Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 11


Цель урока:анализируя текст Д. С. Лихачева, подготовить учащихся к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
  • совершенствовать навыки анализа исходного текста;
  • продолжить работу над способами комментария и подбора аргументов.

Воспитывающие:

  • способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
  • помочь ученикам определить своё отношение к нравственным ценностям, проявитьопределенные коммуникативные умения общения со сверстниками.

Развивающие:

  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
  • развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему,адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы. 

Тип урока:  комбинированный с использованием ИКТ.

Оборудование: исходный текстД.С.Лихачёва; мультимедийная установка, ПК, папки с методическими материалами по работе с частью С, мультимедийные презентации “Готовимся к ЕГЭ по русскому языку”, “Д.С.Лихачёв”, два слайд-шоу с музыкальным сопровождением, видеоролик. 

Ход урока

Надо прожить жизнь с достоинством,
чтобы не стыдно было вспоминать.

Д.С.Лихачёв.

I. Вступительное слово учителя

 - Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, но для этого вам необходимо знать о том, как же строится сочинение – рассуждение, какие проблемы рассматривают авторы текстов, каким образом их можно прокомментировать и как правильно подобрать аргументы.

Работа в тетрадях. Запись темы урока.

- Хотелось бы начать наш урок с высказывания  древнегреческого  философа  Менандра, который  утверждал: “Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться”. Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент сдачи экзаменов. А Сократу - выдающемуся мыслителю эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел каждого из вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Сообщение учителем цели урока.

- Итак, цель нашего урока

  • подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • уважительно относиться к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

II. Повторение изученного материала.

- Вначале совершим небольшой экскурс в частьС, чтобы вспомнить, как пишется экзаменационное сочинение.

Выступление ученицы (работа спрезентацией “Готовимся к ЕГЭ”).

- Когда-то Аристотель утверждал, что “речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается”. Вы уже понимаете, что эти “три элемента” – автор, тема и читатель.

- Чтобы глубже понять содержание исходного текста, послушаем сообщение об его авторе – академике Д.С.Лихачёве.

Задание классу: Во время просмотра презентации и прослушивания сообщения делаем в тетрадях необходимые для дальнейшей работы с текстом записи.

Презентация и рассказ учащегося о Д.С.Лихачёве

На экране слайды:

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
  • Вехи жизненного пути;
  • Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”);
  • Признание (награды) и другое.

Работа с эпиграфом:

- Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: “Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать”.
- Что же такое ДОСТОИНСТВО? (Ответы учеников.Запись в тетрадь лексического значения слова)
- Что значит ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО? (Ответы учащихся)
- Книга Д.С. Лихачева написана в форме писем. Что такое письмо? (Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь (записываем в тетрадь определение))
- Почему же автор выбрал именно форму писем и к кому они обращены прежде всего? (К нам, молодым читателям, людям, вступающим во взрослую жизнь).
- Каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к “доброму и прекрасному”.
- Что же такое доброе и прекрасное стало предметом статьи-письма Д.С. Лихачева?

III. Подготовка к сочинению-рассуждению

Работа учителя с классом, предварительно разделённом на три группы: теоретики (напоминают теорию), практики (быстро находят ответы в тексте), иллюстраторы (подбирают аргументы из художественной литературы и жизни).

- Теперь внимательно прочитаем текст – отрывок из книги Д.С.Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

(Ученица выразительно читает текст).

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, почему мы взяли для работы на уроке именно этот текст?

(Примерные ответы учеников:

- Перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос о смысле его существования, а особенно это проявляется в переломные моменты жизни, каким и является предстоящее окончание школы и вступление во взрослую жизнь.

- Мы – ученики 11 класса, выпускники…. Перед нами взрослый мир. Каков этот мир? Как построить в нем свою жизнь, чтобы “не было стыдно за бесцельно прожитые годы”? Какими путями нужно идти, чтобы самому быть счастливым и дарить счастье другим?

Ответить на эти вопросы не очень просто.И помогут нам в этом письма, написанные Д.С. Лихачевым).

-  Продолжим работу над тестом.  Ключ к восприятию понятий “тема” и “идея” в словах Максима Горького: “Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать”.

Итак: что? как? для чего?

- Определим тип текста, стиль речи, назовём жанр и укажем тему текста.

(Ответы учащихся).

- Какова, на ваш взгляд, проблематика исходного текста?
- Выделим основную проблему.

(Проблема цели существования человека).

- Как вы думаете, к какой категории относится эта проблема?

(Эту проблему можно отнести к философским, т.к. она поднимает вечный вопрос о смысле жизни, и к социальным, т.к. речь идёт о человеке, его отношениях с другими людьми).

- Что значит “прокомментировать” проблему?

(Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос).

- Посмотрим, как это задание выполнили ваши одноклассников, которые писали вступление, формулировали и комментировали одну из проблем исходного текста.

(Учащиеся зачитывают отрывки из своих работ).

- Чтобы выявить позицию автора, нужно выписать ключевые тезисы из текста. Проверим, что у вас получилось.

(Зачитываются ключевые тезисы и ключевая фраза:

  1. Цель должна быть - иначе прозябание.
  2. Надо иметь принцип в жизни.
  3. Надо прожить жизнь с достоинством.
  4. Надо уметь отказываться от мелких удовольствий, уметь извиняться, признавать перед другими ошибки.
  5. Нужно прожить жизнь с достоинством, и чтобы природа не была обижена
  6. Задача каждого человека - повышать уровень счастья.
  7. Жизнь - творчество, которое нужно творить.
  8. Человек рождается и оставляет по себе память).

- Итак, ключевая фразаОттого, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет”

- Как вы понимаете значения слов СОТВОРИЛ и НАТВОРИЛ?

(Ответы учащихся).

- Какова же авторская позиция исходного текста?

(Учащиеся зачитывают отрывки из своих работ).

- Следующий и наиболее сложный аспект – это высказывание собственного мнения и его аргументация.
- По какому типу речи строится эта часть сочинения?

(По типу рассуждения: рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое надо доказать);
  • аргументация (доказательства, доводы);
  • вывод (общий итог)).

- Вспомним, что такое аргумент?

(Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли).

- Что значит аргументировать?

(Аргументировать – значит приводить доказательства, аргументы).

- Что такое фоновый материал?

(Фоновый материал – материал, который используется экзаменуемым для доказательства собственного мнения (например, исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты).

- Нужно напомнить, что в этой части экзаменационной работы версии 2012 года ОБЯЗАТЕЛЕН, а не желателен, как это было в прошлые годы, аргумент из художественной литературы.

- Вспомним, какие вы знаете виды аргументов?

  • Логические – выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев;
  • Иллюстративные – литературный пример;
  • Предположительные – ссылки на авторитет: мнение учёного, философа.

- Рассмотрим несколько иллюстративных примеров – не забывая при этом пополнять “банк” аргументов в своих рабочих материалах.

- Итак, посмотрим и послушаем итог работы группы ребят по подбору аргументов к исходному тексту.

Задание классу:

- А вам, ребята, посмотрев слайд-шоу, нужно определить, о каких героях пойдёт речь, назвать произведения и их авторов.

Просмотр первого слайд-шоу

- Так что же это за герои? Кого вы узнали?

(Евгений Онегин – герой одноимённого романа А.С.Пушкина;
Печорин – герой романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”;
Обломов – герой одноимённого романа И.А.Гончарова)

Выступление учащегося, готовящего иллюстративный пример о героях, не нашедших своего места в жизни.

- Как было сказано М.Горьким, в жизни есть два пути: горение и тление.
- А теперь рассмотрим иллюстративный пример о литературных героях с активной жизненной позицией.

Просмотр второго слайд-шоу о героях романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир” Андрее Болконском и Пьере Безухове.
Выступление учащегося, готовящего иллюстративный пример о героях с активной жизненной позицией.

- Сейчас речь пойдёт о реальных людях. 12 апреля 2011 года отмечалась знаменательная дата – 50-летие со дня первого полёта человека в космос.

Посмотрим видеоролик на песню А.Н.Пахмутовой, стихи Н.Н.Добронравова “Знаете, каким он парнем был” в исполнении И.Д.Кобзона.

Просмотр видеоролика и выступление учащегося о Ю.А.Гагарине.

IV. Заключительная часть урока.

- Прочитаем  высказывания великих людей. Какое из них вы смогли бы использовать в качестве вывода по уроку? Объясните свою позицию. 

  1. Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. (Сенека)
  2. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро)

Выступления учащихся, объясняющих свою позицию

- О смысле человеческого существования писали не только прозаики, но и поэты.

Ученица читает стихотворение С.Острового:

В жизни по?разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

***

А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженное солнце достать
И подарить его людям.

- Желаю вам, ребята, встречать на своём жизненном пути много доброты, света и нести их людям.

V. Домашнее задание.

Полностью написать сочинение по основной проблеме текста Д.С.Лихачёва.

Использованные источники:

  1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2011. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство “Экзамен”, 2011.
  2. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция №8) - Москва, Педагогический университет “Первое сентября”.
  3. Материалы сайта “Сеть творческих учителей”.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4