Сегодня педагогическая ситуация требует от учителя ясного понимания задач учебно-воспитательного процесса. И одной из таких задач является формирование толерантности как качества личности.
Толерантность (терпение) – это терпимость, снисходительность к кому или чему-либо.
Уверена, мир, в который войдет ребенок после школы, взрослый мир, потребует от него не только суммы знаний, не только так важной сегодня предприимчивости, не только овладения умениями и навыками, но в ещё большей степени миру потребуется человек с обостренным чувством долга по отношению к ближнему, с чувством терпимости к тем, кто иной национальности, иного вероисповедания, иных взглядов на жизнь. И в условиях, когда мир не просто пёстрый, не просто разноликий, разноязыкий, мир недобрый, часто агрессивный, - в этих условиях терпимость, приятие другого, имеющего право быть непохожим на тебя, - едва ли не основные способы выживания. Как не озлобиться, не ожесточиться, не уверовать в то, что “жестокий век – жестокие сердца”? Вот эти вопросы нередко я задаю своим ученикам. Задавая их, обязательно объясняю, что единого рецепта всеобщего благоденствия нет, что не одно поколение русских писателей билось над ними, что в одночасье жизнь не изменится. И вот тут приходим к простому – начни с себя!
Толерантность – это ведь не только чувство такта к иноверцу, к человеку, провозглашающему другие взгляды на жизнь, Бога, религию. Толерантность – это еще и умение слышать рядом живущих, умение видеть и умение чувствовать их боль, их заботы. “Возлюби ближнего” - как просто на словах, как сложно порой и невозможно на деле.
Действительно, чтобы главные духовные ценности – Дом, Семья, Родители – стали твоими, проросли в тебе и дали всходы, нужно время, нужны условия, в которых сегодня – мальчики и девочки, а завтра – сами мамы и папы, будут впитывать с каждым словом, с каждым поступком всё самое чистое, светлое, гуманное.
И уроки литературы – лучшие школьные уроки, где за многими судьбами, за многими сюжетами, мыслями и чувствами – возможности саморазвития, самовоспитания, самообогащения.
В данной работе представлены возможные варианты анализа тех произведений литературы, которые помогают формированию у школьников ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая”
Я сам свою повесть не читал ни разу от начала до конца.
Разрывается сердце – это все равно что пережить все заново.
А.Приставкин
Это произведение читаем в классе, все – от первой до последней страницы. Если бы была возможность, так поступала бы с большим числом изучаемых в школе произведений.
Читаем, по ходу комментируем. Где спросить, где просто помолчать, где вместе посмеяться, а где и заплакать... Всякий раз – по-разному. Ведь разные дети, разный уровень восприятия, разные конкретные ситуации.
Но идея повести звучит всегда сильно, и именно она становится эпиграфом урока:
Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди.
А.Приставкин
... Первый сюжетный пласт повести – сиротское лицо войны. Затем – кавказская трагедия, увиденная глазами братьев Кузьмёнышей. Должно было пройти время, чтобы события, разыгравшиеся в финале, соединились с другими... Начальное звено в этой цепи – эпизод, который ещё по пути к Кавказу привелось увидеть Кольке Кузьмину на станции Кубань: арестантский вагон с чеченскими детьми, руки, впившиеся в решетку окна, и “глаза, наполненные страхом”.
А вот другие сюжетные опоры остроконфликтного, логично выстроенного повествования.
Сначала – недоумение над странной, непривычно тихой жизнью станицы Берёзовская, которая ещё недавно называлась Асланбек. “Скрытно как-то живут” в ней русские переселенцы, “неуверенно, потому что по вечерам на улицу не выходят. Ночью огней в хатах не зажигают... черт знает, как они могут так жить, но живут – вот что главное”.
Затем – пожар в колонии. Постепенно проясняются детали ночного происшествия: следы копыт на земле и блестящая медная гильза в траве, ружьё, нацеленное в Регину Петровну, но отведенное, как мы догадываемся спустя ряд эпизодов, рукой Алхузура, сверстника Кузьмёнышей.
Позже – гибель шоферицы Веры. Братья недоумевают: “Была эта Вера, возила нас, кричала чего-то... А потом раз – и нету. А куда же она делась?” И почему всегда есть горы, речки, но “люди? Они-то что?”
А вот подслушанный разговор солдат, обстрелянных в горном ущелье, и выкрик раненого: “Басмачи! К стенке их! Как были сто лет разбойниками, так и остались головорезами! Весь Кавказ надо очищать!..”
Контраст этому – рассказ Регины Петровны о пережитом в ночь пожара и её ответ на Сашкин вопрос, страшные ли чечены, которых она видела лицом к лицу: “Люди как люди... И мальчик такой, как вы... Он во все глаза на меня... Отец прицелился, а он его за локоть...”
Вслушаемся далее и в такой диалог братьев Кузьмёнышей:
“ - А зачем они жгут?
- А фашисты зачем жгут?
- Сравнил! Какие же они фашисты?
- А кто? Слыхал, как боец про них кричал?
- А пацан... Ну который за окном?..”
И еще один ключевой диалог:
“ - Лучше мы их, чем они нас, - веско роняет Демьян Иванович.
- Но зачем же убивать-то? – робко противится Регина Петровна.
- Видать по-другому не могут... У них резать русских – национальная болесть такая!
- А если вас станут из дому выселять? – спросила тихо Регина Петровна”.
Итак, вопросы, вопросы... Один неотвязней другого...
И замыкает круг трагических событий несчастный Сашка Кузьмин. Он становится жертвой – ни в чем не повинный подросток (вот она, слезинка замученного ребенка!)
Брат его Колька, прощаясь с ним, ведет мысленный разговор: “Вот солдаты наши. Едут Чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек?.. Я бы сказал: “Слушай, чечен, ослеп ты что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем... Нас привезли сюда жить, так мы и живем...А теперь видишь, как выходит... ты нас с Сашкой убил, а солдаты придут, тебя убьют... А разве не лучше было бы, чтобы ты жил, и они жили, и мы с вами тоже чтобы жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, и все люди были живые?..”
Стремительно действие завершающих глав повести: встреча Кольки и Алхузура, побратимство и отчаяние их, двух отверженных скитальцев-изгоев, не знающих, “как им дальше жить”: одного, в горах, “чечен стреляет”, другого, в долине, “баэц стрылат”.
“- Выздэ плох! – вздохнул Алхузур.- А зычем они стрылат? Ты пынымаш?
- Нет, - сказал Колька.- Я думаю, что никто не понимает.
- Но оны же болше... Оны же умыны... Тэк?
Колька ничего не ответил”.
Итак, подведем итоги. Методических разработок по А.Приставкину нет. А потому в каждом классе веду диалог с ребятами скорее интуитивно: отбираю страницы, эпизоды, формулирую вопросы, слушаю ребят, говорю сама.
Считаю повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая” самым лучшим примером, когда необходимо и возможно ненавязчиво, без прямых назиданий, а на очень высокой ноте, средством художественного слова влиять на подростков, помогать им взрослеть, формировать лучшие в них качества, в том числе толерантность.
В.Тендряков “Расплата”
Изучая творчество Ф.М.Достоевского, обязательно читаем повесть Владимира Тендрякова “Расплата”.
Есть в книге страницы, не связанные, на первый взгляд, с сюжетом, но важные – в нравственном отношении.
...Вот воспоминания учителя литературы Аркадия Кирилловича “об одной ночи в разбитом Сталинграде, когда в нём (в Аркадии Кирилловиче) родился педагог”. (гл.3)
“...В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое... вывихи истории – народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля... Но историю творит не господь бог – её делают люди! Выпустить на свободу из человека человеческое – не значит ли обуздать беспощадную историю?”
Говорим с ребятами о роли эпизода в повести, почему именно в эти трагические минуты (ученик Аркадия Кирилловича убил своего отца) вдруг вспоминалась старому учителю эта история?
А затем, связывая воедино “Преступление и наказание” Достоевского и “Расплату” Тендрякова, ищем общее, главное, что волнует писателей разных эпох, отчего так болела душа их, о чем предупреждали и от чего предостерегали они, кто никогда не был равнодушен к человеку, его судьбе, его роли здесь – в этом сложном и противоречивом мире.
... как же без человека-то прожить?
... Найти человека в человеке...
Ф.Достоевский... ничто не вытравит в людях человеческое...
Выпустить на свободу из человека человеческое...
В.Тендряков
... И взрослеют дети, и крепнет в их сознании мысль о величии человека и, одновременно, о его индивидуальности... Не одно открытие делается в эти минуты, не одни глаза внимательно и задумчиво смотрят на страницы книги, затем куда-то – в никуда... И не всегда в это время есть что сказать, что спросить... А мысль не детская, пытливая, настороженная – бьется в сознании и не даёт возможности оставаться таким, каким ты был вчера...
Ч.Айтматов “Плаха”
Есть писатели, каждое произведение которых становится событием культурной жизни страны, предметом горячих споров, глубоких раздумий, вызовом вредному прошлому и призывом к лучшему будущему...
Р.Гамзатов
Это о книгах Ч.Айтматова. Действительно, критика и читатели уже поняли, что каждый раз произведения этого писателя застают врасплох, повергают в сомнения и растерянность. Что же в них особенного? Прежде всего, яркая публицистичность, острая социальность, философская глубина и высокий уровень художественности. Произведения Айтматова, сотканные, казалось бы, из сиюминутных моментов нашей жизни, несут глубинные пласты осмысления сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих проблем.
Романы и повести Ч.Айтматова принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории и нашего общества, и мира в целом.
К этим и другим выводам приходим мы с ребятами в ходе диалога о романах Ч.Айтматова “Плаха”, “И дольше века длится день” (“Буранный полустанок”).
В классе чаще подробно анализируется первый – “Плаха”. Сложнейший вопрос – композиция романа, его составные части, их роль в осуществлении замысла писателя. “Я хотел сказать о глобальной уязвимости человеческого мира как такового”, - говорит сам Айтматов. Он же считает очень важным в философской структуре романа эпизод, когда Авдий Каллистратов слушает в Пушкинском музее староболгарские храмовые песнопения. На их волне ему открылась суть прочитанного однажды рассказа, вернее, баллады “Шестеро и седьмой”.
Известно, что её автор сочинил сам. В его книгах легенда, притча, сказка, песня играют существенную роль. Они обязательно несут большую смысловую нагрузку.
Об этом мы обязательно размышляем с ребятами на уроке. Они, несмотря на все сложности, рассуждают серьезно, открытия делают не детские: “... гражданские войны всякий раз связаны с национальной трагедией. Приходится проходить через муки и кровь...” - “Это может выразиться в музыке, песнопениях, не только славящих борьбу, подвиг, запечатлевших радость победы, но и, наоборот, заставляющих сожалеть, печалиться о жертвах”, - так говорит уже сам писатель, сочинивший эту грузинскую балладу.
Герой романа обо всем этом размышляет именно во время храмового пения, а одна из основных христианских заповедей, как известно, - не убий”.
Все в романе взаимосвязано, ничто не случайно. Чингиз Айтматов говорит: “Сейчас, когда мир достиг такого уровня технического состояния и такого уровня противоречий, когда человечество в нравственном отношении не поспевает за теми достижениями, которое оно создает с помощью разума и рук своих, чрезвычайно важно, чтобы литература и искусство своими средствами оказали максимальное воздействие на человека, сказали ему, что нет таких убеждений, целей и задач, цена которым – жизнь человечества. Надо навсегда затвердить эту всечеловеческую заповедь...”
И на уроках по Айтматову мы учимся этим “всечеловеческим заповедям”.
Изучая поэзию
Поэзия – великая держава. Империй власть, сходящая с ума, Ей столько раз распадом угрожала, Но распадалась все-таки сама. Поэзия – такое государство, Где правит ПРАВДА в городе любом...
Е.Евтушенко
I
...И все тревожней год от году
Кричат, проламывая мрак,
Душа-душе, народ-народу:
“Зачем ты так? Зачем ты так?”
Эти и многие другие строки Евгения Евтушенко звучат на уроках по современной поэзии.
Как пронзительно! Как больно! Разве могут они не взволновать?
Я читаю ребятам всё стихотворение, оно называется “Зачем ты так?”
На уроке говорим о его названии и о строчках, звучащих рефреном: “Зачем ты так?” Спрашиваю:
- Почему от личного женского “Зачем ты так?” автор переходит к большому, общечеловеческому: “Душа-душе, народ-народу...”?
- Могли бы мы продолжить примеры?
Об этом пишем, вслух – сложно. А я с болью читаю: “Зачем ты так? – спрашивает девочка одноклассника.- Ведь я Регина Ахметшина, а ты зовешь меня “Ахмет” и смеёшься, когда я плохо говорю по-русски...”
“Зачем ты так? – вопрос в другой работе.- Я недавно переехал сюда, в Карсун. Слышал о России только хорошее. Но стоит мне сказать об Узбекистане и слышу: “Это где чурки живут?”
Я обо всем этом слышала не однажды. Понимаю, что сразу и быстро не решить проблемы, а потому... Делаю выводы и работаю... Со всеми вместе, со многими – индивидуально, в своем классе, в другом, где уроки веду...
II.
Помните гениальные строки М.Цветаевой:
Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться...
Они известны всем моим ученикам. Они знают, что Цветаева – мой любимый поэт. В кабинете литературы во всю стену слова: “... к вам обращаюсь с требованием веры и просьбой о любви”.(М.Цветаева)
На мой взгляд, каждое её стихотворение – тема отдельного урока (к сожалению, это невозможно). Но цикл “Лебединый стан”, стихотворение “Мракобесие.- Смерч.- Содом...” обязательно звучат. Только наизусть. Только вслух... И не раз!
Мракобесие. – Смерч.- Содом.
Берегите Гнездо и Дом...
.......................................
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм...
А вот уроки по теме “Литература о революции и гражданской войне”. Обязательно читаю учащимся стихотворения М.Волошина (цикл “Усобица”).
... А я стою один меж них
В ревущем грохоте и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(из стихотворения “Гражданская война”).
IV.
Другая тема “Поэзия Великой Отечественной войны”.
Николай Асеев. “Это – медленный рассказ...”
Это медленный рассказ,
как полёт
туч.
Это Северный Кавказ –
мощный взмёт
круч.
Здесь ни пеший, ни ездок
не пройдет
скор,
через Нальчик и Моздок
смотрит смерть
с гор...
И вновь говорим о нашей истории, о народе в целом и человеке конкретно, о том, как все связано, сцеплено в нашей жизни... и как важно в ней остаться Человеком и не забыть о том, что рядом есть другой, пусть не похожий на тебя, говорит на ином языке, исповедует иную религию... Ведь помнили об этом поэты и писатели даже в самые трудные времена. В стихотворении “Надежда” в 1943 (!) году Н.Асеев напишет:
...И станем людьми, как прежде –
Не в ненависти до кости.
И этой одной надежде
На смертный рубеж вести.
А.П.Чехов “Студент”
Этот удивительный рассказ мы с ребятами читаем не однажды: в восьмом классе, когда говорим о библейских мотивах в русской литературе; в десятом, когда изучаем творчество Чехова; в одиннадцатом, когда подводим итоги изучения литературы.
Простой сюжет, предельная сжатость... А какой глубокий смысл в нем!
Прочитаем только финал: “ И радость вдруг заволновалась в его (героя) душе... Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого...
... он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня, и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”
Вот так: всё – звенья одной цепи, “красота и правда составляют главное в человеческой жизни...”
А разве не так всё в нашей педагогической работе? “Звенья одной цепи” - урок за уроком, встреча за встречей, диалог за диалогом. И если есть во всем этом “красота и правда” - значит в них наше спасение.
Литература
- Айтматов Ч. Плаха. г. Алма-Ата, 1987 г.
- Айтматов Ч. Цена – жизнь: Писатель и время. Сборник № 4. Москва, 1988г.
- Асеев Н. Надежда: Лирика военных лет. Москва, 1985 г.
- Волошин М. Усобица: М.Волошин. Стихотворения, статьи. Москва, 1991г.
- Евтушенко Е. Собрание сочинений в 3-х томах. Москва, 1983 г. Том 1.
- Кленицкая И.Я. Читаем вместе. Москва, 1988 г.
- Ривина Р.В. Рядом растет человек. Москва, 1991 г.
- Приставкин А. Ночевала тучка золотая. Москва, 1993 г.
- Тендряков В. Расплата. Собрание сочинений в 5 томах. Москва, 1987 г. Том 5.
- Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 томах. Москва, 1997 г. Том 1 (часть 2).
- Чехов А.П. Собрание сочинений в 8 томах. Москва, 1997г. Том 6.