Сочинение-отзыв о книге на уроках литературы в старших классах

Разделы: Литература

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: cочинение-отзыв о книге


Мы учимся. Учимся читать, думать, писать, видеть незаметное, ощущать неощутимое. Человеку свойственно делиться своими мыслями о прочитанной книге, впечатлениями о просмотренном фильме, и эти впечатления бывают разными. Это рождает споры, которые интересны лишь в том случае, если человек может обосновать свое мнение. Школьники учатся обосновывать свое мнение в сочинении-отзыве, потому что в его основе лежит не только передача своего впечатления, но и анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных особенностей.

Ведя подготовку к сочинению – отзыву о книге, я опираюсь на уже известные учащимся сведения по теории литературы (тема, идея, сюжет, композиция, деталь в художественном произведении). Провожу лексико-орфографическую подготовку, предлагая учащимся подобрать к словам лексические и контекстуальные синонимы: понравиться-произвести впечатление, глубоко взволновать, запомниться; описывать-обрисовывать, изображать, показывать, рассматривать, рассказывать, повествовать, знакомить; интересный – увлекательный, захватывающий. При пунктуационной подготовке обращаю внимание на роль вводных слов в создании текста, на сложные предложения с союзами чтобы, потому что, так как, на цитирование. Учу учащихся видеть разные задачи, цели отзывов. Если цель отзыва - привлечь внимание к книге, повлиять на мнение людей, поспорить по поводу оценки героев, то такой отзыв может быть написан в форме статьи. Если цель-разобраться в прочитанном, и присутствует в сочинение частичный анализ произведения, то тогда такой отзыв близок уже к рецензии. В данных случаях уместен публицистический стиль. Если цель-желание поделиться впечатлениями о прочитанном. А адресат: друг (вымышленный, реальный) или автор произведения, то в данном случае можно использовать или вопросно-ответную форму изложения или форму письма. Здесь можно использовать разговорный стиль.

Как известно, отзыв о книге строится как рассуждение. Тезис в сочинении выполняет роль вступления. Конечно, содержание вступления ученик определяет сам, но я говорю учащимся, что хотя вступление не должно быть растянутым, в нем следует назвать автора книги, дать ее название, указать жанр, можно сообщить, когда она была написана.

Доказательство является важной частью сочинения, в ней дается общая характеристика книги, тема, идея, затрагиваемые проблемы, сюжет, главные герои, поэтому напоминаю учащимся, что в рассуждении необходимо указать, какие эпизоды книги произвели наибольшее впечатление, какие вопросы, поднимаемые в произведении, взволновали, на кого из героев захотелось быть похожим.

В заключение делается вывод о том, какое воздействие оказала книга на читателя, над чем она заставила его задуматься, чем обогатила книга автора отзыва, кому ее полезно прочитать.

Сочинение-отзыв, на мой взгляд, представляет большие возможности для самовыражения личности ученика, помогает спланировать чтение художественного произведения, поэтому я использую этот вид письменной работы как опережающее домашнее задание на уроках внеклассного чтения. Из моего опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше обучающимся предоставлено самостоятельности при подготовке к уроку, тем интереснее они проходят. Как правило, для таких уроков я выбираю творчество писателя-юбиляра. Конечно, хотелось бы, чтобы дети читали не только, что им нравится, но и то, что знать необходимо для их морально-этического и эстетического воспитания. Таким является творчество нашего земляка Ф.А.Абрамова. Изучение произведений Ф.А.Абрамова об эволюции крестьянских поколений, о человеке и времени, о вечных нравственных ценностях на уроках литературы в школе необходимо, так как помогает решить важные для современной жизни вопросы: что есть справедливость, духовность, личностная свобода, отношения и взаимоотношения в семье, в обществе, что есть семья и каковы ее основные устои, на чем держатся семейные и родственные отношения?

Приведу несколько сочинений-отзывов учащихся по произведениям Ф.А.Абрамова, которые могут служить иллюстрацией при беседе с классом об основных частях отзыва о книге и примером использования в нем разных типов речи.

Сочинение-отзыв ученицы 10а касса Шваковой Юлии о романе Ф.А.Абрамова"Две зимы и три лета".

"Две зимы и три лета" - вторая часть трилогии Федора Абрамова «Пряслины». Роман рассказывает о послевоенной жизни в селе Пекашино. Пришла радостная весть об окончании войны, и, кажется, что голод и изнурительная работа позади, но сельские работники ещё не скоро смогут вздохнуть с облегчением. Ведь нужно восполнять запасы страны, кормить города. И кому же это делать, как не работникам села? Стране нужны деньги, и их снова отдают колхозники. Все, что было заработано кровью и потом, идёт на содержание городских жителей.

Абрамов уделяет внимание судьбе каждого своего героя, но в центре повествования лежит история семьи Пряслиных. Отец семьи погиб на войне, и забота о родных перешла к старшему сыну - Михаилу. В первой книге трилогии он совсем ещё подросток, но уже трудится как настоящий мужчина. У детей того времени не было детства. Они не ходили в школу, не играли с друзьями во дворе, а работали на фабриках, в полях, чтобы отправить еду и технику на фронт, где ценой своей жизни их отцы ковали победу. Повествование второй книги начинается с приезда Миши домой с лесозаготовок. Его возвращение домой ждёт не только семья, но и вся деревня. Ведь в Пекашине совсем нет мужиков, а Миша никогда не отказывает в просьбе о помощи: кому крышу поправить, кому дверь поднять. Миша привез подарки всей семье, но на них ребята реагировали сдержанно, а когда парень достал настоящий хлеб, то восторга не сдержал никто. Очень давно в доме не было такого богатства, ели мох, толкли в ступе сосновую заболонь. Теперь жизнь героев становится немного легче, ведь вся семья снова в сборе.

Из всех героев больше всего мне понравилась Лиза Пряслина. Лиза - второй ребенок в семье после Миши. Когда брата нет дома, вся семья держится на девушке. Героиня очень добрая и ответственная. Она терпелива и умеет прощать. Жертвует собой ради других, чтобы им было легче жить. Но Лиза совсем забывает о себе. Она спасает людей своей добротой, любовью, сердечностью. Героиня защищает слабых, стоит на стороне добра и всегда поступает правильно. Девушка помогает нуждающимся в ней людям, но кто поможет и защитит ее? Героиня очень чутко понимает людскую боль и страдания. Мне очень понравились слова Лизы, в которых выражена основная мысль произведения: "Лучше на свете не жить, чем без совести". Сегодня не часто встречаются люди с обостренным чувством совести. Большинство живет лишь в свое удовольствие, совсем не думая о других. Образ героини очень утончен, он учит любви и состраданию к ближнему, чего не хватает многим людям в наше время.

История семьи Пряслиных трогает душу. Книга читается легко и не отпускает очень долго. На долю этой семьи выдалась очень нелёгкая судьба. Жизнь в селе - это постоянная работа в колхозе, уход за хозяйством и лесозаготовки, где получают совсем маленькие деньги для своей семьи. Очень жестоко отнеслась жизнь к детям военного и послевоенного времени. Они не знали детства, с самых малых лет они работали на страну, на фронт. В наше время многим трудно представить себе такую жизнь. Но это наша история, жизнь наших бабушек и прабабушек, которые своими руками, сквозь слезы и пот проложили дорогу в мирное будущее для нас, своего будущего поколения. Я считаю, что данное произведение однозначно стоит прочитать, чтобы почувствовать, каково это жить в колхозе. Книга очень интересная и подойдёт для чтения как детям школьного возраста, так и взрослым.

(В первом сочинении мы видим элементы анализа произведения: определяется тема (рассказывает о послевоенной жизни в селе Пекашино) и основная мысль (Лучше на свете не жить, чем без совести), ученица ставит вопрос дискуссионного характера (Ведь нужно восполнять запасы страны, кормить города. И кому же это делать, как не работникам села?), дается характеристика героини. (Она терпелива и умеет прощать. Жертвует собой ради других, чтобы им было легче жить. Она спасает людей своей добротой, любовью, сердечностью). Есть краткий пересказ содержания книги, присутствует его частичный анализ. И тем не менее это отзыв, в нем чувствуется отношение автора сочинения к книге. (История семьи Пряслиных трогает душу. Книга читается легко и не отпускает очень долго.... Я считаю, что данное произведение однозначно стоит прочитать, чтобы почувствовать, каково это жить в колхозе).

Сочинение-отзыв ученицы 10 а Родионовой Анастасии о трилогии Ф.А.Абрамова «Пряслины».

От большинства писателей второй половины двадцатого века Федор Абрамов отличался особенным интересом к жизни и быту сел и деревень. Он считал, что культура простого народа является истинно русской, поэтому эту культуру нужно запечатлеть и сохранить. С этой целью Абрамов писал деревенскую прозу, а одной из самых знаменитых его произведений стал цикл «Пряслины», рассказывающий о жизни села Пекашино.

За что «Пряслины» так полюбились читателям и в том числе мне? Казалось бы, автор описывает обыкновенные истории из жизни, которые были и до прочтения хорошо знакомы любому, но это и сделало «Пряслины» знаменитым произведением. Ведь благодаря тому, что история была простой, ее смог понять и прочувствовать каждый. Меня глубоко тронули проблемы и переживания героев: смерть близких людей, голод, тяжелый труд и другие несчастья. Я не могла без горечи читать, как Анна Пряслина получила похоронку; не могла без восхищения представлять трудолюбие Михаила и Лизы, не оставила меня равнодушной трагическая смерть Лизы и состояние души ее брата. Проходя через испытания, герои показывают самые лучшие качества русского человека, что заставляет сопереживать им еще больше. Сам автор описывает души героев, как «насквозь просвечивающиеся»: «Вот говорят, война инстинкты разные пробуждает в человеке… А я смотрю – у нас наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе пробудилась – душа каждого насквозь просвечивает. И заметь: ссоры, дрязги там – ведь почти нет… братья и сестры».

Читая трилогию «Пряслины», начинаешь верить в торжество совести и человечности, начинаешь верить в человека и светлое будущее. Современный человек и сейчас нуждается в этой вере, а это означает, что произведение не теряет свое значение до сих пор. Эта книга на все времена!

(Вторая работа построена по-другому. Сначала автор сочинения уделяет внимание личности Ф.Абрамова. Затем ученица прибегает к вопросно-ответной форме изложения материала, ставит вопрос: «За что «Пряслины» так полюбились читателям и в том числе мне?». И в основной части работы объясняет, чем заинтересовала книга. Желание поделиться впечатлением о прочитанном произведении дало возможность автору высказать свое отношение к книге, ее героям, в сочинении много эмоциональности, непосредственности, взволнованности. (Меня глубоко тронули проблемы и переживания героев…… Я не могла без горечи читать……. не могла без восхищения представлять трудолюбие….. не оставила меня равнодушной трагическая смерть…… заставляет сопереживать им еще больше).

Сочинение-отзыв ученицы 9 в Кузьминой Вероники о повести Ф.Абрамова «Пелагея».

Привет, Аришка! Только что получила от тебя письмо и узнала, чем ты занимаешься в каникулы. Я тоже читаю не только, что нам задали для летнего чтения, но и что душа просит. Кстати, прочитала рассказы А.Геласимова, которые ты мне посоветовала. Понравились. Особенно «Нежный возраст». Сильно! Хочу тебе предложить прочитать повесть "Пелагея" Ф.Абрамова. Ее учительница дала для летнего чтения, но мне она понравилась.

Главная героиня, Пелагея Амосова, вызвала у меня разные чувства, но больше всего меня поразила ее сильнейшая черта – трудолюбие. Она любила и умела хорошо работать, всю душу вкладывала в дело. Даже дочь Алька говорила о ней: "Она только тогда добрела и улыбалась, когда хлеб удавался". Чтобы хлеб получился лучше, что только не делала Пелагея: воду брала из разных колодцев, дрова смоляные, муку первого сорта. В работе она себя не жалела, а в труде находила удовольствие и радость. У нее очень сложные отношения с дочерью, непонимание между ними - это следствие ее безграничной любви к Альке и желание оградить свою дочь от трудностей, чтобы жизнь дочери была не такой тяжелой, как у нее.

Самое страшное, что уже больную Пелагею сломала не смерть мужа, не бегство дочери, а пекарня. Одной из самых запоминающихся сцен в повести является последнее посещение пекарни главной героиней. Она шла счастливая, а возвращалась "как пьяная, вся в слезах, не помня себя", потому что её пекарню превратили в хлев, заросший грязью. Такого пренебрежения к делу Пелагея не могла вынести. Представляешь, я уже несколько дней хожу под впечатлением от повести. Вспомнила свою бабушку, проработавшую всю жизнь в колхозе дояркой.

Советую тебе прочитать эту повесть Федора Абрамова, так как она читается на одном дыхании. Самоотверженный труд Пелагеи вызывает у меня восхищение. Как прочитаешь, напиши, согласна ли с моим мнением. Я хочу прочитать ее продолжение – вторую книгу «Алька». Жду письма. Карина.

(Отзыв естественно и логически вплетается в избранную ученицей форму письма. Он написан в разговорном стиле, использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, обратный прядок слов. Отличается большей непринужденностью, разговорностью в сравнении с предыдущими работами Учениа умело использует цитирование.)

В работе над отзывом о прочитанном использую приемы анализа и редактирования учащимися ученических сочинений. Эта форма работы является хорошим способом проверки приобретенных навыков и умений и позволяет судить об усвоении учащимися требований, предъявляемых к отзыву.

Мы учимся. Учимся читать, думать, писать, видеть незаметное, ощущать неощутимое. Человеку свойственно делиться своими мыслями о прочитанной книге, впечатлениями о просмотренном фильме, и эти впечатления бывают разными. Это рождает споры, которые интересны лишь в том случае, если человек может обосновать свое мнение. Школьники учатся обосновывать свое мнение в сочинении-отзыве, потому что в его основе лежит не только передача своего впечатления, но и анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных особенностей.

Ведя подготовку к сочинению – отзыву о книге, я опираюсь на уже известные учащимся сведения по теории литературы (тема, идея, сюжет, композиция, деталь в художественном произведении). Провожу лексико-орфографическую подготовку, предлагая учащимся подобрать к словам лексические и контекстуальные синонимы: понравиться-произвести впечатление, глубоко взволновать, запомниться; описывать-обрисовывать, изображать, показывать, рассматривать, рассказывать, повествовать, знакомить; интересный – увлекательный, захватывающий. При пунктуационной подготовке обращаю внимание на роль вводных слов в создании текста, на сложные предложения с союзами чтобы, потому что, так как, на цитирование. Учу учащихся видеть разные задачи, цели отзывов. Если цель отзыва - привлечь внимание к книге, повлиять на мнение людей, поспорить по поводу оценки героев, то такой отзыв может быть написан в форме статьи. Если цель-разобраться в прочитанном, и присутствует в сочинение частичный анализ произведения, то тогда такой отзыв близок уже к рецензии. В данных случаях уместен публицистический стиль. Если цель-желание поделиться впечатлениями о прочитанном. А адресат: друг (вымышленный, реальный) или автор произведения, то в данном случае можно использовать или вопросно-ответную форму изложения или форму письма. Здесь можно использовать разговорный стиль.

Как известно, отзыв о книге строится как рассуждение. Тезис в сочинении выполняет роль вступления. Конечно, содержание вступления ученик определяет сам, но я говорю учащимся, что хотя вступление не должно быть растянутым, в нем следует назвать автора книги, дать ее название, указать жанр, можно сообщить, когда она была написана.

Доказательство является важной частью сочинения, в ней дается общая характеристика книги, тема, идея, затрагиваемые проблемы, сюжет, главные герои, поэтому напоминаю учащимся, что в рассуждении необходимо указать, какие эпизоды книги произвели наибольшее впечатление, какие вопросы, поднимаемые в произведении, взволновали, на кого из героев захотелось быть похожим.

В заключение делается вывод о том, какое воздействие оказала книга на читателя, над чем она заставила его задуматься, чем обогатила книга автора отзыва, кому ее полезно прочитать.

Сочинение-отзыв, на мой взгляд, представляет большие возможности для самовыражения личности ученика, помогает спланировать чтение художественного произведения, поэтому я использую этот вид письменной работы как опережающее домашнее задание на уроках внеклассного чтения. Из моего опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше обучающимся предоставлено самостоятельности при подготовке к уроку, тем интереснее они проходят. Как правило, для таких уроков я выбираю творчество писателя-юбиляра. Конечно, хотелось бы, чтобы дети читали не только, что им нравится, но и то, что знать необходимо для их морально-этического и эстетического воспитания. Таким является творчество нашего земляка Ф.А.Абрамова. Изучение произведений Ф.А.Абрамова об эволюции крестьянских поколений, о человеке и времени, о вечных нравственных ценностях на уроках литературы в школе необходимо, так как помогает решить важные для современной жизни вопросы: что есть справедливость, духовность, личностная свобода, отношения и взаимоотношения в семье, в обществе, что есть семья и каковы ее основные устои, на чем держатся семейные и родственные отношения?

Приведу несколько сочинений-отзывов учащихся по произведениям Ф.А.Абрамова, которые могут служить иллюстрацией при беседе с классом об основных частях отзыва о книге и примером использования в нем разных типов речи.

Сочинение-отзыв ученицы 10а касса Шваковой Юлии о романе Ф.А.Абрамова"Две зимы и три лета".

"Две зимы и три лета" - вторая часть трилогии Федора Абрамова « Пряслины». Роман рассказывает о послевоенной жизни в селе Пекашино. Пришла радостная весть об окончании войны, и, кажется, что голод и изнурительная работа позади, но сельские работники ещё не скоро смогут вздохнуть с облегчением. Ведь нужно восполнять запасы страны, кормить города. И кому же это делать, как не работникам села? Стране нужны деньги, и их снова отдают колхозники. Все, что было заработано кровью и потом, идёт на содержание городских жителей.

Абрамов уделяет внимание судьбе каждого своего героя, но в центре повествования лежит история семьи Пряслиных. Отец семьи погиб на войне, и забота о родных перешла к старшему сыну - Михаилу. В первой книге трилогии он совсем ещё подросток, но уже трудится как настоящий мужчина. У детей того времени не было детства. Они не ходили в школу, не играли с друзьями во дворе, а работали на фабриках, в полях, чтобы отправить еду и технику на фронт, где ценой своей жизни их отцы ковали победу. Повествование второй книги начинается с приезда Миши домой с лесозаготовок. Его возвращение домой ждёт не только семья, но и вся деревня. Ведь в Пекашине совсем нет мужиков, а Миша никогда не отказывает в просьбе о помощи: кому крышу поправить, кому дверь поднять. Миша привез подарки всей семье, но на них ребята реагировали сдержанно, а когда парень достал настоящий хлеб, то восторга не сдержал никто. Очень давно в доме не было такого богатства, ели мох, толкли в ступе сосновую заболонь. Теперь жизнь героев становится немного легче, ведь вся семья снова в сборе.

Из всех героев больше всего мне понравилась Лиза Пряслина. Лиза - второй ребенок в семье после Миши. Когда брата нет дома, вся семья держится на девушке. Героиня очень добрая и ответственная. Она терпелива и умеет прощать. Жертвует собой ради других, чтобы им было легче жить. Но Лиза совсем забывает о себе. Она спасает людей своей добротой, любовью, сердечностью. Героиня защищает слабых, стоит на стороне добра и всегда поступает правильно. Девушка помогает нуждающимся в ней людям, но кто поможет и защитит ее? Героиня очень чутко понимает людскую боль и страдания. Мне очень понравились слова Лизы, в которых выражена основная мысль произведения: "Лучше на свете не жить, чем без совести". Сегодня не часто встречаются люди с обостренным чувством совести. Большинство живет лишь в свое удовольствие, совсем не думая о других. Образ героини очень утончен, он учит любви и состраданию к ближнему, чего не хватает многим людям в наше время.

История семьи Пряслиных трогает душу. Книга читается легко и не отпускает очень долго. На долю этой семьи выдалась очень нелёгкая судьба. Жизнь в селе - это постоянная работа в колхозе, уход за хозяйством и лесозаготовки, где получают совсем маленькие деньги для своей семьи. Очень жестоко отнеслась жизнь к детям военного и послевоенного времени. Они не знали детства, с самых малых лет они работали на страну, на фронт. В наше время многим трудно представить себе такую жизнь. Но это наша история, жизнь наших бабушек и прабабушек, которые своими руками, сквозь слезы и пот проложили дорогу в мирное будущее для нас, своего будущего поколения. Я считаю, что данное произведение однозначно стоит прочитать, чтобы почувствовать, каково это жить в колхозе. Книга очень интересная и подойдёт для чтения как детям школьного возраста, так и взрослым.

(В первом сочинении мы видим элементы анализа произведения: определяется тема (рассказывает о послевоенной жизни в селе Пекашино) и основная мысль (Лучше на свете не жить, чем без совести), ученица ставит вопрос дискуссионного характера (Ведь нужно восполнять запасы страны, кормить города. И кому же это делать, как не работникам села?), дается характеристика героини. (Она терпелива и умеет прощать. Жертвует собой ради других, чтобы им было легче жить. Она спасает людей своей добротой, любовью, сердечностью). Есть краткий пересказ содержания книги, присутствует его частичный анализ. И тем не менее это отзыв, в нем чувствуется отношение автора сочинения к книге. (История семьи Пряслиных трогает душу. Книга читается легко и не отпускает очень долго.... Я считаю, что данное произведение однозначно стоит прочитать, чтобы почувствовать, каково это жить в колхозе).

Сочинение-отзыв ученицы 10 а Родионовой Анастасии о трилогии Ф.А.Абрамова «Пряслины».

От большинства писателей второй половины двадцатого века Федор Абрамов отличался особенным интересом к жизни и быту сел и деревень. Он считал, что культура простого народа является истинно русской, поэтому эту культуру нужно запечатлеть и сохранить. С этой целью Абрамов писал деревенскую прозу, а одной из самых знаменитых его произведений стал цикл «Пряслины», рассказывающий о жизни села Пекашино.

За что «Пряслины» так полюбились читателям и в том числе мне? Казалось бы, автор описывает обыкновенные истории из жизни, которые были и до прочтения хорошо знакомы любому, но это и сделало «Пряслины» знаменитым произведением. Ведь благодаря тому, что история была простой, ее смог понять и прочувствовать каждый. Меня глубоко тронули проблемы и переживания героев: смерть близких людей, голод, тяжелый труд и другие несчастья. Я не могла без горечи читать, как Анна Пряслина получила похоронку; не могла без восхищения представлять трудолюбие Михаила и Лизы, не оставила меня равнодушной трагическая смерть Лизы и состояние души ее брата. Проходя через испытания, герои показывают самые лучшие качества русского человека, что заставляет сопереживать им еще больше. Сам автор описывает души героев, как «насквозь просвечивающиеся»: «Вот говорят, война инстинкты разные пробуждает в человеке… А я смотрю – у нас наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе пробудилась – душа каждого насквозь просвечивает. И заметь: ссоры, дрязги там – ведь почти нет… братья и сестры».

Читая трилогию «Пряслины», начинаешь верить в торжество совести и человечности, начинаешь верить в человека и светлое будущее. Современный человек и сейчас нуждается в этой вере, а это означает, что произведение не теряет свое значение до сих пор. Эта книга на все времена!

(Вторая работа построена по-другому. Сначала автор сочинения уделяет внимание личности Ф.Абрамова. Затем ученица прибегает к вопросно-ответной форме изложения материала, ставит вопрос: «За что «Пряслины» так полюбились читателям и в том числе мне?». И в основной части работы объясняет, чем заинтересовала книга. Желание поделиться впечатлением о прочитанном произведении дало возможность автору высказать свое отношение к книге, ее героям, в сочинении много эмоциональности, непосредственности, взволнованности. (Меня глубоко тронули проблемы и переживания героев…… Я не могла без горечи читать……. не могла без восхищения представлять трудолюбие….. не оставила меня равнодушной трагическая смерть…… заставляет сопереживать им еще больше).

Сочинение-отзыв ученицы 9 в Кузьминой Вероники о повести Ф.Абрамова «Пелагея».

Привет, Аришка! Только что получила от тебя письмо и узнала, чем ты занимаешься в каникулы. Я тоже читаю не только, что нам задали для летнего чтения, но и что душа просит. Кстати, прочитала рассказы А.Геласимова, которые ты мне посоветовала. Понравились. Особенно «Нежный возраст». Сильно! Хочу тебе предложить прочитать повесть "Пелагея" Ф. Абрамова. Ее учительница дала для летнего чтения, но мне она понравилась.

Главная героиня, Пелагея Амосова, вызвала у меня разные чувства, но больше всего меня поразила ее сильнейшая черта – трудолюбие. Она любила и умела хорошо работать, всю душу вкладывала в дело. Даже дочь Алька говорила о ней: "Она только тогда добрела и улыбалась, когда хлеб удавался". Чтобы хлеб получился лучше, что только не делала Пелагея: воду брала из разных колодцев, дрова смоляные, муку первого сорта. В работе она себя не жалела, а в труде находила удовольствие и радость. У нее очень сложные отношения с дочерью, непонимание между ними - это следствие ее безграничной любви к Альке и желание оградить свою дочь от трудностей, чтобы жизнь дочери была не такой тяжелой, как у нее.

Самое страшное, что уже больную Пелагею сломала не смерть мужа, не бегство дочери, а пекарня. Одной из самых запоминающихся сцен в повести является последнее посещение пекарни главной героиней. Она шла счастливая, а возвращалась "как пьяная, вся в слезах, не помня себя", потому что её пекарню превратили в хлев, заросший грязью. Такого пренебрежения к делу Пелагея не могла вынести. Представляешь, я уже несколько дней хожу под впечатлением от повести. Вспомнила свою бабушку, проработавшую всю жизнь в колхозе дояркой.

Советую тебе прочитать эту повесть Федора Абрамова, так как она читается на одном дыхании. Самоотверженный труд Пелагеи вызывает у меня восхищение. Как прочитаешь, напиши, согласна ли с моим мнением. Я хочу прочитать ее продолжение – вторую книгу «Алька». Жду письма. Карина.

(Отзыв естественно и логически вплетается в избранную ученицей форму письма. Он написан в разговорном стиле, использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, обратный прядок слов. Отличается большей непринужденностью, разговорностью в сравнении с предыдущими работами Учениа умело использует цитирование.)

В работе над отзывом о прочитанном использую приемы анализа и редактирования учащимися ученических сочинений. Эта форма работы является хорошим способом проверки приобретенных навыков и умений и позволяет судить об усвоении учащимися требований, предъявляемых к отзыву.

Литература

1. Г.А.Богданова. Книга для учителя «Уроки русского языка в 9 классе». Москва «Просвещение», 2002г.-159с.

2.Авторы-составители: Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Пособие для учащихся «Развивайте дар слова». Москва «Просвещение», 1986г-176с.