Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тема занятия: Соцреализм и соц-арт - об одном по-разному.

Тип занятия: комбинированное.

Цели:

  • формирование у учащихся представлений об официальном и альтернативном направлениях изобразительного искусства нашей страны советского периода
  • стремление пробудить у учащихся интерес и уважение к культуре нашей Родины
  • продолжить развитие аналитического мышления, умения выделять основные признаки
  • различных художественных направлений, определять их сходство и различие, делать самостоятельные выводы

Задачи:

  • знакомство с историей возникновения и особенностями двух направлений изобразительного искусства советского периода: соцреализма и соц-арта
  • эмоциональное включение учащихся в образный строй двух направлений. Сравнение работ
  • определение идеологической и эстетической доминант соцреализма и соц-арта

Наглядные материалы: мультимедийная презентация в программе Power Point, видеофрагмент из к/ф “Высота”, 3 комплекта тематических пазл, таблицы и словари для индивидуальной работы.

Оборудование: столы, стулья, доска, мультимедийный видеопроектор, компьютер.

Ход занятия

1. Вводная часть (5 минут)

Для проведения урока класс разбивается на три произвольные группы следующим образом: при входе в класс перед началом урока ученики берут один из листочков - пазл с частью цитаты об искусстве. Затем демонстрируется 2-х минутный отрывок из к/фильма “Высота”.

Учитель: Какая эпоха отражена в этом фильме? Как вы думаете о каком направлении в искусстве 20 в. мы будем сегодня говорить на уроке?

После прослушивания ответов учеников на эти вопросы, объявляется тема урока: “Соцреализм и соц-арт - об одном по-разному”.

2. Основная часть (30 минут)

Учитель: Каждый из вас при входе в кабинет получил листок определенного цвета. На листах одного цвета записана известная цитата об искусстве и указан ее автор. Вы должны будете правильно сложить их и прочитать нам это высказывание. Ребята, собирающие одну цитату будут сидеть и работать за одним столом в течение всего урока.

Те, у кого листочки желтого цвета собираются у первого стола, синего - у второго стола, фиолетового – у третьего стола.

(Ребята собирают цитату и один ученик ее зачитывает для класса и одновременно она показана на экране.)

№ 1 “…искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, везде помогало ему в отыскивании этого идеала…”   Ф.И. Достоевский

№ 2 “Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя действующим лицом… которое отвечает на действительные чувства и мысли, а не служит сладким десертом, без которого можно и обойтись” В.В. Стасов

№ 3 “Живопись тоже знает лесть; с первого взгляда эта лесть подкупает, но вскоре приедается.” Д. Дидро

Учитель: Каждое из этих высказываний можно частично или полностью отнести к 2-м направлениям изобразительного искусства, сосуществовавшим в нашей стране во 2 половине 20 века: соцреализму и соц-арту.

В 1917 году возникает совершенно новое общество, и мы с вами неоднократно говорили, что искусство очень живо откликается на такие перемены. Возникает новое направление в искусстве – соцреализм. Он долгое время был единственным официальным направлением советского искусства. Термин же “социалистический реализм” появляется лишь осенью 1932 г. в общении Сталина, Горького с советской литературной и художественной элитой. В 30-гг. в стране формируется тоталитарное государство фактически руководимое очень узкой группой лиц.

Теорию идеального государства создавал еще Платон. Платон не только теоретически описывал свое государство. Ему была предоставлена возможность реализовать свою идею. Вообразите на миг себя таким Платоном. Но только в вашей власти не маленький остров, а огромная страна, 1/6 часть суши.

Учитель: Какие задачи вам нужно решить в первую очередь?

(Ученики называют задачи, а один человек записывает эти пункты на доске: удержать власть, убрать противников и т. д.)

Учитель: Захотите ли вы, чтобы ваши подданные мечтали? Если да, то о чем?

Конечно, стоящие перед вами задачи Вы захотите решать и средствами искусства. Каким оно должно быть? (добрым, послушным, оптимистичным, романтичным, героическим, воспитывать чувство патриотизма…)

Обратите внимание на экран. Решению каких задач служат данные произведения искусства?

1 Бродский “Ленин в Смольном”

2 М.Б. Греков “Тачанка” 1925 г.

 

3 Пименов “ Даешь тяжелую индустрию” 4 А.А. Дейнека “Оборона Севастополя” 1942г

В 1936 г. властью принимаются меры к безоговорочному насаждению в искусстве СССР нового метода - соцреализма. Первые шаги были сделаны еще между юбилейными выставками к 10-летию и 15-летию Октября (1927 и 1932 гг.). Однако свои законченные формы соцреализм обретает во второй половине 1930-х гг., к выставке “Индустрия социализма” (1939 г.), когда многие из художественных начинаний ранних лет оказываются безжалостно отброшены. Основные акценты делаются на факторах молодости героя, его социальном статусе (рабочий, красноармеец, студент-рабфаковец или вузовец), а также физически и духовно здоровой личности. Отсюда особая любовь к физкультурникам, изображению всякого рода спортивных занятий. Чрезвычайно характерно стремление наделить всеми этими качествами “новые” женские образы. В отличие от угнетенных русских крестьянок дореволюционной поры, советский художник рисует “председательницу”, “делегатку”, “девушку в футболке” и “девушку с веслом”, счастливую молодую работницу-мать и, наконец, девушку с винтовкой за плечами, “готовящуюся к труду и обороне” советской страны. Постепенно соцреализм перерождается в имперский стиль агитации и пропаганды нового общественного строя. В центре внимания теперь образ вождя, а не просто человека.

40-50 гг. на мой взгляд – это пик соцреализма и “партийности” его тематики. Руководство искусством осталось в руках партии и государства и в последующие годы.

5. Кукрыниксы – М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов. Плакат появился 24 июня 1941 г

Учитель: Как вы считаете, чьи интересы и взгляды выражает теперь художник? (Он фактически служит интересам узкого круга людей власти, а не всему обществу.)

Учитель: Как Вы считаете, существовали ли художники, которые не следовали официальному заказу? Конечно.

А что происходит с теми художниками, которые не хотят работать по указке? (Своими работами они выражают несогласие, протест, показывая ту же самую действительность, но под другим углом зрения.)

Соц-арт – это одно из наиболее известных направлений советского искусства 70-80-х годов, сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии тех лет.

Термин соц-арт был придуман в 1972 году московскими художниками Комаром и Меламидом. Название соц-арт выросло из соединения двух слов: соц (сокращенное от социалистический) и арт, что в переводе с английского означает искусство. По мнению близких и знакомых художников, их картины, основанные на образах соцреализма, представляли собой советский вариант поп-арта. Точнее гибрид соцреализма и поп-арта. Комара и Меламида поначалу сравнивали с Энди Уорхолом - королем поп-арта в переводе с английского “общедоступного или ширпотребискусства”. Кстати выставка его работ проходила в здании Третьяковской галереи на Крымском валу в октябре 2005 года. Поп-арт мог возникнуть только в обществе потребления, к примеру, в США. Он рекламировал потребительскую продукцию. А соц-арт иронизировал, издевался над идеологией страны советов.

Учитель: Посмотрите на эти работы. Какие чувства и ассоциации они вызывают?

Примерами соц-арта могут служить работы В. Комара и А. Меламида, Г.Л. Сокова, Н. Ватолина и Н. Денисова, Б.Орлова, гр. “Гнездо”, “Мухоморы”. Они представляли собой эффектное перепрочтение идеологических стереотипов социалистического реализма.

В своих работах художники 1970-80-х годов использовали не только социалистическую символику, но и социалистические лозунги, известные цитаты и т.д. Их творчество, основано на ироничном цитировании, или абсурдном жесте и даже игре не только со зрителем, но и властью. В. Комар и А. Меламид говорили: “Соц-арт – это не просто пародия, это всегда автопародия, потому что мы все продукты системы и все это в нас, а не вне…”

Учитель: Что хотели этим сказать художники? (самоирония и т. д.).

Кажется, Жванецкий метко сказал: “Самоирония - это высшая форма разума” Почему, как вы думаете?

Рассмотрим несколько групп работ. Каждая из трех групп получает на парту два рисунка:

Подумайте и определите

к какому направлению относиться каждая работа?

к какому виду искусства?

что на ней изображено ?

какими художественными средствами пользуется автор?

какую основную мысль выражает? (или что хочет нам сказать?)

Группа №1

 

Группа №2

 

Группа №3

 

Через 3-4 мин. один ученик от группы отвечает. Весь класс смотрит эти картины на экране.

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфам нашего урока. Как вы думаете к какому направлению можно полностью или частично отнести эти слова?

  • Цитата № 1 на экране “…искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, везде помогало ему в отыскивании этого идеала…”. Ф.И. Достоевский
  • Цитата № 2 на экране “Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя действующим лицом… которое отвечает на действительные чувства и мысли, а не служит сладким десертом, без которого можно и обойтись”. В.В. Стасов
  • Цитата № 3 на экране “Живопись тоже знает лесть; с первого взгляда эта лесть подкупает, но вскоре приедается”. Д. Дидро

Заключительная часть (5 минут)

В ходе урока мы попытались сравнить два направления советского искусства двадцатого века - соцреализм и соц-арт. Соцреализм был единственным направлением искусства признанным государством. Появление соц-арта наглядно продемонстрировало одну из важнейших закономерностей развития искусства – не может долгое время существовать только одно направление. Обязательно возникают другие: схожие, диаметрально противоположные, или к примеру, ироничные по отношению к главному направлению, такие как соц-арт. Культура не терпит однобокости или ограничений. Опыт развития мировой культуры доказал, что только в споре, дискуссии разных школ и направлений, рождаются подлинные шедевры, рождается истина.

А чтобы этот урок запомнился еще лучше, каждому учащемуся предлагается сводная таблица заполненная в ходе урока и небольшой словарь терминов, необходимых для закрепления темы.

Соцреализм и соц-арт - об одном по-разному

Вопросы Соцреализм Соц-арт
1. Объединения, на базе которых возникли….. Союз русских художников

(два его объединения:

ОХР - общество художников-реалистов

и АХР - Ассоциация художников революции)

Виталий Комар и Александр Меламид
2. Время существования Нач. 1930-х – кон 1980-х гг. 70 – 80 гг. 20 века
3. Время появления термина осень1932 г., в общении Сталина, Горького и советской литературной и художественной элиты Придуман В.Комаром и

А. Меламидом в 1972 г.

4. Представители направления А.М. Герасимов, А.А. Дейнека, Д.П. Корин,

А.А. Пластов, Б.В. Йогансон, Кукрыниксы, Д.С.Моора

В. Комар и А. Меламид, Л.Соков, Н. Ватолина и Н. Денисов, Б.Орлов,

гр. “Гнездо”, гр. “Мухоморы”

5. Основная задача данного направления Утверждать в общедоступной форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Стремились в гротескной форме показать всю нелепость массовой идеологии и кризис реализма
6. Тематика работ Октябрьская революция 1917г., трудовой и военный подвиг советского народа, руководящая роль компартии, ее вожди, строительство советского государства, воспитание нового человека Права человека, тоталитарный контроль государства над простым человеком, роль партии и вождей в истории нашего государства
7. Отношение власти к данному направлению Официальное направление советского искусства Не признанное и часто запрещаемое официальными властями направление советского искусства
8. Художественные приемы Социалистический реализм Гротеск, ирония, острые подмены, перепрочтение идеологических стереотипов социализма, самоирония
9. Часто используемая символика Серп, молот, звезда, пионерский салют, портреты вождей и т.д. Частично использовали социалистическую символику в игривой или ироничной форме

Словарь терминов

Канон (греч. “правило, мерило, предписание”) - это совокупность правил создания художественных произведений определенного жанра и содержания, действующая на протяжении более или менее длительного исторического периода.

Стиль (греч. “палочка для письма”) – это совокупность взаимосвязанных признаков, которые являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой и в тоже время отличают от произведений другого стиля.

Соцреализм – это художественное направление в советском искусстве, развивавшееся до начала 80-х годов.

Соц-арт – направление советского искусства 70-80-х годов, сложившееся в рамках альтернативной культуры, противостоявшее государственной идеологии тех лет.

Реализм (от лат. “вещественный, действительный”)

Реализм – это художественное направление, пришедшее на смену романтизму и преобладавшее в европейском и русском искусстве середины и второй половины 19 века. Реализм предполагает “правдивое воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах” (Ф.Энгельс).

Реализм – это синоним правдивости в искусстве, его способности отобразить что – либо действительно существующее, как в душе человека, так и во внешнем мире.

Колорит (от лат. “ цвет, окраска”), в живописи – система соотношений цветов, служащая для раскрытия художественного образа.

Авангардизм- направление, определяющее экспериментальные, новаторские начинания в искусстве.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Полевой В.М “Малая история искусств”, М., 1991
  2. Гройс Б.А. “Соцреализм- авангард по- сталински” Декоративное искусство, 1990
  3. Голомшток И.Е. “Тоталитарное искусство”, М. 1994
  4. Громов Е.С. “Сталин: власть и искусство”, М. 1998
  5. Герловины В. и Р. “Искусство самиздата” А-Я., 1986
  6. Гройс Б.А. “Соц-арт” Искусство, 1990
  7. Бакштейн И.В. “Об идеалах демократии в творчестве Комара и Меламида” Каталог проекта “Выбор народа”. 1994
  8. Рябцев Ю.С. “История русской культуры. ХХ век.”, ВЛАДОС, 2004
  9. Мелик-Пашаев А.А. “Современный словарь справочник по искусству” Искусство в школе, 2001.