"Составление характеристики Остапа и Андрия. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба""

Разделы: Литература


Тип урока: урок развития речи

Цель урока: подготовка к написанию домашнего сочинения на тему: “Две жизни - две судьбы”.

Задачи урока:

  • обучать сопоставительной характеристике литературных героев;
  • развивать навыки аналитической работы;
  • воспитывать нравственные качества (патриотизм, товарищество)

Оборудование: тексты повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” для анализа, мультимедийный проектор.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? (слайд1, 2) (Приложение 1)

Учитель: Что значит сопоставлять, сравнивать?

Дети: Находить сходства и отличия. (слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения.

Годы учёбы. (слайд 4)

Учитель: Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? (слайд 5) Приведите примеры.

Дети (ответы заносятся в таблицу):

Открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать.

Возвращение домой. (слайд 6)

Учитель: После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (слайд 7)

Дети:

Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца.

(слайд 8)

(для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.)

Запорожская Сечь. (слайд 9)

Учитель: О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь? (слайд 10)

Учитель: О чём они мечтают? (слайд 11)

Учитель: Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? (слайд 12)

Учитель: Как показали себя в Запорожье?

Дети:

Мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой. Мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску.

(слайд 13) Мир чувств.

Учитель: Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?

Дети: Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту.

Учитель: На кого и на что направлены их чувства?

Дети:

Любовь к Родине, матери, товарищам. Любовь к прекрасной панночке.

Учитель: Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии?

(слайд 14)

Учитель: Считаете ли вы предательством любовь к девушке другой национальности?

Дети: Нет, любовь не знает границ. Любовь - это не преступление.

(слайд 15)

Учитель: В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя?

(слайд 16,17) (чтение учителем фрагмента)

Последние минуты. (слайд 18)

(слайд 19)

Учитель: Как Тарас принял весть об измене сына?

Учитель: Был ли готов Андрий отказаться от любимой?

(слайд 20)

Учитель: Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни?

Дети:

Выносит все муки пыток, героическая смерть. Убит отцом. Бесславная смерть предателя.

Вывод (сводная таблица) (слайд 21) (Приложение 2)

Учитель: Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)

Учитель: В чём главное отличие двух братьев? (слайд 22) (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.

Реминисценция.

(слайд 23)

Учитель: С какими произведениями литературы перекликается предательство Андрия?

Дети: А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, “Притча о блудном сыне”.

Учитель: Сравните финалы этих произведений.

Дети: Блудный сын покаялся и был прощён отцом; Дуняша осознала свою вину, но пришла слишком поздно к своему отцу; Андрий остался верным любви, отрёкся от Отчизны - умер от руки отца.

Учитель: Повесть написана 170 лет назад, но вопрос патриотизма является актуальным и в наше время, а потому и произведения художественной литературы продолжают жить и в творчестве наших современников. (Приложение 3, http://www.youtube.com/watch?v=MjAnxNpG3tk)

Д\З. Написать сочинение “Две жизни - две судьбы”. Ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Выразить собственное отношение к теме.