черный день».

Учит думать о будущем, не жить одним днем

«Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска».

Доверяет внуку

«Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?»
«Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника»

Испытывает угрызения совести

6. Сводная таблица

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, фактами

  • Средняя колонка - «линия сравнения», в ней перечисляются те категории, по которым предложено сравнить явления, события, факты.
  • Соседние колонки - информация, которую предстоит сравнить.

Можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и информационными.

До преступления

Раскольников

После преступления

Отношение к родным

Отношение к себе

Отношение к Богу

Раскольников

Двойники

Свидригайлов

Общее

Различия

7. Чтение с остановками

Материал для использования приема - повествовательный текст.

Условие - нахождение оптимального момента в тексте для остановки.

Данный прием содержит все стадии технологии:

  • 1 стадия - вызов. На основе лишь заглавия и информации об авторе уч-ся должны предположить, о чем будет текст
  • 2 стадия - осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале. Обязательный вопрос: «Что будет дальше и почему?»
  • 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. Формы работы: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению:

- Какова проблема, поднятая в этом рассказе? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Найдите предложения, гдг сюжет меняется.

- Как заканчивается этот рассказ?

- Если бы вы были героем, как бы вы себя чувствовали? Что бы вы сделали?

Л.Андреев. «Кусака»

- Да подойди, дура! Ей-богу, не трону!

- У-у, мразь! Тоже лезет!

- Ай, злая собака! - убегая крикнула девушка.

- Кусачка, подойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, подойди! Сахару хочешь?

- Жа-а-лко,- повторила Леля, готовая заплакать.

К технологии развития критического мышления уместно обращаться на уроках литературы при анализе художественных произведений, на уроках русского языка - с целью систематизации и углубления изученного материала по русскому языку, для подготовки к написанию сочинений и отзывов.

Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль, чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.