Формирование смыслового чтения на уроке литературы. Тема: "Тим Собакин "Игра в птиц""

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

Для учителя:

  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
  • Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что чудесные необычные способности могут обнаружиться у любого человека.
  • Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Для учащихся:

  • Учиться осознанно и выразительно читать, используя различные виды чтения: по ролям, выборочно.

Приложение.

Оборудование урока: учебник "Литературное чтение", часть 1; репродукция картины В. Кандинского "Двое на лошади", фотография "Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки", рамочка.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационно-целевой

1.1. Работа с текстом до чтения.

(развитие антиципации)

- Приветствие обучающихся и гостей.!

- Вспомните название раздела, в котором находятся изучаемые нами произведения.

- Откройте страницу 134. Прочтите фамилию автора (слайд)

- Нам уже известен поэт и писатель Тим Собакин? Вспомните, в 1 классе мы читали "немножко необычное нестихотворение" про бегемота и муху? (слайд)

- Прочтите заглавие произведения, над которым будем работать сегодня. Предположите, кто герои, какова тема произведения.

- Рассмотрите текст. Скажите, какие цели вы поставите перед собой?    А что вам поможет?

План:

Работа над содержанием текста.

Поход в "Музейный дом" (В. Кандинский "Двое на лошади")

Творческая мастерская

- Нужно  открыть  "Содержание".

- Раздел "Пытаемся понять, почему люди фантазируют",

- Тим Собакин "Игра в птиц"

 

 

- Нам помогут название и рисунки, а также цветные пометки в тексте. Я думаю, нам нужно будет читать по ролям и отвечать на вопросы.

2. Организационно-деятельностный

2.1. Работа с текстом во время чтения.

1. Комбинированное чтение рассказа с установкой проверить свои предположения.

Верным ли было ваше предположение по содержанию текста. Ожидали вы такого поворота событий?

- Сколько частей в текста?

1. задание на с. 137.

- Перечитайте первую часть по ролям: один - за автора, другой - за Катю, третий - за Катиного папу. Цветные пометы помогут вам сориентироваться.

2. Словарная работа: как вкопанный. Где можем уточнить значение этого слова (слайд)

- На с. 138 прочитайте следующее задание

- Найди в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. Как называются самые главные слова по-другому? (основная мысль)

- Прочитайте задание ниже.

- Перечитай вторую часть вполголоса про себя. По-разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? Подтверди своё мнение строчками из текста.

 

 

- Прочитайте следующее задание.

- Просмотри третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать её по ролям? Какие это роли? Попросите учителя почитать за автора.

- Прочитайте вопросы и ответьте на них.

- Как папа Кати сначала воспринял то, что его дочь полетела по воздуху? Зачитай строчки, подтверждающие твой ответ.  Кто помог папе отнестись к полёту дочери как к проявлению обычных земных способностей?

- Быстро ли папа привык к тому, что дочь может летать? Что в тексте подтверждает твоё мнение?

 

 

 

- Текст поделён на три части.

Ученики читают первую часть текста по ролям, ориентируясь на цветные пометки.

- Словарь устойчивых выражений (русский язык 2 часть)

Ученики находят в тексте на с. 134 самые главные слова всего произведения: "Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!". Их произносит Катин папа.

Ученики читают. Затем рассуждают и зачитывают отрывки из текста:

- Катя и папа по-разному реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли. Папа: ":слегка перепугался, перестал размахивать руками и чуть не свалился в лужу".  Папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло: "Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли". Катя же, наоборот, пришла в восторг оттого, что папа смог взлететь: "Папа! У тебя получилось! Ты же летал!" Папа не совсем понял, что с ним произошло. Катя поверила, что и она сможет взлететь.

Ученики читают:

Ученики внимательно просматривают третью часть текста и определяют, что понадобится три человека для того, чтобы прочитать её по ролям. Один будет читать за папу, другой - за старушку, третий - за автора.

Ученики читают:

- Когда Катин папа увидел, что его дочь полетела по воздуху, он сначала остолбенел от удивления: "застыл, как вкопанный".

Ученики отвечают:

- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полёту дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришёл в себя и стал давать дочери обычные родительские советы, как если бы она каталась на велосипеде: "Дочка! Над водою прохладно.  Долго не летай! И шарфик потуже завяжи!

3. Контрольно-регулировочный

3.1. Работа после чтения

 

 

 

 

 

3.2. Поход в "Музейный дом"

-  "Игра в птиц" -  это рассказ или сказка? В какой сборник мы можем поместить это произведение? Обоснуйте свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь на с. 116, 117 учебника и вспомните, в чём заключается отличие сказки от рассказа.

(слайд)

-  Автор этого произведения - большой фантазёр? Словарная работа. Почему он нафантазировал именно полёты людей в небе? У тебя не появилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать?

- Как-то по-другому можно озаглавить этот рассказ?

- Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в "Музейный дом" рассмотреть картину Василия Кандинского "Двое на лошади".

Интрига (читает учитель):

-  "Кто же эти двое? - спросил Михаил Потапович (Главный Библиотекарь).

- Царевич с царевной! - не задумываясь, сказал Миша.

- Ты тоже так думаешь? Что тебя в этом убеждает?"

Учитель продолжает читать интригу:

-  "Они никуда не спешат, гуляют. Лошадь важно так вышагивает, - добавила Маша.

- Тебе Машино наблюдение представляется ценным?"

Учитель читает интригу:

-  "Всё какое-то немножко сказочное.  Как будто показалось:  А протрёшь глаза - и исчезнет! - продолжал Миша. - и вдали сказочный город:

- Если ты также воспринимаешь эту картину, то подумай: почему всё кажется призрачным, фантастическим, ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления?

- Похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше, - сказал Миша.

-Тебе нравится Мишино наблюдение?"

Учитель читает интригу:

-  "Ты догадываешься, какое время года имел в виду художник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины?"

Учитель читает интригу:

-  "Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотри на фотографию, где изображён фрагмент Кремлёвской стены. За стеной располагаются кремлёвские соборы, а перед ней - Москва-река. Теперь ты догадываешься, где находятся наши герои? Видишь на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент Кремлёвской стены и высокую башню - колокольню Ивана Великого?"  

- Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией?  

- Несмотря на чудесные события, которые там происходят, "Игра в птиц" - это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста - рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характеры реальных людей (папы и Кати) и показать их взаимоотношения. События в этом тексте развиваются, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.

- Да, автор - большой фантазёр. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

 

- Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же, как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или камнями, сказочной.

 

- Мы согласны с Машей. И от этого вся картина кажется торжественной и сказочной.

 

 

- Приём мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова "Нарвские ворота". Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине В. Кандинского за счёт мозаики всё кажется сказочным, таинственным, драгоценным, немножко призрачным.

Ученики отвечают:

- Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья. На берёзках, мимо которых проезжают герои, сохранились ещё мелкие золотые листочки. Вода на реке покрыта рябью. Чувствуется осенний прохладный ветер. Небо затянуто облаками и тучами.

Ученики, после того как сопоставят картину с фотографией "Соборы Кремля.  Вид с Москвы-реки", при помощи рамочки выделяют на репродукции картины тот фрагмент Кремлёвской стены и колокольню Ивана Великого, которые они увидели на фотографии. 

- Мы увидели, что художники в своём творчестве часто соединяют настоящую жизнь и фантазию.

4. Оценочно-результативный

Выполнение творческого задания

- Какова цель урока? Добились ли мы её? Оцените свою работу на каждом этапе.

Оценивание

- А сейчас предлагаю пойти в творческую мастерскую. Было ли в вашей жизни чудо? Соединяется ли настоящая жизнь и фантазия. Предлагаю вам описать чудо, произошедшее с вами. (домашнее задание)

Домашнее задание

Учебник часть I, страница 134 - 138, чтение по ролям, пересказ. Сочинение .

 

Сочинение истории под названием "Чудо в моей жизни"

Оценочный лист

Урок литературного чтения: Тим.Собакин "Игра в птиц"

Этапы урока Достаточно Недостаточно
Работа над содержанием текста.

- умение предполагать, предвосхищать содержание текста по названию

- умение читать по ролям

- умение работать с различными источниками информации (нахождение слова в словаре)

- умение находить основную мысль текста

- умение отвечать на вопросы, используя текст

- умение определить жанр текста

   
Поход в "Музейный дом" (В. Кандинский "Двое на лошади")

- умение извлекать информацию из картины, сравнивать

   
Творческая мастерская

- умение описать события своей жизни