Программное содержание:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
- Дать представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
Активизация словаря: богатырь, былина, сказатель, нараспев, сбруя, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, булава, ножны, оберег.
Предварительная работа:
- Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
- Чтение отрывков из былин о богатырях.
- Заучивание стихотворений, пословиц.
- Рассказ о символе солнца на щитах и мечах.
Оформление «мини-музея»:
- Щиты, мечи, шлемы.
- Картина «Богатыри».
- Книги, рисунки детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
– Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать
вас в нашем «мини-музее». Вы не против,
если я буду экскурсоводом? Наша экскурсия
посвящена защитникам Отечества нашего времени, и
богатырям – предкам, жившим много веков до нас.
– В первом зале нашего «мини-музея» мы
поговорим с вами о славной Российской Армии, о её
героических воинах: пограничниках, танкистах,
летчиках, моряках.
– Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля? (День
защитника Отечества.)
– А кого мы называем защитниками Отечества? (Воинов
Российской армии: солдат и офицеров.)
– Всегда Россия славилась своими защитниками. И
сегодня наши солдаты совершают подвиги – под
огнем противника выполняют боевые операции,
выносят из боя командиров, встают на защиту людей
других стран.
– Это наши солдаты Советской Армии водрузили в
1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили
мир от немецко-фашистских захватчиков.
Люди помнят своих героев, и в каждом городе и селе
поставлены памятники и обелиски. А в нашем
поселке есть такой памятник?
– Ребята, как называется праздник, когда мы
поздравляем ветеранов Великой Отечественной
войны? (День Победы.)
– Когда мы его празднуем? (9 мая!)
– А как мы отмечаем День Победы? (Идем к
памятнику и возлагаем цветы. Минутой молчания
чтим память погибших.)
– Ребята, рассмотрев все картины, на что вы
обратили внимание? (Изображены разные виды
войск, которые имеют свои эмблемы отличия.)
– Образуйте 3 команды из 4-х человек. Отправьте 1
человека из команды. (Ребята каждой компании
определяют по картинке на конверте род войск –
вкладывают эмблему у соответствующей картины и
составляют предложения)
– Ребята, огромное спасибо вам за небольшие
рассказы, предложения.
– От вас я услышала слова – смелые, отважные,
сильные. Откуда же черпают русские воины свою
неиссякаемую силу?
– Говорят, ребята, досталось она им в наследство
от далёких предков, о которых сложены песни и
сказания – от былинных богатырей.
– А кто такой богатырь?
– Как о нем можно рассказать словом, рассказом
или стихотворением?
Дети:
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
– Как мы с вами узнали о русских богатырях,
которые жили в далекой старине и прославились
своими подвигами и делами?
– Из былин, сказаний, песен, из стихотворений.
– Что такое былина?
– Былина произошла от слова «было», «быль».
– А кто слагал былины о богатырях?
– Сказатель-былинник.
– Как рассказал сказитель Былину? (Ходил из
селения в селение и рассказывал былины нараспев,
сопровождая их игрой на гуслях (ребенок одет в
русский костюм, рассказ сопровождается игрой на
гуслях).
– Вот так, ребята, слагалась былина. В былинах
отражалась жизнь русского народа, которая была
очень нелегкой на Руси.
Подвиги русских богатырей-героев отражены не
только в былинах, но и в творчестве художников.
Какого русского художника картина перед нами? (Виктора
Михайловича Васнецова.)
– Как бы вы ее назвали?
– Ваше мнение совпало с мнением художника. Он ее
тоже назвал «Богатыри». Давайте же
рассмотрим ее и побеседуем по ней.
– Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри)
– Кто находится в центре картины? (Илья
Муромец)
– Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он
самый старший, могучий, мудрый и опытный
богатырь)
– Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем?
Что за беда с ним приключилась? И кто его от этой
беды избавил? (Чтение отрывка из былины)
– Кто справа от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
– Расскажите о нем. (В плечах широк, брови
черные вразлет, глаза зоркие, соколиные, кудри
русые, вьются кольцами, а силой и хваткой – ему
равных нет!)
– А еще? А какие увлечения у него? (С 12 годов
на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы
играл)
– А еще нам скажет Аня об этом богатыре.
– А кто самый молодой из богатырей? (Алеша
Попович)
– Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью,
смекалкой, дерзостью).
– Куда смотрит каждый из богатырей? (Они
смотрят вдаль – не видать ли врагов?)
– Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее
границы)
– А хотели бы вы быть похожими на богатырей?
– Для этого нужно быть сильными, смелыми,
ловкими. Нужно постоянно тренироваться.
– Мы сейчас с вами тоже потренируемся:
Проводится игра-эстафета «Русские богатыри»
1. Ребята делятся на две команды.
2. По сигналу нужно надеть шлем и проскакать на
лошади.
3. Попасть мешочком с песком в цель и вернуться
обратно.
Подходим к картине
– Главным другом богатырей был конь! То, что на
лошади – называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка,
стремена, седло.)
– Как звали коня у Ильи Муромца? (Бурушка)
– Ребята, расскажите, как одеты богатыри? (На
тело одета кольчуга – железная рубашка. Она
защищает богатыря от ударов копья, шлем защищает
голову от ударов.)
– Какие еще есть доспехи у богатырей? (Щиты,
луки, колчан со стрелами, меч-булава)
– Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся
делами и подвигами витязей-богатырей. Когда
богатыри собирались все вмести, как мы видели на
картине, они становились такими сильными, что их
невозможно было победить. Об этом мы можем узнать
с вами из пословиц.
Не родом славен богатырь – а подвигом.
Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов
защищать.
Мое богатство – сила богатырская, мое дело –
Руси служить, от врагов оборонять.
В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-Матушке.
– Ребята, обратите внимание, что меч и ножны
всегда украшены узором, орнаментом.
– Знак Солнца наносился на щит (наглядно). Этот
знак был призван помогать, богатырю отражать
удары врага, сохранять ему жизнь. Родовым деревом
в Древней Руси считался дуб. Уходя в поход,
подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и
горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой
горсть земли сохранился и до сих пор. (Дети
подходят к столу, где в тряпице лежит горсть
земли)
– Ребята, дуб – могучее дерево, он почитался на
Руси за могущество, давал людям силу, ему
покланялись.
– Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему
и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
Дети:
У нас дубок
Вот таков, вот таков (сидя на корточках, руки подняты вверх)
Корень да его вот так глубок (наклониться вниз, показать корень)
Листья да его вот так широки (развести руки в стороны)
Ветки да его вот так высоки (руки вверх)
Аз, ты, дуб-дубок
Ты могуч-могуч (медленно поднимают руки вверх, сцепляются)
На ветру дубок ты скрипуч (покачивают руками)
Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защищать от врага.
Воспитатель:
– А сейчас я вам подарю талисманы «Листочек
дуба», чтобы вы были сильными, смелыми,
отважными, честными, добрыми и храбрыми, как
былинные богатыри – защитники земли русской.
Наша беседа о былинах и былинных богатырях
подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой
завет оставили богатыри своим потомкам? (Защищать
свою Родину, беречь ее.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Любить свою малую Родину, свой народ, свою
страну.)
(Дети становятся полукругом).
– А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
– Не скакать врагам по нашей Земле!
– Не топтать их коням
– Землю Русскую!
– Не затмить им солнце наше красное!
– Век стоит Русь – не шатается.
– И века простоит не шелохнется!
– А преданья старины
– Забывать мы не должны
– Слава русской стороне
– Слава русской старине!