Формирование правильной читательской деятельности на примере изучения рассказа А.П. Чехова "Страшная ночь" на уроках литературы. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Сейчас в России кризис полноценного чтения детей. Подобное уже было в 19 веке. Выход тогда нашли в начале 20 века. На помощь школе пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н.А.Рубакина, Л.С. Выготского, А.А. Потебни.

Интерес к этой проблемы проявили и философы. В 1916 году вышла в свет книга Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в которой косвенно были затронуты и вопросы творческого чтения.

Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С.И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизнь целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение – размышление, творческий пересказ,  читательский  дневник.

Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. На первый взгляд, кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в сознании читающего человека» – писал А.М.Левидов.

Наша страна еще в конце 20-го века была одной из самых читающих в мире.

Справится ли сейчас современная школа с кризисом чтения?

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова (наша школа перешла на эту программу с 2006-го года) предлагают свою концепцию привлечения детей и подростков к чтению. Они творчески переработали подходы к литературному чтению в отечественной методике и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности. В ней три этапа.

1 этап – работа с текстом до чтения (антиципация). Это предугадывание темы, героев, содержания по фамилии автора, названию, иллюстрациям. Завершается этот этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».

2 этап – работа с текстом во время чтения (это первое самостоятельное чтение, чтение вместе вслух или комбинированное чтение). Затем перечитывание и диалог с автором. А в этом помогает комментированное чтение.

3 этап – работа с текстом после чтения.

1) Смысловая беседа по тексту. Дискуссия. Соотнесение читательских истолкований с авторской позицией. Идея текста.

2) Знакомство с писателем (чтение статей критической литературы)

3) Повторная работа с заглавием и иллюстрациями (сравнение с первоначальным угадыванием).

4) Творческие задания.

В 5-6 классах выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. Я буду ссылаться на первый раздел 6 класса. Он называется «Пролетая над снами». Что можно сказать о произведениях этого раздела? В них обязательно есть мифические существа или темные силы, а также в сюжет включены события, развивающиеся ночью.

Все произведения этого раздела в какой-то степени связаны со словом «страх». Почему? Зачем? Надо ли это шестиклассникам? Составители, наверное, надеялись таким образом привлечь ребят к чтению.

А вообще бояться, испытывать чувство страха иногда полезно (так считают психологи). Можно попробовать составить некую градацию страхов в произведениях художественной литературы:

1) легкая боязнь с элементами юмора (это «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя)

2) просто страх («Светлана» В.А.Жуковского, «Орля» Ги де Мопассана)

3) страх с элементами ужаса («Венера Илльская» Проспера Мериме)

4) мифический ужас («Вий» Н.В.Гоголя)

Эти и другие произведения как раз и представлены в 1-ом разделе учебника 6-го класса.

Теперь попробую показать на конкретном примере (рассказ «Страшная ночь» А.П.Чехова) применение этой технологии формирования типа правильной читательской деятельности

1 этап – работа с текстом до чтения.

Ребята узнают фамилию автора следующего рассказа «Страшная ночь». Это А.П.Чехов. В учебнике вопрос: «Что вы можете ожидать от произведения, автором которого является А.П.Чехов?» (советуют опираться на читательский опыт). А в опыте – «Каштанка»! Конечно, хорошо, если ребята читали смешные рассказы А.П.Чехова «Хирургия», «Лошадиная фамилия» и другие. Ведь целью чтения рассказа «Страшная ночь» является знакомство с Чеховым – насмешником, так как это рассказ – пародия. Дальше работаем над названием. Ребята выдвигают разные версии, но сходятся в одном – будет страшно. Тем более что на предыдущем уроке обсуждали рассказ Н.В.Гоголя «Вий».

О названии рассказа «Вий» предположения (до чтения) были разные. Это что-то неизвестное, Бог, колдун и т.д. Но правильного значения слова – начальник гномов, человекообразных карликов, живущих под землей, – не было. Это ребята уже после чтения узнали, кто такой Вий и что «вiя», в переводе с украинского, значит ресница, а у Вия – тяжелые ресницы до земли.

К рассказу «Страшная ночь» в учебнике две иллюстрации. Дети рассматривают их и делают предположения о содержании рассказа, героях. Никто не разглядел на второй иллюстрации за ширмой гроб. Но общие рассуждения сводились к тому, что герой испытывает страх, видный по выражению лица.

2 этап – работа с текстом.

Рассказ «Вий» дети читали самостоятельно – это внеклассное чтение, а «Страшную ночь» мы начали читать в классе. Вначале я попросила прочитать первый абзац про себя и подумать, с какой интонацией надо его читать. Ребята говорили, что надо читать взволнованным, таинственным тоном, потому что от первых же строк веет чем-то ужасным и мистическим. Вначале читают дети, стараясь выдержать нужную интонацию, потом читаю я, но прошу ребят закрыть учебники и просто слушать. При чтении придаю другую интонацию (ведь я знаю цель Чехова). Ребята настораживаются, не совсем понимая, почему меняется интонация. На этом уроке мы читаем только до того момента, когда главный герой, натерпевшись страха по дороге, заходит наконец к себе, в темную комнату, освещает ее спичкой и ... остановка. Я спрашиваю, что же он мог увидеть? Что его напугало? Версии разные: грабители в масках, убийца, погром и т.д.

Задаю домашнее задание: дочитать, подумать и устно ответить на вопросы в учебнике, а также выписать все фамилии и названия улиц и переулков.

На следующем уроке второй этап продолжается. Это диалог с автором, в котором помогает комментированное чтение. Читаем не целиком, а уже эпизоды, опираясь на вопросы учебника. Но до вопросов прошу прочитать выписанные фамилии, названия, а также, выбрать из начала рассказа слова, которые нагнетают страх. Ребята выполняют это задание и выясняют, что таких слов чрезмерно много. Это Панихидин, Трупов, Упокоев, Черепов, Погостов, Кладбищенский, Челюстин, Мертвый переулок, церковь Успения-на-Могильцах, спиритический сеанс, мысли тяжелы, гнетущи, смерть, привидение, ветер плачет, злобный рев и т.д. Что же это значит? И ребята сами говорят, что от этого уже не страшно, а смешно и чувствуешь, что что-то не так. Ведем диалог с автором, находим скрытые вопросы, пытаемся понять, что имел в виду автор, говоря: «Плохо в такую ночь бесприютным...» или «Есть вещи, которые запечатлеваются в вашей памяти несмотря даже на то, что вы видели их одно только мгновение...?». Эта фраза требует размышлений читателя и обращения его к собственному опыту, памяти (на ее основе можно строить творческое задание). Череда авторских вопросов на тему «Как мог гроб попасть в закрытую комнату героя?» заставляет работать мышление, фантазию читателя.

Прогнозирование по деталям, слову также заставляет работать творческое воображение. Например, спрашиваю: «По каким словам можно догадаться, что ждет Панихидина в комнате друга, куда он бросился после увиденного в своей? Кто догадался?». Были догадавшиеся ребята, которые назвали слова (это те же слова, что и в первом случае: темнота, тоскливо жужжал ветер, холодная печь, зажженная спичка и снова гроб, только другой).

Ну а про третий гроб догадались уже почти все.

3 этап – смысловая беседа, дискуссия.

Кто же главный герой? Как он о себе говорит? Дети зачитывают: «Я, человек свободный от предрассудков, торопился, боясь оглянуться, поглядеть в стороны. Так ли это? Какой же он на самом деле? Выскажитесь и найдите подтверждение своему мнению в тексте. И дети находят то, что автор не пишет прямо, а прячет между строк. Герой верит предсказаниям призрака, всего боится, даже ветра; ему кажется, что тихий плач ветра переходит в злобный рев. Даже рассказывая спустя годы об этом случае, он переживает тот же страх и нервно пьет воду.

Значит, все наоборот. Он суеверен (объясняем это слово по словарю).

Таким образом, приходим с детьми к выводу: автор высмеивает, передразнивает стиль данного жанра. Это рассказ-пародия (даем объяснение этому слову). Вспоминаем рассказ Н.В.Гоголя «Вий» и видим контраст – там действительно мифический ужас, страх. А рассказ Чехова, особенно его развязка, вызывает смех.

Подводя итог, обозначаем все композиционные части: завязку, кульминацию, развязку. Особо обговариваем концовку. «Как вы можете объяснить последнее предложение рассказа?» – спрашиваю я и прошу найти слова, в которых заключена усмешка автора.

Хочется, чтобы ребята сами спросили, зачем Чехов так подробно описывает гробы, поэтому задаю вопрос: «Что-нибудь еще удивило вас в этом рассказе?». Если о гробах не говорят они, то спрашиваю сама, и мы вместе делаем вывод, что такой прием нужен А.П.Чехову, чтобы усилить впечатление, чтобы опустить мифическое, сверхъестественное на уровень земного, реального. Весь рассказ – это всего лишь бытовой курьез!

Вспомним, совпали ли ваши предположения с реальным замыслом автора?

А теперь еще взгляд на иллюстрации: «Видите ли теперь гроб за ширмой?».

А в заключение еще раз о Чехове – великом насмешнике. И о других поэтах и писателях, которые работали в жанре пародии.

И конечно, творческие задания, но по выбору. Именно они развивают письменную речь учащихся.

1) Можно придумать сюжет своей страшной истории (как в «Вие»)

2) Можно с помощью «чеховских приемов» превратить любой страшный эпизод в шутку (как в «Страшной ночи»)

3) Можно просто написать о своих чувствах и мыслях после чтения рассказов «Страшная ночь» или «Вий».

Еще хочется сказать, что урок литературы непредсказуем. Планируешь одно направление, а можно пойти совсем по другому пути. Главное – знать конечную точку и прийти к ней в конце изучения произведения.

Может все-таки удастся увлечь детей чтением?