Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков

Разделы: Литература


Введение

Проблема исследования: каким образом происходит формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы у учащихся 5-х классов средней школы в течение учебного года. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования – учебная деятельность детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы.

Методологической основой исследования являются учебные и методические пособия к программе курса "Литература" средней школы.

Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики о роли общеучебных умений и навыков в учебной деятельности школьников.

Методы исследования: для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач был проведено педагогическое исследование; наблюдения за деятельностью школьников, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.

Исследование проводилось на базе средней школы №9 г. Междуреченска Кемеровской области. В эксперименте принимали участие 20 учащихся 5-А класса.

В соответствии с задачами исследования был разработан план педагогического исследования, которое включало три этапа:

  1. первый этап – диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков в начале учебного года (сентябрь 2006 г);
  2. второй этап – диагностика уровня развития ОУУН в конце первого полугодия (декабрь 2006 г);
  3. третий этап – диагностика уровня развития ОУУН в конце учебного года (май 2007 г).

На третьем этапе была проведена статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию процесса формирования общеучебных умений и навыков на уроках литературы.

1. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1.1. Важность формирования, у обучающихся, общих учебных умений и навыков

Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Особое внимание педагогов привлекают слабоуспевающие дети. Их главный недостаток – несформированность учебной деятельности, неразвитость умственных способностей, умений и навыков учения. [1]

Выделяется несколько уровней развития к сформированности умственных способностей и общих учебных умений и навыков. [2]

У детей, относящихся к высокому уровню, развиты и сформированы общие способности (внимание, память, мышление) и специальные (математические, организаторские и т. д.). Дети этого уровня, как правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют большой интерес к изучаемому материалу.

Детей со средним уровнем развития способностей можно разделить на две группы. У первой группы общие способности развиты лучше специальных (единичные способности), у второй – специальные преобладают над общими (групповые способности).

Здесь преобладают дети со средней успеваемостью. Учащиеся привыкли работать согласно с инструктажем, т. е. по готовому образцу, только иногда могут прибегнуть к самостоятельной и даже творческой работе, вызванной ситуативным интересом.

У учеников с низким уровнем развития способностей плохо сформированы и общие и специальные способности (разрозненные элементы). Дети пассивно вовлекаются в учебную деятельность, требуется специальная помощь со стороны учителей.

Становится очевидным, что формирование общеучебных умений и навыков – важнейшее условие совершенствования методов учебной деятельности учеников. [3] Для осуществления этих целей необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:

  • умение планировать эту работу,
  • четко ставить систему задач, вычленять среди них главные,
  • умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,
  • умелый и оперативный контроль за выполнением задания,
  • умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу,
  • умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

1.2. Общеучебные умения и навыки

Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний. Все многообразие ОУУН можно представить в виде четырех групп <Рисунок 1> [4].

Рисунок 1. Классификация общеучебных умений и навыков

1.3. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы

Эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения на уроках литературы напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

С такими формами деятельности как устная речь, работа на уроке, совместная групповая деятельность, поведение в группе подобную процедуру осуществить достаточно сложно. В частности, ученик (который, как мы знаем, достаточно часто даже читает в своей письменной работе не то, что он там написал, а то, что он собирался написать) в еще большей степени склонен заблуждаться относительно собственной устной речи и поведения. Ребенок, как правило, не может адекватно отследить и оценить, что и как он сказал, что и как он сделал на уроке или в других учебных или неучебных ситуациях.

На протяжении обучения в пятом классе у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные умения и навыки: [5]

1. Учебно-организационные:

  • ставить учебную задачу;
  • понимать последовательность действий;
  • сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
  • оценивать свою деятельность и деятельность других;
  • правильно оформлять и вести тетрадь.

2. Учебно-информационные:

  • работать с учебником и дополнительной литературой;
  • различать повествование, описание, рассуждение;
  • составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
  • осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
  • владеть различными видами пересказа.

3. Учебно-логические:

  • выделять главное;
  • составлять простой план;
  • сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
  • давать определение по существенным признакам;
  • высказывать суждения, подтверждать их фактами;
  • обобщать, подытоживать информацию.

4. Учебно-коммуникативные:

  • высказывать суждения;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • слушать друг друга;
  • распределять работу при совместной деятельности;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • организовывать работу в группе.

В качестве примера занятия, в задачи которого входит формирование и развитие ОУУН можно привести последовательность действий по организации группового задания:

1. Сформировать группу из 3-4 учащихся.

2. Определить и уточнить цели совместной деятельности.

3. Составить план выполнения задания.

4. Распределить обязанности между участниками.

5. Найти способы решения задания.

6. Обсудить варианты выполнения задания.

7. Сопоставить варианты, предлагаемые разными участниками.

8. Принять коллективное решение.

9. Отчитаться в классе о проделанной работе.

Работу с текстом предлагается организовать по следующему плану:

1. Представь, что тебе нужно изучить текст. Не читая его, зафиксируй план, по которому будешь его изучать.

2. Изучи текст, пользуясь своим планом.

3. Составь опорный план, схему или конспект, которые помогут тебе воспроизвести текст.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Исследование уровня развития ОУУН в начале учебного года

На протяжении учебного года (сентябрь 2006 – май 2007) на уроках литературы в 5-А классе проводилась работа над проблемой оптимизации процесса учебной деятельности школьников.

С целью проверки эффективности проведенных мероприятий было проведено педагогическое исследование, которое включало диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в три этапа:

І этап – в начале учебного года (сентябрь 2006 г).

ІІ этап – в конце первого полугодия (декабрь 2006 г).

ІІІ этап – в конце учебного года (май 2007 г).

Исследование проводилось в 5-А классе средней школы №9 г.  Междуреченска. В нем принимали участие 20 учеников 10-11 лет.

Исследование проводилось в естественных условиях.

А класса. Выполнение домашних заданий, участие в дискуссиях, выполнение заданий на уроке оценивались не только с точки зрения знаний, но и с позиций развития определенных общеучебных умений и навыков. Оценка преподавателя фиксировалась в специальной индивидуальной для каждого ученика анкете. Эти данные показали, на формирование и развитие каких ОУУН нужно обратить повышенное внимание при моделировании уроков в общем для всего класса и для каждого ученика в частности. [6]

Для проверки знаний и ОУУН использовались традиционные методы опроса учеников. Результаты оценивались в баллах 3-балльной шкалы:

Для заполнения анкеты используется 3-х балльная система оценки уровня владения ОУУН:

1 – критический уровень (не владеет);

2 – достаточный (частично владеет);

3 – оптимальный (владеет).

Преподаватель наблюдает за учебной деятельностью учеников и фиксирует в соответствующей анкете (приложение 2) оценку ОУУН учащихся, проявляемые при выполнении заданий. После заполнения всех анкет, полученные данные обрабатывались следующим образом.

Сначала необходимо было вычислить в процентах коэффициент уровня ОУУН каждого ученика по следующей формуле:

,

где 3n – суммарное число контролируемых умений,

п – число умений.

Далее следует вычислить средний коэффициент уровня сформированности учебно-организационных умений для класса по формуле:

,

где m – количество учащихся.

Результаты диагностики по группам общеучебных умений и навыков (коэффициент уровня развития ОУУН для всего класса по основным группам умений и навыков) предоставлены в табл.  1.

Таблица 1.

Коэффициент уровня развития ОУУН (І этап)

Общеучебные умения и навыки Коэффициент, %
1. Учебно-организационные 46,6
2. Учебно-информационные 40
3. Учебно-логические 55,5
4. Учебно-коммуникативные 50
Общий коэффициент ОУУН 48,02

Уровни владения различными видами ОУУН оцениваются таким образом:

  • высокий уровень – коэффициент ?86%;
  • средний уровень – коэффициент =60-85%;
  • низкий уровень – коэффициент ?59%.

Очевидно, что общеучебные умения и навыки, необходимые для учебной деятельности на уроках литературы, к началу учебного года у учащихся практически не сформированы.

2.2. Исследование уровня развития ОУУН в конце первого полугодия

Второй этап проводился в декабре 2006 года с целью диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков к концу первого полугодия.

В результате диагностики был определен коэффициент уровня развития ОУУН для всего класса по основным группам умений и навыков по группам общеучебных умений и навыков (табл. 2).

Таблица 2.

Коэффициент уровня развития ОУУН по группам (ІІ этап)

Общеучебные умения и навыки Коэффициент, %
1. Учебно-организационные 60
2. Учебно-информационные 73,3
3. Учебно-логические 72,2
4. Учебно-коммуникативные 83,3
Общий коэффициент ОУУН 72,2

Как мы видим, общий уровень развития ОУУН – средний уровень, умения и навыки сформировались и развиваются.

Наблюдая за учениками можно заметить, что дети начинают обращать больше внимания на свою устную речь. Если устный ответ записан на магнитофон и ребенок слушает собственную устную речь как чужую, то возникает возможность ее исследовать и корректировать.

Дети начинают корректировать свое поведение и деятельность в социальных ситуациях (тон, интонацию, силу голоса, выбор лексики; а в случае применения видео – мимику, жестикуляцию, позу и т. п.).

Существенно улучшается качество домашней подготовки устных заданий. И соответственно, усиливается эффективность обучения, происходит обучение исследовательской деятельности, самоанализу; обучение умению критически относиться к своим действиям.

У детей появляется опыт, а затем и навык практической работы над коррекцией и организацией собственной устной речи (редактирование, планирование) и деятельности (проектирование, планирование).

2.3. Исследование уровня развития ОУУН в конце учебного года

Третий этап (май 2007 г.) позволил подвести итог работе и ставил своей целью диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в конце учебного года.

Результат диагностики по основным группам общеучебных умений и навыков (коэффициент развития ОУУН для всего класса) предоставлен в табл. 3.

Таблица 3.

Коэффициент уровня развития ОУУН по группам (ІІІ этап)

Общеучебные умения и навыки Коэффициент, %
1. Учебно-организационные 93,3
2. Учебно-информационные 86,7
3. Учебно-логические 83,3
4. Учебно-коммуникативные 88,9
Общий коэффициент ОУУН 88,05

Из анализа результатов диагностики развития ОУУН можно увидеть, что общеучебные умения и навыки на протяжении учебного года сформировались и развились до достаточно высокого уровня. Недостаточно развиты еще учебно-логические умения – они сформированы на среднем уровне. Очевидно, это вызвано общей гуманитарной направленностью обучения на уроках литературы.

На основании полученных данных были выделены три уровня сформированности общеучебных умений и навыков:

Высокий уровень (Коуун ?86%) – ОУУН в значительной степени сформированы;

Средний уровень (Коуун =60-85%) – ОУУН сформированы частично;

Низкий уровень (Коуун ?59%) – ОУУН практически не сформированы.

В табл. 4 представлено соотношение количества учащихся по уровням развития общеучебных умений и навыков на протяжении учебного года.

Таблица 4.

Распределение детей по уровню сформированности ОУУН

Количество детей

(20 человек)

I этап II этап III этап
Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %
Высокий уровень - - 2 10 14 70
Средний уровень 9 45 17 85 6 30
Низкий уровень 11 55 1 5 - -

Как мы видим, на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков. Если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне, и к концу учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне.

На основании анализа результатов диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков у учеников 5-А класса можно сделать следующие рекомендации:

1. Учитель должен учить детей:

а) осознавать и мотивировать свою учебную деятельность;
б) внимательно воспринимать информацию;
в) рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами).

2. Применять такие виды самостоятельной деятельности, как:

а) составление плана ответа;
б) озаглавливание отдельных абзацев;
в) составление тезисов прочитанного;
г) краткое изложение текста 2-3 предложениями;
д) ведение конспекта, написание реферата;
е) выписывание цитат;
ж) запись под диктовку;
з) изложение, сочинение.

3. Учить:

а) анализировать;
б) сравнивать;
в) классифицировать;
г) обобщать;
д) систематизировать;
е) выделять главное;
ж) устанавливать причинно-следственные связи.

4. Обучать учащихся использованию выражений: "можно сделать вывод", "итак", "следовательно", "обобщая сказанное".

5. Развивать самостоятельность мышления следующими способами:

а) создавать ситуацию споров;
б) стимулировать свободное изложение материала своими словами;
в) признавать вариативность формулировок;
г) использовать выражения "докажите" и другие подобные.

6. Учить пользоваться:

а) учебником,
б) справочниками, словарями, энциклопедиями,
в) картотекой, каталогом,
г) техническими источниками информации.

7. Учить вести наблюдения.

8. Учить осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

9. Учить вести познавательную деятельность:

а) индивидуально,
б) в паре,
в) группе,
г) в коллективе.

10. Учить сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя результаты педагогического исследования мы видим, что, если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне. В конце учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне, низкий уровень овладения общеучебными умениями и навыками не наблюдался.

Очевидно, что на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков.

Особенно важны следующие общеучебные умения и навыки, формированию которых следует уделять особое внимание:

  • осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
  • выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
  • описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
  • видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
  • вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. ., 1981.
  2. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
  3. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.
  4. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. – М., 1980.
  5. Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
  6. Баранов С.П. Проверка и оценка знаний // Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика – 2-е изд., доп. – М., 1986.
  7. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.