Сочинение-описание произведений народного промысла

Разделы: Русский язык, Литература, Администрирование школы


Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся об описании как типе речи;
  2. развивать умения правильно употреблять имена прилагательные в речи;
  3. развивать монологическую речь учащихся;
  4. развивать умения учащихся работать в группах;
  5. обогатить словарный запас ребят.

Ход урока:

  1. Учитель: - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с прекрасным. Наша задача – оценить произведения народных умельцев России. Работаем по группам. Разрешите представить:
  2. Группа “Гжельская керамика”

    Группа “Дымковская игрушка”

    Группа “Городецкая роспись”

    Наши гости, которые помогут нам своими улыбками и я, ваш вечный спутник и помощник.

    Градусник настроения. “Рис.№1”

    Дорогие ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Прислушайтесь к себе, отметьте свое настроение на градусниках и сдайте их дежурному.

  3. Учитель: - Итак, в путь! (Запись числа, темы урока).
  4. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие.

    - Как вы думаете, ребята, а у нас, на Кубани, развивается художественный народный промысел?

    - Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие)

    - А что умеете вы делать? Какие кружки посещаете? (ответы учеников)

  5. Беседа с классом: - Дома мы с вами работали над текстом о Хохломе. Что это за вид художественного промысла?
  6. - Объяснить постановку тире в предложении: “ Хохлома – это вид древнерусского творчества ”.

  7. Объясните написание следующих слов:
  8. пр…родный орнамент иску…ный мастер

    с затейл…вым узором праз…ничный наря…

    деревя…ые изделия ярк… ж…вопись

    красо…ая роспись маленьк… ч…до

    глиня…ая игрушка

    Спасибо!!! Пусть эти слова помогут вам в описании изделия.

  9. Работа с пословицами.

- Ребята, а кто создал такие чудесные произведения художественного народного промысла? (искусные мастера, добрые, приветливые и трудолюбивые люди).

- Какие пословицы о труде вам известны?

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Красна птица перьями, а человек уменьями.

Хорошая работа два века живет

Каждая команда получает по пословице, читает и объясняет смысл.

6. Работа над планом сочинения – описания:

Произведение какого художественного народного промысла вы будете описывать? Что вам о нем известно?

Описание изделия:

Материал;

Форма;

Цвет;

Орнамент (рисунок, узоры)

Какое настроение передает изделие?

7. Учитель: - Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?

Вывод: Мастера воспевают красоту мира!

Учитель: - Ребята, а теперь обобщите свои наблюдения и напишите сочинение (можно в прозаической и в стихотворной форме)

Желаю успеха!!!

8. Учащиеся работают над сочинением – описанием произведения своего вида декоративно-прикладного искусства. (Под музыкальное оформление. 15 минут)

9. Проверка работ. 1 человек от каждой группы читает свой вариант сочинения-описания, а остальные слушают, затем дополняют своего собеседника.

10. Учитель: - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

Вопросы: О чем говорили?

Что повторили?

Чему научились?

Что чувствуем?

Отметьте в своих градусниках настроение в конце урока.

Спасибо. До следующей встречи.

ПОСЛОВИЦЫ

Без труда нет добра.

Трудовая копейка впрок идет.

Без труда нет плода.

С песней и труд спорится.

Без труда и отдых не сладок.

Была бы охота, а работа найдется.

Рукам – работа, душе – праздник.

Не откладывай дело в долгий ящик.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Гжельская керемика, изделия керамических предприятий в районе с. Гжель ( Раменский район Московской области). Во второй половине XVIII в. “черные” и “муравленые” гончарные изделия сменяются майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В XIX в. производились фарфор и полуфаянс. Традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в пос. Турыгино (изделия с сочной синей росписью по белому фону).

Городецкая роспись - яркая, лаконичная. Ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, жанровые сценки. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента.

Дымка. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки.

И вот веселый товар уже на лотках и прилавках. Охотно разбирают их и взрослые и дети.

Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так каждый год. Много-много лет. Свое уменье бабки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, - художественные мастерские дымковской игрушки.