Цели урока:
- Закрепить знания учащихся об описании как типе речи;
- развивать умения правильно употреблять имена прилагательные в речи;
- развивать монологическую речь учащихся;
- развивать умения учащихся работать в группах;
- обогатить словарный запас ребят.
Ход урока:
- Учитель: - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с прекрасным. Наша задача – оценить произведения народных умельцев России. Работаем по группам. Разрешите представить:
- Учитель: - Итак, в путь! (Запись числа, темы урока).
- Беседа с классом: - Дома мы с вами работали над текстом о Хохломе. Что это за вид художественного промысла?
- Объясните написание следующих слов:
- Работа с пословицами.
Группа “Гжельская керамика”
Группа “Дымковская игрушка”
Группа “Городецкая роспись”
Наши гости, которые помогут нам своими улыбками и я, ваш вечный спутник и помощник.
Градусник настроения. “Рис.№1”
Дорогие ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Прислушайтесь к себе, отметьте свое настроение на градусниках и сдайте их дежурному.
Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие.
- Как вы думаете, ребята, а у нас, на Кубани, развивается художественный народный промысел?
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие)
- А что умеете вы делать? Какие кружки посещаете? (ответы учеников)
- Объяснить постановку тире в предложении: “ Хохлома – это вид древнерусского творчества ”.
пр…родный орнамент иску…ный мастер
с затейл…вым узором праз…ничный наря…
деревя…ые изделия ярк… ж…вопись
красо…ая роспись маленьк… ч…до
глиня…ая игрушка
Спасибо!!! Пусть эти слова помогут вам в описании изделия.
- Ребята, а кто создал такие чудесные произведения художественного народного промысла? (искусные мастера, добрые, приветливые и трудолюбивые люди).
- Какие пословицы о труде вам известны?
Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Красна птица перьями, а человек уменьями.
Хорошая работа два века живет
Каждая команда получает по пословице, читает и объясняет смысл.
6. Работа над планом сочинения – описания:
Произведение какого художественного народного промысла вы будете описывать? Что вам о нем известно?
Описание изделия:
Материал;
Форма;
Цвет;
Орнамент (рисунок, узоры)
Какое настроение передает изделие?
7. Учитель: - Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?
Вывод: Мастера воспевают красоту мира!
Учитель: - Ребята, а теперь обобщите свои наблюдения и напишите сочинение (можно в прозаической и в стихотворной форме)
Желаю успеха!!!
8. Учащиеся работают над сочинением – описанием произведения своего вида декоративно-прикладного искусства. (Под музыкальное оформление. 15 минут)
9. Проверка работ. 1 человек от каждой группы читает свой вариант сочинения-описания, а остальные слушают, затем дополняют своего собеседника.
10. Учитель: - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
Вопросы: О чем говорили?
Что повторили?
Чему научились?
Что чувствуем?
Отметьте в своих градусниках настроение в конце урока.
Спасибо. До следующей встречи.
ПОСЛОВИЦЫ
Без труда нет добра.
Трудовая копейка впрок идет.
Без труда нет плода.
С песней и труд спорится.
Без труда и отдых не сладок.
Была бы охота, а работа найдется.
Рукам – работа, душе – праздник.
Не откладывай дело в долгий ящик.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Гжельская керемика, изделия керамических предприятий в районе с. Гжель ( Раменский район Московской области). Во второй половине XVIII в. “черные” и “муравленые” гончарные изделия сменяются майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В XIX в. производились фарфор и полуфаянс. Традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в пос. Турыгино (изделия с сочной синей росписью по белому фону).
Городецкая роспись - яркая, лаконичная. Ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, жанровые сценки. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента.
Дымка. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки.
И вот веселый товар уже на лотках и прилавках. Охотно разбирают их и взрослые и дети.
Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так каждый год. Много-много лет. Свое уменье бабки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, - художественные мастерские дымковской игрушки.