Литература
-
Составление логических схем при подготовке к сочинению 2007
Иногда учащиеся считают, что для написания сочинения достаточно знать содержание и проблемы художественного произведения. Конечно, это необходимое условие для создания творческой работы, но этого совершенно недостаточно! За этим стоит целый список ошибок в умении оформлять свои мысли: неточное или неполное раскрытие темы, отсутствие логики, повторы, "плохой" стиль, неоригинальность. Таким образом, второе условие написания сочинения - умение четко, интересно выстроить ответ, изложить мысли по-своему и не уйти от темы. Работа по расположению материала для учащихся, по-прежнему, остается сложным вопросом.
-
Составление программы поэтического концерта "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.З. Суриков" 2011
На уроке учащиеся обращают внимание на художественно-образное содержание текста, чтобы глубже понять авторский замысел.
-
Составление сценария по прочитанному произведению. И.Бунин "Темные аллеи" 2014
Составление киносценария по прочитанному произведению как форма сегодня актуальна и очень востребована. В данной разработке учителя смогут найти готовый материал, универсальный для работы по любому произведению. Урок для 8-го класса разработан в соответствии с новой программой по литературе И.Сухих.
-
"Составление характеристики Остапа и Андрия. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"" 2013
На итоговом уроке учащимся предлагаются вопросы для повторения ключевых моментов повести. Перед учащимися встают проблемные вопросы, ответы на которые предстоит обсудить. В домашнем сочинении предлагается выразить собственное мнение и видение вопроса об истоках героизма и предательства героев повести. В финальной части урока ученики ищут похожие примеры и сравнивают финалы произведений, что может найти отражение в сочинении.
-
Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика на уроках литературы 2022
Организация творческого пространства урока литературы – это своеобразный диалог. Художественные произведения так или иначе интерпретируются, а это и есть творчество. Такая организация очень важна, потому что у обучающихся формируются коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. На первом этапе использую кейс-технологию с целью привлечения внимания к чтению художественного произведения. Уверена, если нет читательского опыта, то нельзя анализировать текст, невозможно увидеть красоту художественного произведения, читатель не сможет насладиться искусством слова. Этот метод работы дал хороший результат, так как начали читать те ученики, которые вообще не читали художественную литературу. Данная технология апробирована мною в течение пяти лет.
-
Сохранение и развитие детских фольклорных традиций башкир в современных условиях 2021
Цель: изучение современных проблем сохранения и развития детского фольклора башкир на основе анализа актуальных исследований теории и практики феноменов духовной культуры.
-
"Сохрани мою речь…" (О.Мандельштам). Литературно-музыкальная композиция, посвященная Серебряному веку русской поэзии 2007
Композиция даёт возможность закрепить понятие "Серебряный век", проникнуться атмосферой Серебряного века русской поэзии, ощутить его живую связь с современностью, способствует формированию вкуса, развитию кругозора, воспитывает интерес к музыкальной культуре.
-
"Сохраним родную природу!". Конкурс презентаций 2011
В работе дается материал из урока родной (якутской) литературы в 8-м классе по прохождению раздела «Родина». Дается отрывок из урока – выступление учителя по проблеме экологии, бережного отношения к родной природе. Основной целью является выработка интереса к проблемам экологии у ребят, беспокойства за состояние родного края, развитие экологического сознания ребёнка.
-
Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией В.М. Гаршина, идейно-смысловым и художественным содержанием сказки "Attalea Princeps"; создаются условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, развития устной речи, образного и логического мышления, развития творческих способностей учащихся.
-
Социальная коллизия повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 2009
Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой подготовкой. Учащимся предлагается осветить следующие темы: историческая справка о времени написания повести, рассказ о популярных карточных играх 19 века. Обязательной является и словарная работа, подобрается цитатный материал для характеристики Германа и Лизы. В процессе урока заполняются обобщающие таблицы, что учит компактному расположению материала и умению сопоставлять. Формулируется вывод о том, что в повести звучит новая для русской литературы тема большого города с его социальными различиями.
-
Социальные проблемы села в рассказе Б.Екимова "Фетисыч" 2013
В основе урока анализ произведения современной литературы. Урок формирует умение видеть социальные проблемы современного общества и находить смособы решения. Главный путь спасения вымирающих деревень, пассивности социума ‒ воспитание ответственности за все, что делается в России.
-
Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов 2008
Урок представлен в виде сравнения двух направлений советского искусства ХХ века: соцреализма и соц-арта. Благодаря наличию большого количества изобразительного материала и использованию современного оборудования для его демонстрации, учащиеся самостоятельно формулируют через подводящий диалог выводы и сравнительные оценки на основании увиденного. Дети учатся отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, использую свои знания и новую информацию, полученную на уроке.
-
Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. Тютчева 2012
Урок проводится по программе Г.И. Беленького. В течение урока предусмотрены различные виды деятельности, что способствует изучить достаточно объёмный материал. В разработке данного урока приведено выступление учащихся одной группы.
-
Сочинение - описание по картине А.А. Пластова "Летом". 5-й класс 2013
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования.
-
Сочинение в 8-м классе по картине Н.К. Сверчкова "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню" 2009
Целью данного урока является подготовка учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края; ознакомление с историей появления картины; привитие учащимся любви к своему народу и родному краю, формирование гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
-
Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина "Легкое дыхание") 2014
Сочинение – творческая работа. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста пригодится в любом деле. Общие рекомендации учителя по анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» будут полезны каждому, готовящемуся к ЕГЭ по литературе.
-
Сочинение по картине "Богатыри". 6-й класс 2011
Урок литературы в 6-м классе призван подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине, формировать у них речевые умения, отбирать материал и систематизировать его, строить сочинение в определенной композиционной форме.
-
"Сочинение – это просто". Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения 2011
Автор учит учащихся анализу стихотворения, воспитывает культуру письменной речи и публичных выступлений. Учащиеся совершенствуют навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
-
Сочинение-миниатюра "От А до Я" 2012
В статье автор акцентирует внимание на важности использования методов личностно ориентированной технологии при обучении школьников написанию сочинений-миниатюр. Они развивают воображение и творчество учащихся, способствуют развитию самосознания, укрепляют и развивают веру в себя, в свой творческий потенциал.
-
Сочинение-описание произведений народного промысла 2004
1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.
-
Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитекруры (Собор Василия Блаженного) 2011
Любой урок подготовки к сочинению – это не только формирование речеведческих навыков, но и подготовка к раскрытию души. При выполнении данного вида работы предполагается, что ученик должен опираться на свои фоновые знания, которые характерны для жителей нашей страны, которые вызывают сходные ассоциации и представления.
-
Сочинение-отзыв о книге на уроках литературы в старших классах 2020
Мы учимся. Учимся читать, думать, писать, видеть незаметное, ощущать неощутимое. Человеку свойственно делиться своими мыслями о прочитанной книге, впечатлениями о просмотренном фильме, и эти впечатления бывают разными. Это рождает споры, которые интересны лишь в том случае, если человек может обосновать свое мнение. Школьники учатся обосновывать свое мнение в сочинении-отзыве, потому что в его основе лежит не только передача своего впечатления, но и анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных особенностей.
-
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс 2012
На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
-
Сочинение-рассуждение публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Б. Васильева «В списках не значился…» 11-й класс 2015
Урок развития речи предполагает комплексный анализ повести Б. Васильева «В списках не значился», учит писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ, составлять и отбирать необходимые материалы.
-
Сочинения различных жанров (практические рекомендации) 2012
В статье на примерах (все сочинения написаны автором) показаны особенности каждого жанра. Эти сведения не только имеют образовательную цель, но и предполагают практическое применение. Нам часто приходится излагать свои мысли письменно: писать дружеское послание, вести личный дневник или деловые записи, отражать события во время путешествия, составлять рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм.
-
Сочинения-миниатюры на основе цитат (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2013
В статье рассматриваются особенности сочинений-миниатюр на основе цитаты (на примере романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"). Выделяются следующие виды миниатюр: дополнение, штрихи к портрету, комментарий, размышление, дискуссия, истолкование. Комментируются учебные задачи миниатюр. Приводится пример включения сочинения-миниатюры в урок по теме: "Образ Наташи Ростовой".
-
Сочинялки (урок-игра) 2010
На уроке детям объясняется, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.
-
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Комбинированный урок по литературе в 7-м классе призван научить анализировать описания природы на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», служит формированию умения строить текст-описание, развитию способности сознательного использования языковых средств текста в собственной речи.
-
"Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок-исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2009
Урок литературы в 5-м классе по рассказу В.П. Астафьева. Учебный материал организован таким образом, чтобы ученики имели возможность реализовать себя, продемонстрировать творческие способности, взаимодействовать и с учителем, и между собой в творческих группах.
-
Спектакль-воспоминание "Ленинградский метроном" (сценарий и постановка) 2010
Главная цель спектакля – разбудить в детях интерес к истории Родины, к самым трагическим и героическим страницам истории родного города, перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю города с историей отдельно взятой семьи, чтобы память о блокаде жила и передавалась из поколения в поколение.