Цели урока:
Для учителя:
- При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
- Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что чудесные необычные способности могут обнаружиться у любого человека.
- Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Для учащихся:
- Учиться осознанно и выразительно читать, используя различные виды чтения: по ролям, выборочно.
Оборудование урока: учебник "Литературное чтение", часть 1; репродукция картины В. Кандинского "Двое на лошади", фотография "Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки", рамочка.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой 1.1. Работа с текстом до чтения. (развитие антиципации) |
- Приветствие обучающихся и гостей.! - Вспомните название раздела, в котором находятся изучаемые нами произведения. - Откройте страницу 134. Прочтите фамилию автора (слайд) - Нам уже известен поэт и писатель Тим Собакин? Вспомните, в 1 классе мы читали "немножко необычное нестихотворение" про бегемота и муху? (слайд) - Прочтите заглавие произведения, над которым будем работать сегодня. Предположите, кто герои, какова тема произведения. - Рассмотрите текст. Скажите, какие цели вы поставите перед собой? А что вам поможет? План: Работа над содержанием текста. Поход в "Музейный дом" (В. Кандинский "Двое на лошади") Творческая мастерская |
- Нужно открыть "Содержание". - Раздел "Пытаемся понять, почему люди фантазируют", - Тим Собакин "Игра в птиц"
- Нам помогут название и рисунки, а также цветные пометки в тексте. Я думаю, нам нужно будет читать по ролям и отвечать на вопросы. |
2. Организационно-деятельностный 2.1. Работа с текстом во время чтения. |
1. Комбинированное чтение рассказа с
установкой проверить свои предположения. Верным ли было ваше предположение по содержанию текста. Ожидали вы такого поворота событий? - Сколько частей в текста? 1. задание на с. 137. - Перечитайте первую часть по ролям: один - за автора, другой - за Катю, третий - за Катиного папу. Цветные пометы помогут вам сориентироваться. 2. Словарная работа: как вкопанный. Где можем уточнить значение этого слова (слайд) - На с. 138 прочитайте следующее задание - Найди в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. Как называются самые главные слова по-другому? (основная мысль) - Прочитайте задание ниже. - Перечитай вторую часть вполголоса про себя. По-разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? Подтверди своё мнение строчками из текста.
- Прочитайте следующее задание. - Просмотри третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать её по ролям? Какие это роли? Попросите учителя почитать за автора. - Прочитайте вопросы и ответьте на них. - Как папа Кати сначала воспринял то, что его дочь полетела по воздуху? Зачитай строчки, подтверждающие твой ответ. Кто помог папе отнестись к полёту дочери как к проявлению обычных земных способностей? - Быстро ли папа привык к тому, что дочь может летать? Что в тексте подтверждает твоё мнение? |
- Текст поделён на три части. Ученики читают первую часть текста по ролям, ориентируясь на цветные пометки. - Словарь устойчивых выражений (русский язык 2 часть) Ученики находят в тексте на с. 134 самые главные слова всего произведения: "Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!". Их произносит Катин папа. Ученики читают. Затем рассуждают и зачитывают отрывки из текста: - Катя и папа по-разному реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли. Папа: ":слегка перепугался, перестал размахивать руками и чуть не свалился в лужу". Папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло: "Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли". Катя же, наоборот, пришла в восторг оттого, что папа смог взлететь: "Папа! У тебя получилось! Ты же летал!" Папа не совсем понял, что с ним произошло. Катя поверила, что и она сможет взлететь. Ученики читают: Ученики внимательно просматривают третью часть текста и определяют, что понадобится три человека для того, чтобы прочитать её по ролям. Один будет читать за папу, другой - за старушку, третий - за автора. Ученики читают: - Когда Катин папа увидел, что его дочь полетела по воздуху, он сначала остолбенел от удивления: "застыл, как вкопанный". Ученики отвечают: - После разговора со старушкой папа смог отнестись к полёту дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришёл в себя и стал давать дочери обычные родительские советы, как если бы она каталась на велосипеде: "Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи! |
3. Контрольно-регулировочный 3.1. Работа после чтения
3.2. Поход в "Музейный дом" |
- "Игра в птиц" - это рассказ
или сказка? В какой сборник мы можем поместить
это произведение? Обоснуйте свою точку зрения.
Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь на с. 116,
117 учебника и вспомните, в чём заключается
отличие сказки от рассказа. (слайд) - Автор этого произведения - большой фантазёр? Словарная работа. Почему он нафантазировал именно полёты людей в небе? У тебя не появилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать? - Как-то по-другому можно озаглавить этот рассказ? - Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в "Музейный дом" рассмотреть картину Василия Кандинского "Двое на лошади". Интрига (читает учитель): - "Кто же эти двое? - спросил Михаил Потапович (Главный Библиотекарь). - Царевич с царевной! - не задумываясь, сказал Миша. - Ты тоже так думаешь? Что тебя в этом убеждает?" Учитель продолжает читать интригу: - "Они никуда не спешат, гуляют. Лошадь важно так вышагивает, - добавила Маша. - Тебе Машино наблюдение представляется ценным?" Учитель читает интригу: - "Всё какое-то немножко сказочное. Как будто показалось: А протрёшь глаза - и исчезнет! - продолжал Миша. - и вдали сказочный город: - Если ты также воспринимаешь эту картину, то подумай: почему всё кажется призрачным, фантастическим, ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления? - Похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше, - сказал Миша. -Тебе нравится Мишино наблюдение?" Учитель читает интригу: - "Ты догадываешься, какое время года имел в виду художник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины?" Учитель читает интригу: - "Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотри на фотографию, где изображён фрагмент Кремлёвской стены. За стеной располагаются кремлёвские соборы, а перед ней - Москва-река. Теперь ты догадываешься, где находятся наши герои? Видишь на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент Кремлёвской стены и высокую башню - колокольню Ивана Великого?" - Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией? |
- Несмотря на чудесные события, которые
там происходят, "Игра в птиц" - это не сказка, а
рассказ и по цели, и по построению. Цель этого
текста - рассказать случай из жизни, чтобы
раскрыть характеры реальных людей (папы и Кати) и
показать их взаимоотношения. События в этом
тексте развиваются, как в обычной жизни, то есть
подчиняются случаю, а не строгим сказочным
законам. - Да, автор - большой фантазёр. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.
- Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же, как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или камнями, сказочной.
- Мы согласны с Машей. И от этого вся картина кажется торжественной и сказочной.
- Приём мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова "Нарвские ворота". Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине В. Кандинского за счёт мозаики всё кажется сказочным, таинственным, драгоценным, немножко призрачным. Ученики отвечают: - Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья. На берёзках, мимо которых проезжают герои, сохранились ещё мелкие золотые листочки. Вода на реке покрыта рябью. Чувствуется осенний прохладный ветер. Небо затянуто облаками и тучами. Ученики, после того как сопоставят картину с фотографией "Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки", при помощи рамочки выделяют на репродукции картины тот фрагмент Кремлёвской стены и колокольню Ивана Великого, которые они увидели на фотографии. - Мы увидели, что художники в своём творчестве часто соединяют настоящую жизнь и фантазию. |
4. Оценочно-результативный Выполнение творческого задания |
- Какова цель урока? Добились ли мы
её? Оцените свою работу на каждом этапе. Оценивание - А сейчас предлагаю пойти в творческую мастерскую. Было ли в вашей жизни чудо? Соединяется ли настоящая жизнь и фантазия. Предлагаю вам описать чудо, произошедшее с вами. (домашнее задание) Домашнее задание Учебник часть I, страница 134 - 138, чтение по ролям, пересказ. Сочинение . |
Сочинение истории под названием "Чудо в моей жизни" |
Оценочный лист
Урок литературного чтения: Тим.Собакин "Игра в птиц"
Этапы урока | Достаточно | Недостаточно |
Работа над содержанием текста. - умение предполагать, предвосхищать содержание текста по названию - умение читать по ролям - умение работать с различными источниками информации (нахождение слова в словаре) - умение находить основную мысль текста - умение отвечать на вопросы, используя текст - умение определить жанр текста |
||
Поход в "Музейный дом" (В. Кандинский
"Двое на лошади") - умение извлекать информацию из картины, сравнивать |
||
Творческая мастерская - умение описать события своей жизни |