Формирование толерантности у школьников на уроках литературы

Разделы: Литература


Сегодня педагогическая ситуация требует от учителя ясного понимания задач учебно-воспитательного процесса. И одной из таких задач является формирование толерантности как качества личности.

Толерантность (терпение) – это терпимость, снисходительность к кому или чему-либо.

Уверена, мир, в который войдет ребенок после школы, взрослый мир, потребует от него не только суммы знаний, не только так важной сегодня предприимчивости, не только овладения умениями и навыками, но в ещё большей степени миру потребуется человек с обостренным чувством долга по отношению к ближнему, с чувством терпимости к тем, кто иной национальности, иного вероисповедания, иных взглядов на жизнь. И в условиях, когда мир не просто пёстрый, не просто разноликий, разноязыкий, мир недобрый, часто агрессивный, - в этих условиях терпимость, приятие другого, имеющего право быть непохожим на тебя, - едва ли не основные способы выживания. Как не озлобиться, не ожесточиться, не уверовать в то, что “жестокий век – жестокие сердца”? Вот эти вопросы нередко я задаю своим ученикам. Задавая их, обязательно объясняю, что единого рецепта всеобщего благоденствия нет, что не одно поколение русских писателей билось над ними, что в одночасье жизнь не изменится. И вот тут приходим к простому – начни с себя!

Толерантность – это ведь не только чувство такта к иноверцу, к человеку, провозглашающему другие взгляды на жизнь, Бога, религию. Толерантность – это еще и умение слышать рядом живущих, умение видеть и умение чувствовать их боль, их заботы. “Возлюби ближнего” - как просто на словах, как сложно порой и невозможно на деле.

Действительно, чтобы главные духовные ценности – Дом, Семья, Родители – стали твоими, проросли в тебе и дали всходы, нужно время, нужны условия, в которых сегодня – мальчики и девочки, а завтра – сами мамы и папы, будут впитывать с каждым словом, с каждым поступком всё самое чистое, светлое, гуманное.

И уроки литературы – лучшие школьные уроки, где за многими судьбами, за многими сюжетами, мыслями и чувствами – возможности саморазвития, самовоспитания, самообогащения.

В данной работе представлены возможные варианты анализа тех произведений литературы, которые помогают формированию у школьников ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая”

Я сам свою повесть не читал ни разу от начала до конца.
Разрывается сердце – это все равно что пережить все заново.
А.Приставкин

Это произведение читаем в классе, все – от первой до последней страницы. Если бы была возможность, так поступала бы с большим числом изучаемых в школе произведений.

Читаем, по ходу комментируем. Где спросить, где просто помолчать, где вместе посмеяться, а где и заплакать... Всякий раз – по-разному. Ведь разные дети, разный уровень восприятия, разные конкретные ситуации.

Но идея повести звучит всегда сильно, и именно она становится эпиграфом урока:

Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди.
А.Приставкин

... Первый сюжетный пласт повести – сиротское лицо войны. Затем – кавказская трагедия, увиденная глазами братьев Кузьмёнышей. Должно было пройти время, чтобы события, разыгравшиеся в финале, соединились с другими... Начальное звено в этой цепи – эпизод, который ещё по пути к Кавказу привелось увидеть Кольке Кузьмину на станции Кубань: арестантский вагон с чеченскими детьми, руки, впившиеся в решетку окна, и “глаза, наполненные страхом”.

А вот другие сюжетные опоры остроконфликтного, логично выстроенного повествования.

Сначала – недоумение над странной, непривычно тихой жизнью станицы Берёзовская, которая ещё недавно называлась Асланбек. “Скрытно как-то живут” в ней русские переселенцы, “неуверенно, потому что по вечерам на улицу не выходят. Ночью огней в хатах не зажигают... черт знает, как они могут так жить, но живут – вот что главное”.

Затем – пожар в колонии. Постепенно проясняются детали ночного происшествия: следы копыт на земле и блестящая медная гильза в траве, ружьё, нацеленное в Регину Петровну, но отведенное, как мы догадываемся спустя ряд эпизодов, рукой Алхузура, сверстника Кузьмёнышей.

Позже – гибель шоферицы Веры. Братья недоумевают: “Была эта Вера, возила нас, кричала чего-то... А потом раз – и нету. А куда же она делась?” И почему всегда есть горы, речки, но “люди? Они-то что?”

А вот подслушанный разговор солдат, обстрелянных в горном ущелье, и выкрик раненого: “Басмачи! К стенке их! Как были сто лет разбойниками, так и остались головорезами! Весь Кавказ надо очищать!..”

Контраст этому – рассказ Регины Петровны о пережитом в ночь пожара и её ответ на Сашкин вопрос, страшные ли чечены, которых она видела лицом к лицу: “Люди как люди... И мальчик такой, как вы... Он во все глаза на меня... Отец прицелился, а он его за локоть...”

Вслушаемся далее и в такой диалог братьев Кузьмёнышей:

“ - А зачем они жгут?

- А фашисты зачем жгут?

- Сравнил! Какие же они фашисты?

- А кто? Слыхал, как боец про них кричал?

- А пацан... Ну который за окном?..”

И еще один ключевой диалог:

“ - Лучше мы их, чем они нас, - веско роняет Демьян Иванович.

- Но зачем же убивать-то? – робко противится Регина Петровна.

- Видать по-другому не могут... У них резать русских – национальная болесть такая!

- А если вас станут из дому выселять? – спросила тихо Регина Петровна”.

Итак, вопросы, вопросы... Один неотвязней другого...

И замыкает круг трагических событий несчастный Сашка Кузьмин. Он становится жертвой – ни в чем не повинный подросток (вот она, слезинка замученного ребенка!)

Брат его Колька, прощаясь с ним, ведет мысленный разговор: “Вот солдаты наши. Едут Чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек?.. Я бы сказал: “Слушай, чечен, ослеп ты что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем... Нас привезли сюда жить, так мы и живем...А теперь видишь, как выходит... ты нас с Сашкой убил, а солдаты придут, тебя убьют... А разве не лучше было бы, чтобы ты жил, и они жили, и мы с вами тоже чтобы жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, и все люди были живые?..”

Стремительно действие завершающих глав повести: встреча Кольки и Алхузура, побратимство и отчаяние их, двух отверженных скитальцев-изгоев, не знающих, “как им дальше жить”: одного, в горах, “чечен стреляет”, другого, в долине, “баэц стрылат”.

“- Выздэ плох! – вздохнул Алхузур.- А зычем они стрылат? Ты пынымаш?

- Нет, - сказал Колька.- Я думаю, что никто не понимает.

- Но оны же болше... Оны же умыны... Тэк?

Колька ничего не ответил”.

Итак, подведем итоги. Методических разработок по А.Приставкину нет. А потому в каждом классе веду диалог с ребятами скорее интуитивно: отбираю страницы, эпизоды, формулирую вопросы, слушаю ребят, говорю сама.

Считаю повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая” самым лучшим примером, когда необходимо и возможно ненавязчиво, без прямых назиданий, а на очень высокой ноте, средством художественного слова влиять на подростков, помогать им взрослеть, формировать лучшие в них качества, в том числе толерантность.

В.Тендряков “Расплата”

Изучая творчество Ф.М.Достоевского, обязательно читаем повесть Владимира Тендрякова “Расплата”.

Есть в книге страницы, не связанные, на первый взгляд, с сюжетом, но важные – в нравственном отношении.

...Вот воспоминания учителя литературы Аркадия Кирилловича “об одной ночи в разбитом Сталинграде, когда в нём (в Аркадии Кирилловиче) родился педагог”. (гл.3)

“...В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое... вывихи истории – народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля... Но историю творит не господь бог – её делают люди! Выпустить на свободу из человека человеческое – не значит ли обуздать беспощадную историю?”

Говорим с ребятами о роли эпизода в повести, почему именно в эти трагические минуты (ученик Аркадия Кирилловича убил своего отца) вдруг вспоминалась старому учителю эта история?

А затем, связывая воедино “Преступление и наказание” Достоевского и “Расплату” Тендрякова, ищем общее, главное, что волнует писателей разных эпох, отчего так болела душа их, о чем предупреждали и от чего предостерегали они, кто никогда не был равнодушен к человеку, его судьбе, его роли здесь – в этом сложном и противоречивом мире.

... как же без человека-то прожить?
... Найти человека в человеке...
Ф.Достоевский
... ничто не вытравит в людях человеческое...
Выпустить на свободу из человека человеческое...
В.Тендряков

... И взрослеют дети, и крепнет в их сознании мысль о величии человека и, одновременно, о его индивидуальности... Не одно открытие делается в эти минуты, не одни глаза внимательно и задумчиво смотрят на страницы книги, затем куда-то – в никуда... И не всегда в это время есть что сказать, что спросить... А мысль не детская, пытливая, настороженная – бьется в сознании и не даёт возможности оставаться таким, каким ты был вчера...

Ч.Айтматов “Плаха”

Есть писатели, каждое произведение которых становится событием культурной жизни страны, предметом горячих споров, глубоких раздумий, вызовом вредному прошлому и призывом к лучшему будущему...
Р.Гамзатов

Это о книгах Ч.Айтматова. Действительно, критика и читатели уже поняли, что каждый раз произведения этого писателя застают врасплох, повергают в сомнения и растерянность. Что же в них особенного? Прежде всего, яркая публицистичность, острая социальность, философская глубина и высокий уровень художественности. Произведения Айтматова, сотканные, казалось бы, из сиюминутных моментов нашей жизни, несут глубинные пласты осмысления сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих проблем.

Романы и повести Ч.Айтматова принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории и нашего общества, и мира в целом.

К этим и другим выводам приходим мы с ребятами в ходе диалога о романах Ч.Айтматова “Плаха”, “И дольше века длится день” (“Буранный полустанок”).

В классе чаще подробно анализируется первый – “Плаха”. Сложнейший вопрос – композиция романа, его составные части, их роль в осуществлении замысла писателя. “Я хотел сказать о глобальной уязвимости человеческого мира как такового”, - говорит сам Айтматов. Он же считает очень важным в философской структуре романа эпизод, когда Авдий Каллистратов слушает в Пушкинском музее староболгарские храмовые песнопения. На их волне ему открылась суть прочитанного однажды рассказа, вернее, баллады “Шестеро и седьмой”.

Известно, что её автор сочинил сам. В его книгах легенда, притча, сказка, песня играют существенную роль. Они обязательно несут большую смысловую нагрузку.

Об этом мы обязательно размышляем с ребятами на уроке. Они, несмотря на все сложности, рассуждают серьезно, открытия делают не детские: “... гражданские войны всякий раз связаны с национальной трагедией. Приходится проходить через муки и кровь...” - “Это может выразиться в музыке, песнопениях, не только славящих борьбу, подвиг, запечатлевших радость победы, но и, наоборот, заставляющих сожалеть, печалиться о жертвах”, - так говорит уже сам писатель, сочинивший эту грузинскую балладу.

Герой романа обо всем этом размышляет именно во время храмового пения, а одна из основных христианских заповедей, как известно, - не убий”.

Все в романе взаимосвязано, ничто не случайно. Чингиз Айтматов говорит: “Сейчас, когда мир достиг такого уровня технического состояния и такого уровня противоречий, когда человечество в нравственном отношении не поспевает за теми достижениями, которое оно создает с помощью разума и рук своих, чрезвычайно важно, чтобы литература и искусство своими средствами оказали максимальное воздействие на человека, сказали ему, что нет таких убеждений, целей и задач, цена которым – жизнь человечества. Надо навсегда затвердить эту всечеловеческую заповедь...”

И на уроках по Айтматову мы учимся этим “всечеловеческим заповедям”.

Изучая поэзию

Поэзия – великая держава. Империй власть, сходящая с ума, Ей столько раз распадом угрожала, Но распадалась все-таки сама. Поэзия – такое государство, Где правит ПРАВДА в городе любом...
Е.Евтушенко

I

...И все тревожней год от году
Кричат, проламывая мрак,
Душа-душе, народ-народу:
“Зачем ты так? Зачем ты так?”

Эти и многие другие строки Евгения Евтушенко звучат на уроках по современной поэзии.

Как пронзительно! Как больно! Разве могут они не взволновать?

Я читаю ребятам всё стихотворение, оно называется “Зачем ты так?”

На уроке говорим о его названии и о строчках, звучащих рефреном: “Зачем ты так?” Спрашиваю:

- Почему от личного женского “Зачем ты так?” автор переходит к большому, общечеловеческому: “Душа-душе, народ-народу...”?

- Могли бы мы продолжить примеры?

Об этом пишем, вслух – сложно. А я с болью читаю: “Зачем ты так? – спрашивает девочка одноклассника.- Ведь я Регина Ахметшина, а ты зовешь меня “Ахмет” и смеёшься, когда я плохо говорю по-русски...”

“Зачем ты так? – вопрос в другой работе.- Я недавно переехал сюда, в Карсун. Слышал о России только хорошее. Но стоит мне сказать об Узбекистане и слышу: “Это где чурки живут?”

Я обо всем этом слышала не однажды. Понимаю, что сразу и быстро не решить проблемы, а потому... Делаю выводы и работаю... Со всеми вместе, со многими – индивидуально, в своем классе, в другом, где уроки веду...

II.

Помните гениальные строки М.Цветаевой:

Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться...

Они известны всем моим ученикам. Они знают, что Цветаева – мой любимый поэт. В кабинете литературы во всю стену слова: “... к вам обращаюсь с требованием веры и просьбой о любви”.(М.Цветаева)

На мой взгляд, каждое её стихотворение – тема отдельного урока (к сожалению, это невозможно). Но цикл “Лебединый стан”, стихотворение “Мракобесие.- Смерч.- Содом...” обязательно звучат. Только наизусть. Только вслух... И не раз!

Мракобесие. – Смерч.- Содом.
Берегите Гнездо и Дом...
.......................................
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм...

А вот уроки по теме “Литература о революции и гражданской войне”. Обязательно читаю учащимся стихотворения М.Волошина (цикл “Усобица”).

... А я стою один меж них
В ревущем грохоте и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(из стихотворения “Гражданская война”).

IV.

Другая тема “Поэзия Великой Отечественной войны”.

Николай Асеев. “Это – медленный рассказ...”

Это медленный рассказ,
как полёт
туч.
Это Северный Кавказ –
мощный взмёт
круч.
Здесь ни пеший, ни ездок
не пройдет
скор,
через Нальчик и Моздок
смотрит смерть
с гор...

И вновь говорим о нашей истории, о народе в целом и человеке конкретно, о том, как все связано, сцеплено в нашей жизни... и как важно в ней остаться Человеком и не забыть о том, что рядом есть другой, пусть не похожий на тебя, говорит на ином языке, исповедует иную религию... Ведь помнили об этом поэты и писатели даже в самые трудные времена. В стихотворении “Надежда” в 1943 (!) году Н.Асеев напишет:

...И станем людьми, как прежде –
Не в ненависти до кости.
И этой одной надежде
На смертный рубеж вести.

А.П.Чехов “Студент”

Этот удивительный рассказ мы с ребятами читаем не однажды: в восьмом классе, когда говорим о библейских мотивах в русской литературе; в десятом, когда изучаем творчество Чехова; в одиннадцатом, когда подводим итоги изучения литературы.

Простой сюжет, предельная сжатость... А какой глубокий смысл в нем!

Прочитаем только финал: “ И радость вдруг заволновалась в его (героя) душе... Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого...

... он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня, и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”

Вот так: всё – звенья одной цепи, “красота и правда составляют главное в человеческой жизни...”

А разве не так всё в нашей педагогической работе? “Звенья одной цепи” - урок за уроком, встреча за встречей, диалог за диалогом. И если есть во всем этом “красота и правда” - значит в них наше спасение.

 Литература

  1. Айтматов Ч. Плаха. г. Алма-Ата, 1987 г.
  2. Айтматов Ч. Цена – жизнь: Писатель и время. Сборник № 4. Москва, 1988г.
  3. Асеев Н. Надежда: Лирика военных лет. Москва, 1985 г.
  4. Волошин М. Усобица: М.Волошин. Стихотворения, статьи. Москва, 1991г.
  5. Евтушенко Е. Собрание сочинений в 3-х томах. Москва, 1983 г. Том 1.
  6. Кленицкая И.Я. Читаем вместе. Москва, 1988 г.
  7. Ривина Р.В. Рядом растет человек. Москва, 1991 г.
  8. Приставкин А. Ночевала тучка золотая. Москва, 1993 г.
  9. Тендряков В. Расплата. Собрание сочинений в 5 томах. Москва, 1987 г. Том 5.
  10. Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 томах. Москва, 1997 г. Том 1 (часть 2).
  11. Чехов А.П. Собрание сочинений в 8 томах. Москва, 1997г. Том 6.