Формирование навыков смыслового чтения при сопровождении итоговых индивидуальных проектов по литературе

Разделы: Литература, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: смысловое чтение


Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать, что они прочитали».
Д.Карлин

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В качестве обязательного компонента выделено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В.А.Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Говоря об особенностях смыслового чтения можно сказать, что смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Сопровождение работы выпускников над итоговыми индивидуальными проектами по литературе направлено на овладение учениками навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее, можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом.

В образовательной системе существует большое количество методов и приемов развития навыка смыслового чтения. В сопровождении работы выпускников над итоговыми индивидуальными проектами по литературе возможно применять такие методы и приемы, как «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Чтение про себя с вопросами», «Ассоциативный куст», «Чтение с остановками», «Читаем и спрашиваем», «Чтение с пометками», «Дневник двойных записей», «Сенкан», «Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна», «Читательская конференция», «Чтение в парах», «Чтение с элементами драматизации».

Перечислим методы и приёмы смыслового чтения, применяемые на различных стадиях работы над итоговым индивидуальным проектом по литературе:

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • сопоставление/нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например, картинок, слов, текстов и т.д.;
  • перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например, трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;
  • называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
  • составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;
  • предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

Также сопровождение работы выпускников над итоговыми индивидуальными проектами по литературе позволяет вести работу по формированию и развитию основ читательской компетенции. Выпускники овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

При создании проекта по литературе «Дети войны в произведениях современной литературы» ученица анализировала такие произведения, как «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна и «Блокадный дневник» Лены Мухиной. Продуктом работы стали Дневник ребенка войны и Буктрейлер «Дети войны в современной литературе», которые возможно использовать на уроках истории, литературы, при проведении классных часов и других мероприятий по теме «Великая Отечественная война».

В проекте «Слово «ангел» в основных направлениях искусства» выпускница рассматривает образ ангела в искусстве с разных сторон, как он менялся, и что оставалось неизменным. Ученица приводит примеры использования слова «ангел» в различных видах искусства: в литературе, в живописи и в музыке. Ангел является предметом восхищения не только поэтов и писателей, но и художников и композиторов. Рассмотрев некоторые из видов искусств, в которых, так или иначе, появляются ангелы, гимназистка показала, насколько они важны для мировой духовной и религиозной культуры. Также в работе рассмотрены значения имён, в основе которых лежит слово «ангел». Продукт проекта - брошюра «Слово «ангел» в основных направлениях искусства», которую возможно использовать для внеклассных мероприятий, уроков, занятий по литературе и МХК.

В проекте «Мои волшебные сказки» ученица рассматривает сказки как жанр устного народного творчества. Предложены разные толкования сказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке, уделено внимание волшебной сказке. Автор говорит, что сказка является первым произведением, о котором ребенок узнает в самые ранние дни жизни. С этих необычных и фантастических прочитанных им строк формируется его мировоззрение. С самого раннего детства ребенок начинает вникать в смысл прочитанного, что помогает развить его характер и нравственные ценности. Особенность и практическая значимость проекта заключаются в создании двух книжек-малышек с авторскими волшебными сказками: «Сказка о мальчике» и «Лунная корова». Полученный в результате работы продукт (книжки-малышки) можно использовать в познавательных целях на классных часах и уроках литературы.

Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Именно этому и учится выпускник, работая над итоговым индивидуальным проектом по литературе.

Права Лилия Охотницкая, которая написала:

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?
Ищите свой ответ.