Литература
-
Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс) 2009
На примере урока литературы показывается практическое применение методов, направленных на формирование готовности к самоопределению для данной возрастной группы, на личностное развитие учащихся. Методические приемы, используемые на уроке, – анализ текста с элементами беседы, инсценирование и художественное чтение, выступления заранее подготовленных учащихся. Используется также работа в группах и парах.
-
Формирование гражданской идентичности кадета на уроках русского языка 2021
В данной статье рассматривается вопрос формирования гражданского воспитания кадет в современном образовательном пространстве, приводятся примеры толкований понятия «гражданская идентичность». Особое внимание уделено содержательному потенциалу учебного предмета «русский язык».
-
Формирование гражданской ответственности за сохранение Байкала с использованием технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 9-й класс 2017
Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в работе использую материал иркутских поэтов и писателей. Стихотворения Л.Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской ответственности за свою Родину, понимания неблагоприятной экологической ситуации на Байкале и осознания соучастности во взаимоотношении природы и человека.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей личности в курсе литературного краеведения 2010
В докладе освещается работа с новым пластом нашей литературы, в котором утверждаются общечеловеческие ценности. Учитель делится опытом организации работы по одной из тем курса литературного краеведения, акцентируя внимание на том, какие технологии, методы и приёмы, формы контроля использует при этом.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей на нетрадиционных уроках литературы 2013
Статья посвящена современному уроку литературы и теоретическим проблемам современной методической науки, нетрадиционным формам урока литературы, формированию духовных и нравственных ценностей.
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Формирование ЗОЖ через уроки литературы и внеклассную работу 2022
К сожалению, с каждым годом становится все больше школьников с проблемами здоровья, за период обучения в школе увеличивается число детей с хроническими заболеваниями. Низкий уровень здоровья подростков связан социальными условиями жизни, а также с распространением среди подростков пивной алкоголизации, курением, наркотиками и т.д. Желание заботиться о своем здоровье можно пробудить у школьников и на уроках литературы, и во внеклассной деятельности.
-
Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы 2004
В основу своей работы ставлю формирование и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей. Предлагаю урок-размышление в 9-м классе по рассказу И.Бунина "Темные аллеи". На подобных уроках происходит активизация работы учащихся, каждый ученик становится участником творческого процесса, соавтором результата работы, развиваются рефлексия и креативность, а это есть главный результат работы педагога.
-
Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках литературы 2009
Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность: определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
-
Формирование информационной культуры через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы 2015
Работа посвящена решению вопроса о формировании информационной культуры обучающихся. Есть идея, что она может быть сформирована через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы. Каждый комплекс включает 3 пятиминутки по одной теме, в которых отражается триада «Познаю – Делаю – Размышляю», позволяющая, во-первых, усвоить школьникам необходимые знания, во-вторых, применить их на практике, в третьих, осмыслить качество их присвоения.
-
Формирование исследовательских умений и навыков через понимание смысла текста и авторской позиции (на материале притчи Пауло Коэльо «Секрет счастья») 2023
Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. И именно литература и её преподавание требуют тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, что, в свою очередь, обеспечивает метапредметный подход к преподаванию. Поэтому изучение художественного произведения в средней школе требует особенно тщательной методической подготовки, избирательности, индивидуальности, так как современные школьники не готовы к поверхностному осмыслению событий прошлого, восприятию культурных традиций и нравов.
-
Формирование исследовательской компетенции обучающихся в процессе реализации общешкольных проектов и на уроках русского языка и литературы 2023
Работа по формированию исследовательской компетенции в условиях современного образования, реализующего новые госстандарты, непременно ведется в процессе обучения. Исходя из опыта работы, мы можем отметить, что осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования, которые ставят учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания.
-
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2008
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания. В работе дается некоторое обобщение опыта по формированию исследовательской культуры на уроках литературы в старших классах и во внеурочной деятельности. На конкретных примерах по лирике Н.А.Некрасова, по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показаны примеры формирования исследовательской культуры на примере изучения творчества местного писателя В.П. Чугунова показаны приемы овладения навыками работы в коллективном творческом проекте.
-
Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина") 2009
Конспект урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова–Щедрина". Урок разработан с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" и предполагает виды деятельности, направленные на формирование исследовательской позиции учащихся.
-
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы в 10-м классе на основе ТРКМЧП 2016
Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить. Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.
-
Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинских колледжей 2020
В любой профессиональной области коммуникативная компетентность – один из основных показателей оценки кадров. Особенно большое значение этот показатель приобретает для профессий системы «человек-человек». К ней также относятся все медицинские специальности.
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы 2011
Статья содержит некоторые формы работы, которые позволяют вырабатывать у учащихся способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике 2007
Формирование коммуникативной компетенции закладывает навыки осмысленного чтения, общения и осознания себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге как с окружающим миром, так и с самим собой, что помогает сложному процессу формирования личности.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы) 2022
В статье рассматривается опыт организации педагогических условий для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности.
-
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий 2017
Цель педагогического опыта: описание организации предметно-пространственной среды, позволяющей формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия субъектов образовательного процесса.
-
Формирование компетентной личности с помощью организации и постановки кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина во внеурочной деятельности 2013
Цели мероприятия: создать комфортные условия для самореализации обучающихся, для сплочения классного коллектива; развивать способность к эмпатии, рефлексии; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, профориентация в ходе ролевой игры. В ходе подготовки и постановки кукольного спектакля ребята знакомились с разнообразными способами действий, вырабатывали умения и навыки, которые способствовали формированию компетентной личности, способной ставить цель, решать проблемы на пути к цели, работать с информацией, трудиться в коллективе, помогать или просить помощь.
-
Формирование критического мышления учащихся на уроках литературы 2019
главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Личность, в моем понимании, - человек, не боящийся мыслить. Именно этим целям служат приемы и методы образовательной технологии развития критического мышления.
-
Формирование культуры полоролевых отношений подростков средствами литературы 2009
В статье представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. В них содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности.
-
Формирование литературоведческих понятий как одно из условий полноценного анализа художественного произведения. Тропы художественной речи. Эпитет. Урок в 5-м классе 2005
Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание. Для анализа художественного произведения требуется совокупность различных научных дисциплин и определенный уровень психологического развития школьника. Поэтому формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста.
-
Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС. Тема урока: "Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр" 2020
Формирование метапредметных умений очень важно для средней школы, так как для успешного овладения суворовцем школьной программы по любому предмету в среднем звене (а также и в старшем) ему необходимо обладать общими теоретическими и практическими умениями. А это в свою очередь позволит формировать активность и самостоятельность кадетов в учебном процессе и научить их учиться.
-
Формирование логического и художественно-образного мышления 2016
В настоящее время формирование у детей художественного мышления становится чрезвычайно важной задачей педагогов и психологов уже на начальной ступени школьного образования. В ходе решения задачи формулировки принципов художественного мышления использовался метод теоретического анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы – исследований как творческого, так и художественного мышления.
-
Формирование навыка чтения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 2021
Текст и работа над ним является средством формирования коммуникативных способностей учащихся, которые представляют собой выражение мыслей в письменной и устной форме. Учащиеся учатся отвечать на вопросы, направленные на контроль понимания прочитанного, комментировать содержание текста, высказывая собственное мнение по вопросу, а также составлять собственные письменные варианты текста с опорой на прочитанный. Все эти упражнения в совокупности направлены на формирование умения осознанного чтения, выражение собственных мыслей и непосредственного общения с другими людьми на английском языке.
-
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов (методическая разработка) 2023
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречать с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. Основной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, который дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.
-
Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ 2020
Статья посвящена актуальным вопросам коррекционного обучения. На основе педагогического опыта описывается методика формирования чтения и речевых навыков, развития речевых умения.