Семейные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая значительное влияние на его мировоззрение, поведение и жизненные приоритеты. В современном обществе, где традиционные устои подвергаются серьезным испытаниям, особенно важно обратить внимание на воспитание этих ценностей. Одним из эффективных средств формирования семейных ценностей является преподавание литературы в школе.
Роль литературы в формировании семейных ценностей
Литература, как вид искусства, отражает богатство человеческих чувств и переживаний, позволяет проникнуть в глубины душевных волнений и размышлений героев. Через художественные образы, сюжеты и конфликты, описанные в литературных произведениях, учащиеся могут лучше понять и осознать важность семейных отношений, любви, взаимопомощи и ответственности.
Понимание через образы. В литературе многие произведения посвящены теме семьи. Классические произведения, такие как "Анна Каренина", "Война и мир" Льва Толстого, "Отцы и дети" Ивана Тургенева, позволяют учащимся увидеть различные типы семейных отношений и их последствия. Анализируя поступки героев, дети учатся понимать, что семья - это не только источник поддержки и любви, но и ответственность каждого члена перед другими.
Эмоциональная вовлеченность. Чтение литературы развивает эмпатию. Ученики, переживая за судьбы литературных героев, начинают лучше понимать чувства и переживания своих близких. Это способствует развитию способности сочувствовать и поддерживать, что является основой крепких семейных отношений.
Нравственные уроки. Литература учит различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Такие произведения, как "Преступление и наказание" Федора Достоевского, помогают учащимся осознать, что за каждым поступком следуют определенные последствия, и это особенно важно в контексте семейных отношений. Понимание моральных ценностей помогает строить гармоничные отношения в семье.
Практические методы преподавания
Для эффективного формирования семейных ценностей на уроках литературы учителям рекомендуется применять различные методы и приемы:
Дискуссии и дебаты. Организация обсуждений по теме семейных отношений, основанных на прочитанных произведениях, помогает учащимся сформировать собственное мнение, услышать точку зрения других и научиться аргументированно отстаивать свою позицию. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» несколько возможных тем для дискуссий:
- «Почему «отцы и дети» - вечная тема?»
- «Когда дом становится местом встречи поколений?»
- «Когда родители могут гордиться детьми?»
- «Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений?»
Ролевые игры. Превращение литературных сюжетов в театральные постановки или ролевые игры позволяет учащимся глубже вжиться в образы персонажей, почувствовать их переживания и лучше понять мотивацию их поступков.
Так, например, в ходе урока при анализе 2 главы поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про…» (описание семьи Степана Парамоновича Калашникова) можно предложить детям прослушать монологические высказывания, заранее подготовленные учениками. Прослушав эти выступления, дети делают вывод об эмоциональном состоянии героев. Затем учащиеся стараются понять, что так повлияло на поведение героев. Отвечают на вопросы:
- Как описывает поэт Алёну Дмитриевну?
- Почему так строг к своей жене Калашников?
- Как вы понимаете строчку «Чтобы свету Божьего не видела, /Мое имя честное не порочила…»?
- Что в отношениях между мужем (Степаном Парамоновичем) и женой (Алёной Дмитриевной) самое страшное?
- О чём просит жена мужа?
- Почему Калашников изменил отношение к Алёне Дмитриевне?
Мы стараемся подвести детей к выводу, что нравственные основы семьи - любовь, честь, долг, верность.
При изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы затрагиваем многие темы, в том числе и семьи. Особое внимание нужно уделить анализу мотивов поступков Остапа и Андрия. Урок можно провести в форме судебного заседания. Дети получают индивидуальные задания: роль адвокатов, прокурора, обвинителей, защитников. На таком уроке учащиеся могут высказать своё мнение: оправдать или осудить поведение Андрия, который ради любимой девушки предает свою семью, родину.
Написание эссе и сочинений. Задания на написание эссе или сочинений на темы, связанные с семейными ценностями, стимулируют учащихся к рефлексии и осмыслению собственного жизненного опыта в контексте литературных сюжетов. Примерные темы: «Достойный сын своего отца» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»), «Роль родительского наставления в жизни человека» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»), «Что значит в жизни человека родительский дом?» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Проекты и исследования. Выполнение проектов, связанных с исследованием семейных традиций, укладов жизни различных народов, описанных в литературе, способствует расширению кругозора учащихся и углублению понимания важности семьи.
Примерные темы исследований: «Семейная тема в русской литературе», «Изменение представлений о семье в современной русской прозе», «Женский образ и семейные обязанности в русской классической литературе», «Семья в творчестве русских писателей». Темы проектов: «Семья на страницах книг», «Сундучок семейных ценностей».
Приём «Мудрая фраза». Систематическая работа на уроке с высказываниями мудрых людей способна выработать у детей стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям. Например, учащиеся знакомятся с высказываниями известных писателей о семье и браке: А.П.Чехов «В семейной жизни самый важный винт - это ____________», Л.Н.Толстой «Цель обеда есть питание и цель супружества - ____________». Ребятам необходимо вставить пропущенные слова, пояснить свой выбор, высказать мнение о том, какие семейные ценности являются основными, с кем из писателей ученики солидарны и почему.
Приём «Литературоведческая задача». Когда мы обращаемся к произведению В.П.Астафьева, мы можем предложить ребятам решить литературоведческую задачку: о чём может рассказать читателю речь героев? Чтобы ответить на этот вопрос учащиеся должны будут проследить за речью героев, выявить особенности, проанализировать поступки героев. Выяснить, в какой семье воспитывался главный герой, Витя, в какой - Санька. В результате ребята приходят к выводу, что на развитие личности ребенка, на формирование норм его поведения огромное влияние оказывает семья.
Приём «Наедине со всеми». Данный прием представляет собой беседу журналиста и интервьюируемого (писателя, героя произведения). Интервью - это учебная дискуссия, беседа, которая позволит учащимся через вопрос-ответ на материале жизненного пути писателя (биографическая сведения о семье Л.Н.Толстого) или после прочтения произведения (А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Л.Н.Толстого «Война и мир») можно проверить не только знание текста, но и умение понять характер героя или писателя, соприкоснуться с их душой, мировоззрением. Примерные вопросы: Были ли у Вас в семье традиции? Какое влияние они оказали на Вас? Есть ли в Вашей семье заповеди, которым Вы следуете?
Прием «Кроссенс». Этот прием основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Подобранные в определенной логике образы могут быть использованы на любом этапе урока. Так, например, при изучении произведения «Куст сирени» Куприна в качестве обобщения материала можно использовать прием «Кроссенс».
Задание: рассматривая картинки (изображения появлялись в ходе урока на разных этапах), проанализируйте, какие ассоциации возникают у вас после знакомства с рассказом «Куст сирени». Какие изображения вы соединили и почему? Какое изображение вы считаете главным и почему? Обоснуйте свою мысль с помощью текста. Попробуйте составить свой кроссенс по этому произведению.
Формирование семейных ценностей на уроках литературы является важной задачей современной школы. Литературные произведения предоставляют уникальную возможность для глубинного осмысления роли семьи в жизни человека, помогают развивать эмпатию, нравственные качества и критическое мышление. Используя разнообразные методики преподавания, учителя могут эффективно способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, что является залогом гармоничного развития личности и общества в целом.