Литература
-
Фольклорный праздник "Осенний балаган". 5-й класс 2014
Сценарий поможет провести веселый праздник, на котором дети узнают много интересного о том, как жили наши предки, что для них было значимо, как умели они сочетать трудовые будни и веселье. Материал собран из сборников русских обрядов, праздников, обычаев, которые удалось сохранить. На празднике дети играют, поют, участвуют в обрядах.
-
Фольклорный праздник в 5-м классе 2007
Внеклассное мероприятие "Фольклорный праздник" помогает учащимся проникнуться поэтичностью устного народного творчества, овладеть умением рассказывать небылицы, сказки, петь частушки. Устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся. Простой и доступный пятиклассникам материал, основанный на русском фольклоре, позволяет заинтересовать учащихся; инсценировки небылиц, возможность "выступать" привлекают ребят к дальнейшему изучению литературы в целом. В сценарии использован краеведческий материал. Мероприятие носит интегрированный характер: предварительно на уроках ИЗО разбирается русский национальный костюм, изучаются особенности народных промыслов, учитель музыки готовит оркестр народных инструментов, исполнение частушек и народной песни. "Фольклорный праздник" проводится после изучения раздела "Фольклор".
-
Формирование "я"-образа в подростковом возрасте как фактор успешной социализации 2015
Подростковый период очень важен для формирования у подростка самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей впоследствии влияние на самопознание и самовоспитание, развитие личности.
-
Формирование ассоциативного мышления учащихся при изучении лирического произведения 2008
В данной работе рассмотрены общие особенности вызываемых лирическими образами ассоциаций в произведениях разных авторов и разных художественных направлений. На примере одного урока показано, как педагог может от возникших при первом чтении субъективных ассоциаций через целостный анализ текста привести детей к наиболее глубокому пониманию произведения.
-
Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс) 2009
На примере урока литературы показывается практическое применение методов, направленных на формирование готовности к самоопределению для данной возрастной группы, на личностное развитие учащихся. Методические приемы, используемые на уроке, – анализ текста с элементами беседы, инсценирование и художественное чтение, выступления заранее подготовленных учащихся. Используется также работа в группах и парах.
-
Формирование гражданской идентичности кадета на уроках русского языка 2021
В данной статье рассматривается вопрос формирования гражданского воспитания кадет в современном образовательном пространстве, приводятся примеры толкований понятия «гражданская идентичность». Особое внимание уделено содержательному потенциалу учебного предмета «русский язык».
-
Формирование гражданской ответственности за сохранение Байкала с использованием технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 9-й класс 2017
Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в работе использую материал иркутских поэтов и писателей. Стихотворения Л.Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской ответственности за свою Родину, понимания неблагоприятной экологической ситуации на Байкале и осознания соучастности во взаимоотношении природы и человека.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей личности в курсе литературного краеведения 2010
В докладе освещается работа с новым пластом нашей литературы, в котором утверждаются общечеловеческие ценности. Учитель делится опытом организации работы по одной из тем курса литературного краеведения, акцентируя внимание на том, какие технологии, методы и приёмы, формы контроля использует при этом.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей на нетрадиционных уроках литературы 2013
Статья посвящена современному уроку литературы и теоретическим проблемам современной методической науки, нетрадиционным формам урока литературы, формированию духовных и нравственных ценностей.
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Формирование ЗОЖ через уроки литературы и внеклассную работу 2022
К сожалению, с каждым годом становится все больше школьников с проблемами здоровья, за период обучения в школе увеличивается число детей с хроническими заболеваниями. Низкий уровень здоровья подростков связан социальными условиями жизни, а также с распространением среди подростков пивной алкоголизации, курением, наркотиками и т.д. Желание заботиться о своем здоровье можно пробудить у школьников и на уроках литературы, и во внеклассной деятельности.
-
Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы 2004
В основу своей работы ставлю формирование и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей. Предлагаю урок-размышление в 9-м классе по рассказу И.Бунина "Темные аллеи". На подобных уроках происходит активизация работы учащихся, каждый ученик становится участником творческого процесса, соавтором результата работы, развиваются рефлексия и креативность, а это есть главный результат работы педагога.
-
Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках литературы 2009
Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность: определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
-
Формирование информационной культуры через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы 2015
Работа посвящена решению вопроса о формировании информационной культуры обучающихся. Есть идея, что она может быть сформирована через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы. Каждый комплекс включает 3 пятиминутки по одной теме, в которых отражается триада «Познаю – Делаю – Размышляю», позволяющая, во-первых, усвоить школьникам необходимые знания, во-вторых, применить их на практике, в третьих, осмыслить качество их присвоения.
-
Формирование исследовательских умений и навыков через понимание смысла текста и авторской позиции (на материале притчи Пауло Коэльо «Секрет счастья») 2023
Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. И именно литература и её преподавание требуют тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, что, в свою очередь, обеспечивает метапредметный подход к преподаванию. Поэтому изучение художественного произведения в средней школе требует особенно тщательной методической подготовки, избирательности, индивидуальности, так как современные школьники не готовы к поверхностному осмыслению событий прошлого, восприятию культурных традиций и нравов.
-
Формирование исследовательской компетенции обучающихся в процессе реализации общешкольных проектов и на уроках русского языка и литературы 2023
Работа по формированию исследовательской компетенции в условиях современного образования, реализующего новые госстандарты, непременно ведется в процессе обучения. Исходя из опыта работы, мы можем отметить, что осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования, которые ставят учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания.
-
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2008
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания. В работе дается некоторое обобщение опыта по формированию исследовательской культуры на уроках литературы в старших классах и во внеурочной деятельности. На конкретных примерах по лирике Н.А.Некрасова, по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показаны примеры формирования исследовательской культуры на примере изучения творчества местного писателя В.П. Чугунова показаны приемы овладения навыками работы в коллективном творческом проекте.
-
Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина") 2009
Конспект урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова–Щедрина". Урок разработан с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" и предполагает виды деятельности, направленные на формирование исследовательской позиции учащихся.
-
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы в 10-м классе на основе ТРКМЧП 2016
Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить. Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.
-
Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинских колледжей 2020
В любой профессиональной области коммуникативная компетентность – один из основных показателей оценки кадров. Особенно большое значение этот показатель приобретает для профессий системы «человек-человек». К ней также относятся все медицинские специальности.
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы 2011
Статья содержит некоторые формы работы, которые позволяют вырабатывать у учащихся способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике 2007
Формирование коммуникативной компетенции закладывает навыки осмысленного чтения, общения и осознания себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге как с окружающим миром, так и с самим собой, что помогает сложному процессу формирования личности.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы) 2022
В статье рассматривается опыт организации педагогических условий для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности.
-
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий 2017
Цель педагогического опыта: описание организации предметно-пространственной среды, позволяющей формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия субъектов образовательного процесса.
-
Формирование компетентной личности с помощью организации и постановки кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина во внеурочной деятельности 2013
Цели мероприятия: создать комфортные условия для самореализации обучающихся, для сплочения классного коллектива; развивать способность к эмпатии, рефлексии; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, профориентация в ходе ролевой игры. В ходе подготовки и постановки кукольного спектакля ребята знакомились с разнообразными способами действий, вырабатывали умения и навыки, которые способствовали формированию компетентной личности, способной ставить цель, решать проблемы на пути к цели, работать с информацией, трудиться в коллективе, помогать или просить помощь.
-
Формирование критического мышления учащихся на уроках литературы 2019
главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Личность, в моем понимании, - человек, не боящийся мыслить. Именно этим целям служат приемы и методы образовательной технологии развития критического мышления.
-
Формирование культуры полоролевых отношений подростков средствами литературы 2009
В статье представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. В них содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности.
-
Формирование литературоведческих понятий как одно из условий полноценного анализа художественного произведения. Тропы художественной речи. Эпитет. Урок в 5-м классе 2005
Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание. Для анализа художественного произведения требуется совокупность различных научных дисциплин и определенный уровень психологического развития школьника. Поэтому формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста.
-
Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС. Тема урока: "Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр" 2020
Формирование метапредметных умений очень важно для средней школы, так как для успешного овладения суворовцем школьной программы по любому предмету в среднем звене (а также и в старшем) ему необходимо обладать общими теоретическими и практическими умениями. А это в свою очередь позволит формировать активность и самостоятельность кадетов в учебном процессе и научить их учиться.