Нравственность учит не тому, как стать счастливым,
а тому, как стать достойным счастья.
Кант
Духовность в настоящее время, как и владение речью, умение излагать свои мысли ярко, грамотно, доступно, становится неотъемлемым качеством культурного образованного человека и рассматривается как важное свойство личности. К тому же качество образования может оцениваться по показателям, лежащим вне самой системы образования. Например, по такому показателю, как качество жизни, успешность адаптации личности в современном обществе, а не только оцениваться по показателям обученности выпускников. Качество образования сейчас также предполагает оценку и уровня развитости, поэтому и определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития учащихся, их интеллигентностью и образованностью. Именно в этом состоит главная общественная ценность образования. В самом общем виде современная школа ориентируется на формирование высокообразованной, активной личности, способной применять полученные знания, творчески реализовать себя в жизни. Это и есть ключевые компетенции, которым придаётся особое значение.
Но как повлиять на развитие нравственного сознания и речевой культуры учащихся, как восстановить духовный и моральный порядок в обществе, как вызвать потребность шагнуть в книгу, если в жизни сталкиваешься с нежеланием молодежи читать, ведь наши подростки в основной своей массе – теле- и интернет-поколение и не особенно дружны с книгой. Современный подросток живёт в пространстве агрессивной культуры и неустоявшихся социальных отношений. Всё это является своеобразным барьером для духовного самосовершенствования ребёнка. Надо заметить, нравственность всегда скроена на вырост, к сожалению, приходится отмечать, в последнее время люди перестали расти.
Уникальные возможности для духовного роста, заполнения «горницы души» и развития речевой и нравственной культуры учащихся, формирования личности в целом дают уроки литературы. Литература открывает мир морально-этических ценностей, которые состоят в том, чтобы заронить в душевную жизнь учеников чувства благодарности и любви, дружбы и сострадания, долга и ответственности. Поэтому главная задача – научить чувствовать и размышлять, быть восприимчивым к красоте, добру, правде, душевному теплу, состраданию. Задаюсь главным вопросом: Как сделать так, чтобы этика вырастала из души? При этом важно помнить о том, что всякое знание для ребёнка не имеет никакой цены, если оно не появляется в результате личного интереса, только тогда возможен прогресс в повышении качества литературного образования школьников.
При этом нельзя не согласиться с тем, что следует так подавать материал, чтобы всё, что ученики узнали и пережили, могло бы созревать, расти и совершенствоваться дальше, переходить в новое качество. Т.е. литературное образование должно быть на перспективу. Преподавание должно учить жизни, способствовать духовному росту.
Сегодня важно учитывать индивидуальное восприятие детьми художественных текстов, внимательно и чутко относиться к мнению каждого, чтобы сформировать личностное понимание прочитанного. Именно в острой потребности связи с жизнью, стремлении ощущать окружающее близким, в позиции соучастия раскрывается гуманистический принцип нравственного воспитания. Поэтому возникает необходимость в поиске возможных вариантов работы, направленной на совершенствование речевой и нравственной культуры школьников в процессе изучения художественной литературы.
Начать работу в этом направлении уже в 5-ом классе помогают ставшие традиционными письма выпускников школы будущим пятиклассникам. (Пройдут гремячей чередою/ доблесть и слава книжных героев/как трудна жизнь бывает порою/ литература вам откроет./) Это всегда трепетные, проникновенные, волнительные строчки, от которых сжимается сердце и душа. Частичку своей души, теплоту сердца одиннадцатиклассники передают совсем ещё юным и несмышлёным ученикам. Ведь так необходима преемственность поколений. Это важный воспитательный момент при знакомстве с новым классом. Первый, а потому главный момент духовного сближения и единения учителя и учащихся, момент душевной проникновенности.
Дети всегда ждут чуда, а потому считаю необходимым придать предмету, событию, дню, минуте привкус необычного, удивительного, поражающего воображение. Если я сообщу детям, что необходимо читать книги, потому что это делает человека мудрым, то в большинстве случаев учеников это не трогает. На уроках считаю важным создать эмоциональную ситуацию, так как эмоция рождает мысль, а значит, содержание и глубину. Вряд ли ученик способен разговориться тогда, когда ему не интересно, и лишь растревоженная душа способна не только воспитать в каждом из нас человека, но и заставить заговорить ум. А чтобы это произошло, создаю ситуацию заинтересованности предметом, которая в свою очередь создает ситуацию активного речевого общения, т.е. становится стимулом речевого развития.
Уроки литературы начинаются с интриги: стихи, афоризм, литературная афиша, картина, яркий эпизод, письмо, страница газеты, часто - философское размышление. Интрига – это первое умственное действие, к которому приглашаются ребята.
Кроме того, урок должен иметь проблемное и броское название. Будничные, традиционные формулировки общего внимания не привлекают. Важна оригинальность в выборе темы. Тему формулирую так, чтобы она отражала основное содержание урока, соответствовала его наполнению. Для этого нахожу проблему, которую необходимо решить, и эту проблему обозначаю в названии темы. Вряд ли забудутся уроки по теме «Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль», или яблоко от яблони недалеко падает» (урок – исследование), или уроки по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Город толстых и тонких» (урок – экскурсия), «Николаевское царство в миниатюре, или королевство кривых зеркал» (урок – обобщение), «Что делает человека живым и что убивает душу» (урок – семинар), «Визиты за город, или знакомство с причудами здешних помещиков» (урок – путешествие), урок по роману И.А.Гончарова «Обломов» - «Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?» (урок-интервью). Такие темы не оставляют равнодушными никого из ребят.
Первое слово, сказанное учителем на уроке, должно зацепить сознание ученика, «втянуть» его в мыслительный процесс. Сохранить заинтересованность, увлеченность помогают проблемные вопросы, вопросы нравственного порядка, тем более что психическое развитие школьников в 6-11 классах диктует обостренное внимание к нравственным вопросам. Поэтому строю анализ так, чтобы на первом плане оказывались нравственные коллизии, выдвигались проблемные вопросы: «Что произойдет с человеком, если он потеряет совесть?», «Что крадёт у человека лень?», «Что есть экология духа?», «Что есть добро и зло, нравственный выбор?» и др.
Подобные вопросы вовлекают учеников в поиски истины, пробуждают мысль, требуют размышления и рассуждения. Форма урока в таком случае приобретает характер диалога, в котором звучат голоса учащихся. Ученикам дается право самим придумать такие вопросы, которые соотносились бы с текстом, его проблемой, жизненными представлениями. Это важно, на мой взгляд, потому, что таким образом формируется их отношение к жизни. К тому же книга интересна тогда, когда в ней обнаруживаешь самого себя и отклик на все то, что окружает, тревожит. Таким образом, каждому дается право на открытие, право подарить классу ту или иную мысль.
Следовательно, анализ-поиск на уроке возможен лишь при условии анализа-переживания. Т.е., вопросы должны захватывать ребят, не оставлять холодными и безучастными. Чтение и анализ прочитанного расцениваются, как важные коммуникативные умения, на базе которых развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, например, умение излагать свои собственные мысли.
Уроки-размышления учат образному видению, логическому осмыслению прочитанного, нестандартному мышлению, внутренне раскрепощают учеников, пробуждают интерес, открывают философскую глубину. Каждый осознаёт, что для счастья мало материального благополучия, необходима духовная насыщенность и наполненность жизни. Ведь не хлебом единым жив человек… Внутренний, духовный мир гораздо более обогащает человека, чем мир осязаемый, материальный. Есть тому вполне определённое, конкретное доказательство. К примеру, возьмём яблоко, как предмет материального, вещественного мира, и идею, как духовную субстанцию. Если у двух людей есть по одному яблоку и они захотят обменяться ими, у них всё равно останется по одному яблоку. Если же мы обменяемся идеями, у нас в голове окажется их две, а не одна. Есть над чем задуматься. Содержательная, нравственная направленность уроков состоит в том, чтобы, узнавая новое, дети могли размышлять, сомневаться, утверждаться в своём мнении, восторгаться образами и мотивами, звучащими в произведении. По сути, большинство уроков литературы - это и есть уроки–размышления, на которых мы познаём жизнь, большую, настоящую, разнообразную и сложную.
Семантическим ядром уроков литературы является многоаспектный анализ художественного текста на основе коммуникативно-деятельностного подхода к организации учебного процесса. Понимая, что литература в художественных образах отражает все многообразие жизни, мы вместе с учениками пытаемся каждое произведение или его фрагмент анализировать в контексте проблем, изучаемых другими науками. В таком случае, анализ произведения осуществляется в связи с анализом в историческом, этическом, экологическом, философском аспектах. Это помогает представить художественную проблему в широком контексте, актуализировать ее нравственно-ценностное звучание, сделать учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированным, воздействовать на эмоционально-мыслительные процессы обучающихся; создает условия для развития духовной сферы личности, творческого мышления.
Стимулируют творческие способности учеников, их критическое мышление, пробуждают эмоциональный мир сочинения на литературные темы. Практикуем также написание сочинений по личным, жизненным впечатлениям («Что в нашей жизни есть добро и зло», «Что такое счастье», «Что составляет смысл жизни человека», «Счастье без свободы или свобода без счастья – третьего не дано» и др.).
При проведении уроков предпочтение отдаю диалогическим формам обучения. Учу детей рассуждать, рецензировать работу товарища. Это также сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям учащихся.
В целом, в классах веду работу на выявление литературных способностей учеников, предлагая им разные виды упражнений, заданий, которыми проверяется эмоциональная чуткость читателя, оригинальность поэтической ассоциации, уровень осмысления содержания художественного текста. Например, ребятам предлагается описать картину, предмет так, чтобы их увидели другие (безоблачное небо, закат солнца, ночь, раннее утро, падающие листья). Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, ветки сирени, услышали шум морского прибоя и т.п.
Обязательным условием каждого урока являются игровые приёмы. Игра (условная модель реальной обстановки) позволяет учащимся свободно проявить себя. Это одна из форм самоутверждения личности, она благоприятно влияет на речевое развитие, развитие творческих способностей, обогащение духовной культуры, интеллекта учащихся. Часто ученики выступают в роли литературных критиков или иллюстраторов книги, историков или стилистов. Литературно-ролевая игра требует очень хорошего знания текста, развивает образное мышление, актёрские способности.
Применяю коммуникативно-групповой метод обучения. Всем известно, что самый большой дефицит – дефицит человеческого общения. Групповая работа не только компенсирует его, но и снимает синдром тревожности. В группе каждый находит свою психологическую нишу. Кто-то специализируется на генерации идей, кто-то – на их обосновании, на обобщении результатов, т.е. каждый занят там, где он чувствует себя наиболее уверенно, комфортно. В каждой группе есть свои философы (ученики, мыслящие ярко, образно, нестандартно, оригинально, глубоко), знатоки (учащиеся, обнаруживающие отличное знание произведения, разбирающиеся в тонкостях анализа литературного текста, дающие грамотный комментарий, принимающие активное участие в процессе обсуждения) и просто собеседники. Групповой метод формирует навыки общения. Ученик неизбежно вовлекается в учебную работу. Но больше всего учащимся нравится сам процесс обсуждения, возможность импровизации, творческой самореализации. Всеобщая болезнь наших учеников – неумение говорить, точно и образно выражать свои мысли. Правильная красивая русская речь становится редкостью. Работа в группе ставит ученика перед необходимостью высказываться. Важно не только содержание ответа, но и речевое его выражение. Групповой метод предполагает разнообразные формы и виды работы. Новый вид работы – презентация, во время которой группа не только представляет произведение, его проблематику, героев, но и, что самое главное, старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать произведение. Т.о., групповая работа помогает глубже изучить литературу, воспитывает ответственность, помогает проявить свою индивидуальность.
Есть много методов обучения, но обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты. Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. При изучении литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечёт за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла (например, проект «Адаптация романа Б. Печникова «Ключ камергера» в рок-опере А.Рыбникова и А.Вознесенского «Юнона и Авось»). Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.
В работе словесника по развитию творческих способностей ребёнка большую роль играют внеклассные занятия. Сама пишу стихи, и чтобы приобщить детей к творчеству, организую внеклассную работу по предмету. В настоящее время, исходя из основной педагогической идеи о том, что каждый ребёнок способен созидать, веду литературный клуб «Учимся творить». Меня радуют творческие работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность.
Литература, как учебный предмет, обладает большими возможностями воздействовать на процесс формирования отношений учащихся к природе. Природа – мир, соотнесённый с человеком, его деятельностью, мыслями, чувствами, переживаниями. Важно воспитать в ребёнке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное. А.Вознесенский говорил: «Окружающая среда страшна, экология духа страшней». Как понять слова поэта? Каждый учитель понимает: экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного, бездушного отношения к природе. Осознавая это, я приступила к разработке программы по интеграции таких предметов, как «литература – экология». Надо сказать, что подобная работа радует детей, развивает добрые начала в человеке, ответственность за происходящее.
Интеграцию предметов можно проследить и на уроке по изучению повести А.С.Пушкина «Метель», где определяли роль природы в судьбе героев как отражение внутреннего состояния человека. В душе каждого героя происходило такое же метельное смятение и от обмана, и от неясности случившегося. Но всё же жизнь вознаградила их за верность, терпение и честность.
В начале каждого урока литературы, начиная с 5-го класса, в течение всего учебного года проводим лирическую пятницу. Пять минут ребята читают стихи о природе, добре, любви, дружбе, красоте, человеке. Ученикам нравится эта работа, возможность выступить, реализовать желание проявить себя. Т.о., все эти виды работ учащихся на уроке литературы направлены на личностное освоение, постижение художественного текста.
Моя главная рекомендация остается неизменной. Необходимо строить свою работу так, чтобы изучение литературы являло собой живой, заинтересованный диалог с искусством. Результаты такого подхода нашли свое отражение в ответах моих учеников на едином государственном экзамене, дающих представление не только о сумме литературных знаний выпускника, но и о его читательской позиции, умении выразить свою мысль. Хотя, как показывают в целом результаты анализа ЕГЭ по литературе, обучение связному высказыванию на литературные темы остаётся важнейшей проблемой литературного образования.
Я думаю, мои ученики способны наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности.
Безусловно, в работе можно и нужно использовать инновационные педагогические модели (развивающего, проблемного, компьютерного обучения), но при этом важно помнить, что вырастить личность с духовно-нравственным потенциалом нельзя только на теоретическом материале. Главным остаётся, на мой взгляд, общение – путь от сердца к сердцу.