Тема урока: "Философская лирика Ф.И. Тютчева"
Характеристика замысла урока
Работа в инновационном учебном заведении требует инновационных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых педагогических технологий. Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, формировать нравственные понятия, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
Технология уроков-мастерских привлекательна в том плане, что это - форма сотрудничества ученика и учителя; здесь важен не только результат, но и сам процесс; происходит приобщение к радости творчества, открытия, познания самого себя.
Педагогическая мастерская предполагает следующие этапы работы:
- Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению. Это опора на память, воображение, воспоминание. Это опора на личностное, бессознательно прожитое и осознаваемое рефлексивно пока наедине с собой.
- Деконструкция – превращение материала в "хаос", работа с текстом, словом, явлением, образом.
- Реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка, газеты.
- Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, работа в малой группе, в диалоге, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата труда. Задача этой работы – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
- Разрыв – кульминация творческого процесса.
- Самоанализ – движение собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Урок литературы "Каждый человек есть мир…"(Философская лирика Ф.И. Тютчева) в технологии педагогических мастерских был проведен в 10-м "A" классе.
Учащиеся этого класса имеют стабильный высокий познавательный интерес, любят и умеют учиться. У 14 учащихся класса интеллектуальные общеучебные умения и навыки находятся на оптимальном уровне, у 9 – на допустимом. Коммуникативные умения и навыки у 5 учащихся – на оптимальном уровне, у 17 – на допустимом, у 1 – на низком уровне. Организационные общеучебные умения и навыки у 11 – на оптимальном, у 12 – на допустимом уровне.
Тема "Творчество Ф. И. Тютчева" в 10-м классе рассчитана на 4 часа. Она входит в раздел "Литература XIX века". Предварительно был проведен один урок, на котором ребята познакомились с биографией Ф.И. Тютчева.
К уроку-мастерской учащимся было дано домашнее задание:
- Прочитать самостоятельно стихотворения Тютчева, попытаться самостоятельно заглянуть в его поэтический мир, высказать свое мнение о прочитанном.
- Выучить понравившееся стихотворение наизусть, аргументировать свой выбор.
Общедидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков.
Прогнозируемый результат
Учащиеся, анализируя стихотворения Ф.Тютчева, должны приблизиться к сложному миру его идей, представлений, образов, попытаться понять поэта и самих себя; задуматься над философскими вопросами о месте человека в мире, о вечном и преходящем, о смысле человеческого существования, о себе как о личности; получить радость от общения друг с другом и учителем, поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы.
Участвуя в групповой работе, ребята не просто представят результаты своего труда, но и дадут самооценку и проведут самокоррекцию.
Контроль за деятельностью учащихся осуществляется через составление опоры, небольшие творческие работы-эссе на уроке и через выполнение домашнего задания.
Ход урока
На доске записана тема, эпиграф, выписаны значения слов:
Элизиум – обитель блаженных, загробный мир для праведников (из греческой мифологии), то же, что Елисейские поля.
Геба – богиня вечной юности, дочь Зевса (Зевеса) и Геры (из греческой мифологии.
Атлас (Атлант) – титан, державший на своих плечах небесный свод (из древнегреческой мифологии).
Апокалипсис- откровение Иоанна, содержит пророчество о конце света.
Сфинкс – в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, которая задавала прохожим неразрешимую загадку.
Хаос – в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее.
Космос – синоним определения Вселенной.
Сонм (книжн.) – скопление, множество.
Длань (устар.) – рука, ладонь.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и мировое целое.
1. Вступительное слово учителя (индуктор):
Вначале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью…
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.
И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
И благословил его Бог.
- Как вы думаете, почему урок по лирике Тютчева я начала с чтения Библии? Почему я выбрала такое начало урока?
- Лирический герой Тютчева кажется пришельцем из иного мира. Кажется, что он жил когда-то в другом измерении, и порой его воображение создает странные, неземные картины. Он пишет так, как будто присутствовал при рождении жизни на земле, а теперь предчувствует конец света, "последний катаклизм".
Сотворение мира и человека. Эти слова будут ключевыми на нашем уроке. В теме, записанной на доске, есть оба эти слова, причем одно понятие постигается через другое. Запись темы.
2. Работа с темой (деконструкция):
Подчеркните ключевые слова в теме. Запишите в 2 столбика: "человек", "мир". Подберите ассоциации к этим словам.
Примерная опора
Человек Мама
Радость
Малыш
Знание
Мир Вселенная
Война
Вечность
Время и т. д.
Прочитайте высказывания философов о человеке.
- Какое из них наиболее точно отражает твое восприятие человека в мире? Аргументируйте свое мнение.
Каждый человек, живущий в этом мире, по-своему интересен. Но люди творческие, их внутренний мир, нам интересен вдвойне. И сегодня на уроке мы будем говорить о русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве.
Тургенев писал: "Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии". Тургенев удивительно точно нашел слово: Тютчева надо "чувствовать".
- Почувствовали ли вы Тютчева, когда читали его стихи дома?
- Какое впечатление они на вас произвели? Что вы открыли для себя? Какие чувства испытали?
- А какие возникли вопросы? О чем бы мы могли поговорить сегодня на уроке? Запишите эти вопросы.
Тютчев – один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов. Он раскрывается постепенно, и интерес к нему – верный признак взросления души.
Цель. Сегодня мы попробуем "повзрослеть" на уроке, помочь друг другу приобщиться к сложному миру идей, представлений, образов поэзии Тютчева и через его лирику попытаться понять поэта и самих себя.
3. Работа с эпиграфом на доске. Запись в тетрадь.
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
- Какие слова в эпиграфе помогают заглянуть во внутренний мир Тютчева, человека и поэта? Увидели ли вы, читая дома стихотворения, это "двойное бытие"?
- Прочитайте наизусть те стихотворения, которые заинтересовали вас, аргументируйте свой выбор.
4. Дома вы самостоятельно познакомились с поэзией Тютчева, прочитали его стихи.
Тургенев писал: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама проникает нераздельно и неразрывно".
5. Групповая работа (реконструкция, социализация).
Работа в группах с подборкой стихотворений Тютчева. Выписать в тетрадь образы тютчевского мира (ключевые словосочетания, слова), распределив на 2 столбика: состояние человека, состояние мира. Обсудить в группе.
Составить групповую опору, вывесить на доску. Сделать вывод.
Примерная опора:
Состояние человека Состояние мира Чувства и мечты в душевной глубине. Как сердцу высказать себя?
Таинственно волшебные думы.
Душа болящая.
Сирота бездомный.
Немощен и гол.
На самого себя покинут.
Душа, как бездна.
Смертной мысли водомет.
Все во мне, и я во всем.
Смертная грудь.
Вещая душа.
Сердце, полное тревоги.
Бездна безымянная. Мир роковой.
Мир таинственных духов.
Земная жизнь…объята снами.
Хаос ночной.
Гул непостижимый.
Таинственный небесный свод.
Покров, накинутый над бездной.
Природа- сфинкс.
Тени сизые.
Живая колесница мирозданья.
Неистовые звуки.
Хаос шевелится.
- Какие вопросы волнуют лирического героя? Каким вы его представляете?
- Тютчевский лирический герой и поэт Тютчев – это одно и то же или это разные люди?
У Тютчева не было того противоречия между личностью автора и лирического героя, которое так поражает у Фета. Роковое стремление к запретному, вечное бегство от гармонии в мир хаоса – это не только мотивы тютчевской поэзии, это и страницы его жизни. Но внутреннее противоречие, "двойное бытие", было обычным состоянием и самого поэта, и его лирического героя.
- Поэзию Ф. Тютчева называют философской. В чем ее философия?
6. Групповая работа (реконструкция, социализация).
В начале 1820-х годов поэт, которому не исполнилось еще и 20 лет, оказался за границей, в Германии (прожил в Германии 22 года). Здесь молодой дипломат знакомится с учеными, литераторами, художниками, являющимися цветом европейской культуры; он сближается с известным философом Шеллингом, поэтом Гейне и увлекается идеями немецкой натурфилософии.
Поработайте в группах с раздаточным материалом, выделите идеи, которые нашли отражение в поэзии Тютчева (см. приложение).
Составьте в тетради опору "Поэтический мир Тютчева", взяв за основу выделенные идеи и стихотворения Тютчева.
Сравните с выданной опорой. Что бы вы еще выписали?
Примерная опора:
- В основе мира Тютчева – мир стихий, первооснов Вселенной: огонь, земля, воздух, вода.
- Масштабность мысли поэта. Человек соотнесен с мирозданием, со Вселенной, а его жизнь – с Вечностью. Пространственные координаты в лирике Тютчева – Космос, а временные – Вечность.
- Вечные вопросы бытия: жизни и смерти, смысла человеческого существования. Нет готовых ответов, множество вопросов, поиск истины.
- Трагическая раздвоенность человека ("Душа - жилица двух миров").
- Зыбкость границ идеального и реального миров ("Двойное бытие").
- Полифония мирового бытия.
- Образ хаоса, окружающего человека; образ "мирового разлада".
- Человек – бездна, и он соразмерен с бездной Вселенной.
- Контрастность образов (хаос – Космос, бытие – небытие, земное – небесное, день – ночь, жизнь – смерть).
- Алогичность, непонятность.
- Слияние человека с природой ("Все во мне, и я во всем").
- Музыкальное восприятие мироздания.
- Природа-сфинкс, человеческое "я" растворяется в ней.
- Обожествление природы, пантеизм.
7. У Тютчева есть стихи, знакомые нам с детства; они отличаются от тех, с которыми вы сейчас работали. Чтение стихотворений "Весенние воды", "Весенняя гроза", "Чародейкою зимою…"
- Чем отличаются эти стихи? Каким вы увидели мир в этих стихах? Меняется ли лирический герой? А что общего?
Создание проблемной ситуации.
8. Чтение высказываний исследователей творчества Ф.И. Тютчева, В. Баевского и В. Соловьева. Сравните. Кто, по-вашему, прав?
"Самые пессимистические поэты рядом с Тютчевым представляются бодрыми оптимистами… Восприятие Тютчева точнее всего назвать апокалипсическим… Любовь в его мире – проклятие, она несет гибель" (В. Баевский).
"Ему не приходилось искать душу мира… она сама сходилась с ним и в блеске молодой весны, и в "светлости осенних вечеров", в сверканье пламенных зарниц и в шуме ночного моря… мир был полон для него и величия, и красы и красок…
Присутствие хаотического начала в глубине бытия сообщает различным явлениям природы ту свободу и силу, без которой не было бы и самой жизни и красоты" (В. Соловьев).
Мир природы Тютчева – мрачная бездна или бесконечная красота?
Итог урока. Творческая часть. Разрыв.
9. Возвращение к теме. "Каждый человек есть мир, который с ним рождается и умирает; под каждою могильною плитой лежит всемирная история" (Генрих Гейне).
Человек - «всемирная история».
Пишут эссе: "Тютчев есть мир…" (5 минут). Представление своих работ.
10. Домашнее задание.
"Жизнь сердца" у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. Для любовной лирики Тютчева тоже характерно "двойное бытие".
Дома: Прочитать стихотворения "Денисьевского цикла": "О, как убийственно мы любим…"; "Я очи знал…"; "Последняя любовь"; "Предопределение"; "Чему молилась ты с любовью…"; "Не раз ты слышала признанье…"; "Не говори: меня он, как и прежде, любит…"
Выучить одно из стихотворений наизусть и, опираясь на план анализа лирического произведения, проанализировать его. Попытаться увидеть "двойное бытие" и в стихотворениях Тютчева о любви.
11. Рефлексия.
Загляните в себя: "Тютчев есть мир…" и "Я есть мир…". Закончите предложения. (Листочки вывешиваются на доску).
Работы учащихся (рефлексия)
"Тютчев есть мир, всеобъемлющий и всепоглощающий, мир единства энергии космоса и величия звезд, способный осветить своим мерцанием бездну непостижимого и неосознанного". Евгений П.
"Тютчев есть мир роковой бездны и хаоса и в то же время мир прекрасный. Сама его бесконечность поражает воображение. В этом мире нет мертвой природы и царит Мировая Душа". Евгения Т.
"Тютчев есть мир, мгновенный и непонятный. Понять его – значит прожить целую жизнь, постигая ее безмерность, полноту и красоту бытия". Михаил Ш.
"Тютчев есть мир. В нем царит бесконечность и вечность космоса, а значит, и вечность человека. Человек в нем слит с природой. Мир Тютчева можно сравнить с ночью, которая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста. Мир Тютчева - загадка, он велик, многогранен и непостижим". Инна Х.
"Тютчев есть мир, где все так глобально, что невозможно сразу представить его, воспринять. Тютчев есть мир загадок и размышлений, мир чувств, красоты и гармонии. Он заставляет нас задуматься над миром, в котором мы живем, над миром, который есть внутри нас, в нашей душе". Елена Г.
"Тютчев есть мир, зачастую полный мрака, но не ужаса, а безмятежного, глубокого спокойствия; этот мир вечен, гармоничен; любой новый элемент, который появляется в нем, не нарушает эту гармонию, а вливается в общий круговорот, поэтому этот мир ничто не сможет разрушить, заставить перестать существовать". Екатерина К.
"Тютчев есть мир глубоких вопросов, на которые нет точных ответов. Его мир как бездна человеческой души, уголок уединения с собой, гармония души и природы. Это мир необычной таинственности и неизмеримых надежд". Мария К.
- "Я есть мир, потому что у меня есть душа, я умею мечтать, чувствовать, любить. Мне хочется счастья, радости, гармонии, внимания, заботы. Мне очень хочется жить! Жить в этом противоречивом мире, где меня окружают замечательные люди".
- "Я есть мир противоречивый, даже где-то странный, непонятный, мир романтических исканий своей Утопии. Мир замкнутый и не всякому доступный, мир ранней озаренности, но озаренности ненужной и даже нелепой".
- "Я есть мир, в котором сегодня солнечное тепло и благоухание цветов, а завтра – серые дожди и грозы. Мир, в котором множество вопросов, и на них нет ответов. Иногда мной овладевают "гамлетовские вопросы" о смысле жизни, о предназначении в этом мире".
- "Я есть мир. Я велик, потому что я часть могучей Вселенной, и я ничтожен, так как я часть бесконечности. Я не просто машина с возможностью анализа, я живое существо, думающее, чувствующее, растущее духовно. Я мир в мире, я часть целого, я ЧЕЛОВЕК".
- "Я есть мир сочетания массы добродетелей и пороков, синтез доброго и злого начала. Я мир неоднозначности суждений и чувств, мыслей и действий. Мир, который раздирают конфликты, мир непонятный и непостижимый".
- "Я есть мир, непропорциональный и нелогичный. В нем не действуют никакие закономерности. Мой мир – сфинкс, который задает неразрешимые загадки, который живет и чувствует, скрывая свои чувства".