Литература
-
Создание инновационного проекта "Перо Жар-птицы" из опыта работы учителей русского языка и литературы Пушкинского района ГБОУ лицея №408 2023
Этот год является Годом педагога и наставника, именно сейчас хочется поделиться опытом по созданию инновационного продукта. В самом начале возникают вопросы: «С чего начать? Как практику и теорию грамотно соединить в единый продукт? Как оформить материалы?» Именно этой проблеме и многим другим вопросам посвящается данная статья.
-
Создание коллажа как способ организации деятельности учащихся на уроке литературы 2010
Коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» «клиповому» сознанию современного человека. Использование коллажа в работе словесника - это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа, которая позволяет выявить новые способности у учеников – способности коллажного мышления.
-
Создание межпредметных коллективных проектов. Представление проекта "Красуйся, град Петров" 2012
Проект может быть использован на уроках литературы, истории и для самостоятельной подготовки учащихся. Полноэкранные презентации можно демонстрировать ученикам на уроке с использованием проектора или на ученических персональных компьютерах, оборудованных колонками или наушниками.
-
Создание онлайн-путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода» 2012
В статье поэтапно описано создание электронного путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода». Результат проекта – создание сайта и интерактивной карты.
-
Создание ситуации успеха на уроках литературы 2008
Как сделать урок литературы интересным в период адаптации учащихся 5-х классов и в начале основной школы.
-
Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий 2019
Цель разработки: описание видов деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении мероприятия внеурочной деятельности по литературе с использованием современных педагогических технологий, описанием форм и методов, способствующих созданию условий для раскрытия познавательных способностей, творческой самостоятельности и духовно-нравственного развития обучающихся. Содержит сценарий литературно-музыкальной композиции «Я, конечно, вернусь …», посвященной жизни и творчеству В.С.Высоцкого.
-
"Созданный миф лелея…", 5–6-е классы 2010
Педагогическая мастерская построения знаний. Урок проводится в 5–6-х классах после изучения темы «Славянская мифология».
-
Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.Бажова 2012
Урок знакомит учащихся со сборником сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Дает основные представления о месте событий (Урал и его сокровища), людях этого края. Прослеживает пирамиду мифических существ и их взаимосвязь с возрастными особенностями героев сказов. Дает четкое представление о жанре и его художественных особенностях.
-
Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения 2013
Материал позволяет расширить знания о древнерусской литературе; создает условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций; развивает аналитические умения и навыки обучающихся, помогает определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, проследить связь литературы и живописи, формирует положительные нравственные ориентации, воспитывает любовь к родному краю, к литературному наследию.
-
«Солнечный удар» Ивана Бунина. Мастерская построения знаний и творческого письма по биографии И.А. Бунина 2015
Мастерская по биографии И.А. Бунина формирует интерес старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Новая методическая форма изучения биографии эффективно воздействует на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
"Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры 2008
Представлена статья "Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры. Материалы данного урока можно использовать на заключительном уроке по творчеству Пушкина в 9-м классе, при изучении темы "Русская культура XIX века" по МХК, во внеклассной работе по литературе.
-
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в. 2012
На уроке выявляется роль сна как художественного приема в литературе, формируется умение расшифровывать символы сна для раскрытия идеи произведения проникновением в творческую лабораторию писателей. Цель урока: приблизиться к пониманию языка произведения, научится видеть подтекст и иносказание в художественном произведении.
-
"Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души 2005
Урок по теме «Cон Обломова» предназначен для 10-го класса. Он входит в систему уроков по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя одну из самых интересных и загадочных глав романа «Обломов», выявляя основные аспекты жизни обломовцев, ученики приходят к выводу о двойственной природе героя. Соединение поэтического сознания и бездеятельности, апатии в главном герое помогают учащимся глубже проникнуть в идею всего произведения, осознать многогранность трактовки самого Обломова.
-
Сонет в эпоху Возрождения 2009
Цели урока: познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкое распространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создать условия для творческой работы самих учащихся над завершением одного из сонетов Шекспира.
-
Сонет как вершина поэзии 2005
Поэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.
-
"Сонет как литературный жанр эпохи Возрождения. Ф.Петрарка и У.Шекспир" 2013
Цель урока: определить особенности сонета как литературного жанра; провести анализ развития жанра на протяжении эпохи; через интерпретацию поэтического текста учить видеть индивидуальность автора.
-
Сонеты Шекспира 2010
Цели урока: расширение читательского кругозора учащихся , выявление читательских впечатлений, развитие самостоятельности суждений и оценок.
-
Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина 2010
Учитель закрепляет в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом. Устанавливает ассоциативные связи между родной и русской литературой для выявления черт общности в двух литературах.
-
Сопоставительный анализ как средство формирования информационной компетентности на уроках литературы в старших классах 2010
Вначале обоснована актуальность темы, дано определение основным терминам, представлены две классификации ключевых компетентностей. Далее предложен опыт проведения учебного занятия по теме «Два мага в творчестве М.А. Булгакова»: сопоставительный анализ художественных образов профессора Преображенского и Воланда.
-
"Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классе 2010
Основной замысел моего урока заключается в формировании умений и навыков сопоставительного анализа лирических произведений. Для сравнения мы взяли произведение "Лесной царь" И.В. Гёте и В.А. Жуковского. Содержанию учебного материала соответствует тип урока (формирование умений и навыков) и форма урока (творческая мастерская). Способы организации учебного взаимодействия соответствуют принципам личностно-ориентированного подхода и задачам урока.
-
Сопоставительный анализ литературных произведений 2010
Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения 2005
Часто испытывая нехватку учебного времени, учителя, особенно молодые, недостаточное внимание уделяют литературному краеведению. Чтобы этого не произошло, предлагается проводить сопоставительный анализ тем, идей, образов, эпизодов произведений общеизвестных и местных авторов, рассматривая сначала обобщенный взгляд на проблему у классика, затем более частное восприятие у местного автора. В качестве примера предлагаются схемы анализа прозаических и поэтических текстов.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературы 2005
Герои Пушкина Германн, Алеко и Евгений Онегин стали предтечей героев – нигилистов в русской литературе второй половины XIX века. Автор показывает трудное движение человека к простым и понятным истинам, через какие испытания должен пройти человек, чтобы понять величие любви и дружбы. Пушкин впервые затронул тему злодеяния, тему преступления и показал, что преступление против человека ведет к отчуждению от общества, к душевному страданию и неизбежному наказанию за тщеславие, гордыню, грех убийства. Главное достояние гения Пушкина: он показал весь трагизм нигилистического сознания.
-
Сопоставительный анализ новеллы О.Славниковой "Статуя командора" и трагедии А.С. Пушкина "Каменный Гость". 11-й класс 2013
Одним из показателей современного литературного процесса является интерес к классическим сюжетам и переосмысление их с точки зрения современности. В статье дается представление об истории интерпретации сюжета о Доне Жуане в мировой литературе; проводится сопоставительный анализ рассказа О. Славниковой «Статуя командора» и трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость».
-
Сопоставительный анализ произведений о природе С.Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта 2012
Автор отдает предпочтение форме учебной деятельности, расширяющей сложившиеся представления. Это сопоставительный анализ близких по замыслу и эмоциональному восприятию произведений о природе С.Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта. Взаимосвязь уроков русской литературы с родной литературой или интеграция русской и родной литературы становится для учащихся одним из способов углубленного анализа и понимания национальной культуры.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2012
Объединены стихотворения темой, чертами романтизма, сходством композиции. Образный ряд стихотворения Пушкина рождает множество ассоциаций. Разнообразие художественных средств позволяет автору выразить духовный подъем лирического героя. В стихотворении Лермонтова образы и художественные средства отражают недостижимость для героя безграничной свободы, одиночество.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
В своей работе мы пытаемся помочь школьнику стать юным читателем, привить любовь к литературе через его собственное истолкование лирического текста; думается, только лирическое произведение способно пробудить в ребенке любителя поэзии, воспринимающего поэзию непосредственно, интуитивно.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
Аналитическое прочтение лирического текста всегда вызывает затруднение и в то же время представляет огромный интерес: «Суха, мой друг, теория всегда, но древо жизни процветает». Проведя сравнительный анализ двух стихотворных произведений, автор представляет свой собственный опыт их интерпретации.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" 2016
В статье представлено сопоставление двух тематически и идейно перекликающихся романтических стихотворений на основе образного, лексико-стилистического, морфологического, синтаксического анализа, а также анализа рифмы и ритма анализируемых произведений. Можно использовать при подготовке к олимпиаде по литературе, на факультативных занятиях, на уроке при обучении сопоставительному анализу лирических произведений.
-
Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова, Г.Р. Державина, Г.Тукая 2012
Анализ поэтических произведений является одним из самых сложных видов работы в национальной школе. Данная разработка направлена на выработку умений анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову; сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать литературными понятиями; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.