Тип урока: урок развития речи
Цель урока: подготовка к написанию домашнего сочинения на тему: “Две жизни - две судьбы”.
Задачи урока:
- обучать сопоставительной характеристике литературных героев;
- развивать навыки аналитической работы;
- воспитывать нравственные качества (патриотизм, товарищество)
Оборудование: тексты повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” для анализа, мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель: Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? (слайд1, 2) (Приложение 1)
Учитель: Что значит сопоставлять, сравнивать?
Дети: Находить сходства и отличия. (слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения.
Годы учёбы. (слайд 4)
Учитель: Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? (слайд 5) Приведите примеры.
Дети (ответы заносятся в таблицу):
Открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. | Замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. |
Возвращение домой. (слайд 6)
Учитель: После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (слайд 7)
Дети:
Готов вступить в драку с отцом. | Сдерживается на насмешки отца. |
(слайд 8)
(для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.)
Запорожская Сечь. (слайд 9)
Учитель: О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь? (слайд 10)
Учитель: О чём они мечтают? (слайд 11)
Учитель: Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? (слайд 12)
Учитель: Как показали себя в Запорожье?
Дети:
Мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой. | Мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску. |
(слайд 13) Мир чувств.
Учитель: Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?
Дети: Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту.
Учитель: На кого и на что направлены их чувства?
Дети:
Любовь к Родине, матери, товарищам. | Любовь к прекрасной панночке. |
Учитель: Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии?
(слайд 14)
Учитель: Считаете ли вы предательством любовь к девушке другой национальности?
Дети: Нет, любовь не знает границ. Любовь - это не преступление.
(слайд 15)
Учитель: В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя?
(слайд 16,17) (чтение учителем фрагмента)
Последние минуты. (слайд 18)
(слайд 19)
Учитель: Как Тарас принял весть об измене сына?
Учитель: Был ли готов Андрий отказаться от любимой?
(слайд 20)
Учитель: Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни?
Дети:
Выносит все муки пыток, героическая смерть. | Убит отцом. Бесславная смерть предателя. |
Вывод (сводная таблица) (слайд 21) (Приложение 2)
Учитель: Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)
Учитель: В чём главное отличие двух братьев? (слайд 22) (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.
Реминисценция.
(слайд 23)
Учитель: С какими произведениями литературы перекликается предательство Андрия?
Дети: А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, “Притча о блудном сыне”.
Учитель: Сравните финалы этих произведений.
Дети: Блудный сын покаялся и был прощён отцом; Дуняша осознала свою вину, но пришла слишком поздно к своему отцу; Андрий остался верным любви, отрёкся от Отчизны - умер от руки отца.
Учитель: Повесть написана 170 лет назад, но вопрос патриотизма является актуальным и в наше время, а потому и произведения художественной литературы продолжают жить и в творчестве наших современников. (Приложение 3, http://www.youtube.com/watch?v=MjAnxNpG3tk)
Д\З. Написать сочинение “Две жизни - две судьбы”. Ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Выразить собственное отношение к теме.