Формирование логического и художественно-образного мышления

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Для успешного усвоения знаний необходим достаточно высокий уровень психологического развития учащихся.

Уровень развития анализа и синтеза, их качественные особенности (в том числе степень обобщенности) в значительной мере обуславливают психологические различия в усвоении знаний. Целый ряд трудностей, которые многие дети испытывают уже с первых дней обучения в школе, связан с недостатками в развитии у них именно аналитико-синтетической деятельности в целом и в первую очередь - процессов анализа. От того, насколько хорошо ученик смог расчленить воспринимаемое целое в соответствии с поставленной задачей, зависит: в значительной степени эффективность процессов синтеза, т.е. последующего обратного перехода от выделенных анализом частей к их мысленному объединению, интегрированию в новом, проанализированном виде и на более высоком уровне, что свидетельствует о развитии познавательной деятельности в целом.

Совершенно очевидно, что прежде чем приступить к систематическому обучению ребенка, прежде чем требовать от него эффективного усвоения учебного материала, необходимо обеспечить соответствующий уровень развития у него процессов анализа и синтеза.

Формы и характер анализа многообразны. Они зависят от того, какое содержание анализируется. Поэтому движение процессов анализа можно обеспечить не только усложнением одного и того же содержания, но и его изменением.

На уровне отвлеченного мышления в процессе анализа в материале выделяются абстракции, которые затем фиксируются в понятиях.

Понятия составляют значительную часть тех знаний, которыми богат и которыми пользуется каждый человек. Это могут быть понятия житейские (отдых, семья, уют), грамматические (суффиксы, предложения, синтаксис), арифметические (число, равенство), нравственные (доброта, героизм) и множество других. Понятие - это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Так, в понятие "растения" включаются такие разные предметы, как могучий дуб и тоненький слабый ландыш, водоросли. Объединяют эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками, Все они живые организмы. Они растут, дышат, размножаются.

Понятие - результат собственного опыта" ребенка, итог его личного умственного труда по анализу ряда предметов, выделению в каждом из них всех известных ему существенных признаков и их обобщению на основе отвлечения от всех несущественных.

Усвоение понятий детьми начинается с накопления опыта, т.е. с ознакомления с разными фактами. Так для освоения понятия "глагол" ученикам дается ряд слов, обозначающих предметы и действия. Учитель опирается на знания, уже полученные детьми, о том, что слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются существительным. Ученики находят их среди написанных на доске слов. Разбирая каждое из них и отвечая на специально поставленную учителем серию вопросов, дети приходят к обобщенному выводу. Они узнают, что среди существительных есть разные другие слова: "бегает", “спит” и т.д. Они обозначают действия и относятся к группе глаголов, отвечают на вопросы что делает? что сделал?

На протяжении первого года обучения в школе дети узнают это новое понятие. Они научаются находить глаголы в предложениях, отличать их от существительных и от прилагательных по первому существенному признаку - по вопросу, на который отвечает слово каждой части речи. На последующих степенях обучения во II и Ш классах это первичное, очень глобальное понятие осваивается глубже. Это значит, что дети узнают еще ряд существенных, но более тонких, и детализированных признаков глагола как части речи.

Дальнейшие разнообразные упражнения позволяют учителю раскрыт) и другие достаточно существенные признаки этого грамматического понятия: изменяется по числам, по времени, по лицам, может иметь совершенную и несовершенную форму. Подобная работа построена на все более удобном анализе тех слов, предложений, которые дает учитель.

Обобщая существенные признаки и абстрагируясь при этом от всех второстепенных признаков, ребенок осваивает понятие.

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких её операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от простого к сложному конкретно реализуется в последовательности задания: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами сильно отличающимися и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним-двумя признаками и, следовательно, требующими тонкой анализирования. Такие образом постепенно закладываются основы абстрактного мышления младших школьников.

Особенности логического мышления младших школьников отчетливо проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, в каждой его отдельной операции. Возьмем такую, казалось бы, простую операцию, как сравнение.

Это умственное действие, направленное на установление сходства и различия двух (или более) сопоставляемых предметов. Трудность сравнения для ребенка состоит в том, что, во-первых, сначала он вообще не знает, что такое сравнить, а во-вторых, не умеет пользоваться этой операцией как приемом решения поставленной перед ним задачи.

Для овладения операцией сравнения ученик должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого требуется проведение четкого направленного дробного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных.

Овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников.

Ведь огромная часть усеваемого содержания именно в младших классах построена на сравнении. Эта операция лежит в основе классификации явлений и их систематизации В математике на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства. Сравнение используется для формирования представлений о геометрических фигурах: треугольниках, прямоугольниках, квадратах. На основе сравнения дети, изучая элементарный курс природоведения учатся различать осенние и весенние явления и пейзажи, домашних и диких животных, луга и поля, моря и реки.

Обучение умственному действию сравнения осуществляют разными методами: подражание, работа по образу, по операционные указания . Нужно ли для полноценного восприятия и понимания художественной литературы образно-художественное мышление? Вот как на этот вопрос отвечает детский писатель С.Я. Маршак, “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, вирного поворота, действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить художник-читатель своим воображением”.

Различают два типа образно-художественного мышления - воссоздающее и творческое. Сущность воссоздающего мышления заключается в том, чтобы по авторскому словесному описанию представить себе созданную писателем картину жизни. Творческое мышление состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором.

Развивать художественно-образное мышление помогают, прежде всего, творческие виды работ.

Иллюстрация (в отличие от картины, которая является самостоятельным произведением) должна соответствовать тексту, это помогает ярче представить нарисованное словами, лучше понять характер литературного произведения и замысел его создателя.

Работу иллюстративного характера в начальных классах лучше начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа готовых, написанных художниками.

Для работы над портретом героя на уроке уместны вопросы: какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения'? Как вы догадались? Как передал художник черты характера персонажа?

При анализе группового портрета задаются вопросы: как вы узнали, кто есть кто? Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?

Для сопоставления иллюстраций и текста предлагаются задания:

1. Какой из рисунков может послужить иллюстрацией к тексту? Почему?

2. Найти подписи из текста к иллюстрациям картинного плана;

3. Сравнить рисунок и фрагмент текста.

4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Эти задания помогают детям более разносторонне представить то, о чем писал автор, и проявить самостоятельность мышления при оценке иллюстраций.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы ориентировочно будет таким:

1) выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

2) рисуется то место, где происходит событие;

3) изображаются действующие лица;

4) добавляются необходимые детали;

5) раскрашивается контурный рисунок.

Много общего у приемов словесного иллюстрирования и составления диафильмов.

Составление диафильма - сложная творческая работа. Ниже предлагаем алгоритм работы по составлению диафильма.

1. Прочитайте текст, определите общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный).

2. Разделите текст на части.

3. Выделите в первой части главные предложения.

4. Представьте себе мысленно картинку к этой части текста.

5. Устно нарисуйте картинку к 1-му кадру.

6. Сделайте титры к кадру.

Прием драматизации способствует формированию воссоздающего воображения. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.

Общая схема работы по драматизации.

I. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.

2. Анализ произведения (обстановки, образов героев и их поступков).

3. Постановка исполнительских задач (Что нужно передать, разыгрывая сценку?).

4. Выбор выразительных средств (Как это сделать").

5. Пробы (этюды), анализ.

6. Подведение итогов, внесение коррективов.

7. Заключительный показ, его анализ.