Литература
-
Способы активизации учебной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения. Особенности организации групповой работы над анализом стихотворения 2008
В основе организации учебной деятельности в условиях нашего государства, начиная еще с XVII века, лежит классно-предметно-урочная система. В современной педагогической науке представлено большое количество педтехнологий, т.е. системы способов, принципов, методов, применяемых в обучении и направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. В работе показано, какое место занимает коррекционно-развивающее обучение в среде различных педтехнологий.
-
Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов" 2008
Урок литературы в 6-м классе проводится в соответствии с программой по литературе Матвеевой Е.И. (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Содержание урока включает следующие этапы: 1) знакомство с историческими сведениями; 2) анализ содержания; 3) анализ образов главных героев; 4) работа над определением жанра этого произведения. Данный урок посвящен теме изображения исторического прошлого, а также знакомству с новым литературным жанром баллады.
-
Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы 2013
В работе используются различные способы интеграции, которые позволяют систематизировать материал, что обогащает возможности предмета «Литература», делает этот процесс целенаправленным и помогает успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения.
-
Способы объяснения лексического значения слов 2013
Урок знакомит с основными способами объяснения лексического значения слов; подскажет, как пользоваться толковым словарем, словарями синонимов и антонимов.
-
Способы передачи чужой речи (коллективный способ обучения). 11-й класс 2012
На уроке дети знакомятся со способами передачи чужой речи. Учатся различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находят способы передачи чужой речи.
-
Способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.
-
Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" 2022
Цель урока: постичь тайну мастерства писателя через анализ его произведения, подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Мастерство писателей XIX века».
-
"Спрятанная война" (по повести С.А. Алексиевич "Цинковые мальчики") 2014
Урок внеклассного чтения проводился неоднократно в практике работы в старших классах перед началом работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Урок позволяет интегрировать знания, полученные на уроке литературы, с основными понятиями гражданского права, историческими закономерностями развития общества, использовать навыки работы с компьютером, приобретенные на уроках информатики.
-
Сравнение Андрея Болконского и Родиона Раскольникова 2012
Цели урока: систематизация и закрепление знаний по романам «Война и мир» и «Преступление и наказание»; расширение кругозора; закрепление знаний по истории; развитие способностей анализа и синтеза; развитие умений и навыков анализа текста; развитие речи, памяти, логики; подготовка к написанию сочинения.
-
Сравнение басни Эзопа "Ворон и лисица" и И.А. Крылова "Ворона и лисица" 2011
На примере басен И.А. Крылова учащиеся определяют басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность) находят мораль в произведении; отрабатывают навыки выразительного чтения.
-
Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца" 2013
Цель урока: знакомство со сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца», сравнением, его разновидностями, ролью в тексте; формирование умения использовать сравнение в речи; развитие речи, воображения.
-
Сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока и И.Северянина "Моя Россия" 2012
В статье дана сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые…») и И.Северянина «Моя Россия» («Моя безбожная Россия…»). Стихотворения Блока и Северянина объединяет слово «Россия», указывающее на общность темы, но идею и содержание каждый поэт понимает по-своему, Личность поэта и отношение к окружающей действительности определяет основную мысль.
-
Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Дубровский". 7-й класс 2024
Цели урока: расширение знаний о романе А.С.Пушкина «Дубровский» и его героях, о понятии «сравнительная характеристика»; развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения и подкреплять их примерами из текста; воспитание чувства дружбы, великодушия, благородства. Составление примерного плана сочинения. Анализ ключевых эпизодов романа в соответствии с заявленной темой.
-
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. 5-й класс 2011
Содержание урока литературы направлено на глубокое осмысление рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: удивительного и прекрасного мира образов, красок и звуков. Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры. Урок сопровождается презентацией.
-
Сравнительная характеристика образов лирического стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» 2020
Цель урока: научиться находить авторское сравнение; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; формировать умение извлекать информацию из текста; пользоваться словарём учебника; формировать умение обобщать по признакам; сравнивать образы произведения, характеризовать их поступки.
-
Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
На уроке литературы в 9-м классе учащиеся закрепляют навыки сравнительного анализа на примере творчества поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; учатся слышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ драматургии А.П.Чехова и А.Н.Арбузова 2019
Драматурги 70-90-х гг. XX века передают самую суть человека «переходного периода» с его парадоксальным положением во времени, в пространстве, личной и внутренней жизни. Наиболее ярко в диалог с А.П.Чеховым вступил А.Н.Арбузов драматург. Он следует чеховской традиции, это происходит, на глубинном сущностном уровне и проявляется в едином ценностном взгляде на мир. Одним из первых драматургов 70-90-х гг. XX века, воспринявших чеховскую концепцию человека оказался А.Н.Арбузов. В драматургии А.Н.Арбузова, как и в поэтике А.П.Чехова, наблюдается взаимовлияние эпического и драматического начал.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ переводов сонетов У.Шекспира 2013
Каждый автор, который переводит сонеты У.Шекспира, отличается яркой индивидуальностью и отдает частичку своего таланта этим произведениям, поэтому каждый перевод того или иного сонета по сути является самостоятельным художественным произведением. Представленный реферат – это попытка исследования нескольких вариантов перевода сонетов Уильяма Шекспира и сопоставления их с оригиналом, чтобы показать, насколько отличаются переводы от первоисточника и друг от друга.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ произведений русских писателей ("Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева и "Божье древо" И.А. Бунина) 2013
На уроке анализируются два произведения: "Стихотворения в прозе" Тургенева И.С. и "Божье дерево" И.Бунина, которые рассматриваются с нескольких сторон, а именно: взаимосоотнесенность в жанровом аспекте; общий портрет деревенского уклада; стилистические приемы.
-
Сравнительный анализ былины "Садко" и фильма–сказки "Садко". Урок литературы в 7-м классе 2012
Нередко на уроках литературы учитель для повышения мотивации к обучению и активизации художественного восприятия демонстрирует учащимся экранизированные произведения литературы. Тогда перед учителем и учащимися встаёт интересная, но нелёгкая задача: сравнить произведение литературы и киноискусства. Как сравнить и что сравнивать?
-
Сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А.Ахматовой 2016
В статье предлагается сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А. Ахматовой. Сравнивая данный стихотворный жанр двух великих поэтов, как учителя, так и учащиеся найдут схожесть и различие в эмоциональной окрашенности текстов, в выразительно-художественных средствах, в отношениях и поступках лирических героев.
-
Сравнительный анализ стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (факультативное занятие по словесности в 9-м классе) 2009
В школе на уроках литературы необходимо уметь анализировать лирические произведения, поэтому анализ стихотворения - основная тема моего факультативного занятия, цель которого - сформировать умения и навыки сопоставительного анализа лирического произведения. Для анализа я взяла два стихотворения с одинаковым названием "Узник" - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане" 2009
Ребята любят поэзию стихийно, неосознанно, ничего не зная о ней, не умея ее понимать, только чувствуя. Призвание учителя - совершенствовать восприимчивость к поэзии, учить ее понимать, развивать художественный вкус. Данный урок - попытка, один из возможных вариантов разговора учителя с учеником о Поэте.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2009
Анализ поэтического текста - сложный вид работы на уроках как для учащихся, так и для учителя. А сравнительный анализ стихотворений представляет еще большую трудность. У школьников недостаточно развиты навыки анализа, сравнения, синтеза; определенную трудность для них составляет и выделение особенностей поэтического стиля. В предлагаемой работе автор дает конкретный поэтапный ход сравнительного анализа.
-
Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока "Россия" и Андрея Белого "Родина" 2012
Цель урока: обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности; показать глубокое чувство любви к родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого; активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей; воспитывать чувство патриотизма.
-
Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Поле Бородина" 2007
Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли "Бородина".
-
Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина "Не напрасно дули ветры…" и "Закружилась листва золотая…" 2009
Главные особенности творчества Есенина, о которых в начале урока расскажут сами ученики, наглядно представлены в текстах, которые необходимо выбрать из пяти (авторы и даты не указаны) для сравнительного анализа. Аргументируя выбор, учащиеся применяют на практике знание теории. Общие выводы, к которым приходят учащиеся в процессе работы, могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки, но в любом случае представляют собой убедительную интерпретацию текстов.
-
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама 2008
Урок в системе "Поэзия Серебряного века". Он не просто знакомит с творчеством О.Э. Мандельштама, а позволяет проникнуть в мастерскую художника, дает представление о художественном мире поэта. Учащимся предоставляется возможность поразмышлять, почему поэты разных эпох обращаются к одной теме, как раскрывают ее.
-
Сравнительный анализ сюжета сказок В.А. Жуковского "Спящая царевна" и Шарля Перро "Спящая красавица": сходство и различие. Создание собственной сказки на сюжет о "спящей красавице" 2009
Тема урока предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения; на формирование навыка продуцирования собственного текста с упором на активную работу воображения учащихся и на создание ситуации фантазирования.
-
Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н. Островского "Гроза". Тихон и Катерина 2013
С помощью классического произведения анализируется влияние семьи и социума на формирование личности, воспитывается нравственная позиция учащихся, умение ставить цель, формиируются знания о возможных выходах из кризисных ситуаций.