В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня - это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Тема моего сообщения «Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературного чтения», очень тесно перекликается с темой по самообразованию «Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках в начальной школе».
Проанализировав результаты комплексных работ и ВПР в 4-х классах мы столкнулись с такой проблемой: ребята успешно овладевают навыками технического чтения, темпом, правильностью, выразительностью, но, к сожалению, навык чтения у большинства учащихся бессознательный. Ребята читают быстро, не вникая в содержание прочитанного, пропуская важную и полезную информацию. Уровень сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией - недостаточный. Отсюда и вывод - «кто не умеет читать - тот не умеет мыслить». А для того, чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить стратегию обучения чтения текста и подобрать эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения. Чем я и занялась.
Я ещё раз изучила ФГОС НОО, где он ориентирует педагогов начальной школы на формирование основ умения учиться, на развитие универсальных учебных действий, в число которых включены и навыки смыслового чтения.
Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которую мы реализуем поэтапно с 1 по 4 класс.
В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
На этом этапе формируются следующие предметные умения, которые можете рассмотреть на слайде)
- практическое отличие текста от набора предложений;
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя;
- озаглавливание текста (подбор заголовков);
- характеристика героев и их поступков.
Во 2 классе начинается обучение детей умению работать с текстом: предметные умения рассматриваем на сладе
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- подбор антонимов и синонимов к словам;
- характеристика героев и их поступков.
- работа со словарём
В 3-4 классах - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Предлагаю рассмотреть структуру этой технологии и приёмы, которые я использую на каждом этапе.
Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
I. Работа с текстом до чтения
Цель этапа - развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).
Главная задача учителя - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Учитель предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.
Приемы работы с текстом рассматриваем на сладе выбраны наиболее эффективные для 1-2 класса
1. «Верные и неверные утверждения»
Приемиспользуется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
2. «Ключевые слова»
Используя ключевые слова, ученики высказывают свое предположение о происходящих событиях.
3. «Ассоциативный куст»
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
4. Антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста.
5. «Дерево предсказаний»
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
II. Работа с текстом во время чтения
Цель этапа - восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.
Главная задача учителя - обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Чтение (перечитывание) вслух (изучающее чтение, в ходе которого используются такие приёмы анализа текста, как диалог с автором и комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части... По ходу чтения должна вестись и словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
- Беседа по содержанию текста в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
- Выразительное чтение.
Приемы работы с текстом
1. «Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также - на прогноз содержания последующего отрывка".
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2. «Комментированное чтение»; словарная работа
3. Инсерт-маркировка текста со значками + знаю, - не знаю, ? хочу знать больше. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
А) Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
- V - уже знал;
- + - новое;
- - - думал иначе;
- ? - не понял, есть вопросы.
Б) Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
- Уже знал (V)
- Узнал новое (+)
- Думал иначе (-)
- Есть вопросы (?)
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
4. «Толстые» и «тонкие» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. Учащимся можно предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа. Например,
- Кто...? Что…? Когда…?
- Может…? Мог ли…?
- Было ли…? Будет…?
- Согласны ли вы…?
- Верно ли…?
«Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Например,
- Объясните почему….?
- Почему вы думаете….?
- Предположите, что будет если…?
- В чём различие…?
- Почему вы считаете….?
5. «Уголки»
Этот прием используется при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
III. Работа с текстом после чтения
Цель этапа - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача учителя - обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
- Учитель в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.
- Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно. - Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д. - Выполнение творческих заданий.
В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п.
Приемы работы с текстом
1. «Фантазеры», «Проиллюстрируйте...», «Сочините...», «Придумайте...», «Составьте план»
Эти приемы хорошо зарекомендовали себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается придумать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение, или побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по произведению.
2. «Кластер»
Кластеры используем для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаем ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята, работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
3. «Синквейн»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
В приложении 1.1, 1.2 даны фрагменты уроков литературного чтения 1 и 2 классов.
Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения с применением данных приемов привело к ряду положительных результатов:
- повысился интерес учащихся к чтению художественных произведений;
- улучшилось качество осознанного чтения, стало более продуктивным умение анализировать тексты;
- увеличилось число активных читателей библиотеки;
- учащиеся ведут читательские дневники.
В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении. В конце учебного года запланировала провести комплексные работы, где бы в полной мере смогу увидеть у своих ребят уровень сформированности метапредметных результатов.
Спасибо за внимание!