Литература
-
Сочинение - описание по картине А.А. Пластова "Летом". 5-й класс 2013
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования.
-
Сочинение в 8-м классе по картине Н.К. Сверчкова "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню" 2009
Целью данного урока является подготовка учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края; ознакомление с историей появления картины; привитие учащимся любви к своему народу и родному краю, формирование гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
-
Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина "Легкое дыхание") 2014
Сочинение – творческая работа. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста пригодится в любом деле. Общие рекомендации учителя по анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» будут полезны каждому, готовящемуся к ЕГЭ по литературе.
-
Сочинение по картине "Богатыри". 6-й класс 2011
Урок литературы в 6-м классе призван подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине, формировать у них речевые умения, отбирать материал и систематизировать его, строить сочинение в определенной композиционной форме.
-
"Сочинение – это просто". Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения 2011
Автор учит учащихся анализу стихотворения, воспитывает культуру письменной речи и публичных выступлений. Учащиеся совершенствуют навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
-
Сочинение-миниатюра "От А до Я" 2012
В статье автор акцентирует внимание на важности использования методов личностно ориентированной технологии при обучении школьников написанию сочинений-миниатюр. Они развивают воображение и творчество учащихся, способствуют развитию самосознания, укрепляют и развивают веру в себя, в свой творческий потенциал.
-
Сочинение-описание произведений народного промысла 2004
1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.
-
Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитекруры (Собор Василия Блаженного) 2011
Любой урок подготовки к сочинению – это не только формирование речеведческих навыков, но и подготовка к раскрытию души. При выполнении данного вида работы предполагается, что ученик должен опираться на свои фоновые знания, которые характерны для жителей нашей страны, которые вызывают сходные ассоциации и представления.
-
Сочинение-отзыв о книге на уроках литературы в старших классах 2020
Мы учимся. Учимся читать, думать, писать, видеть незаметное, ощущать неощутимое. Человеку свойственно делиться своими мыслями о прочитанной книге, впечатлениями о просмотренном фильме, и эти впечатления бывают разными. Это рождает споры, которые интересны лишь в том случае, если человек может обосновать свое мнение. Школьники учатся обосновывать свое мнение в сочинении-отзыве, потому что в его основе лежит не только передача своего впечатления, но и анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных особенностей.
-
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс 2012
На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
-
Сочинение-рассуждение публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Б. Васильева «В списках не значился…» 11-й класс 2015
Урок развития речи предполагает комплексный анализ повести Б. Васильева «В списках не значился», учит писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ, составлять и отбирать необходимые материалы.
-
Сочинения различных жанров (практические рекомендации) 2012
В статье на примерах (все сочинения написаны автором) показаны особенности каждого жанра. Эти сведения не только имеют образовательную цель, но и предполагают практическое применение. Нам часто приходится излагать свои мысли письменно: писать дружеское послание, вести личный дневник или деловые записи, отражать события во время путешествия, составлять рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм.
-
Сочинения-миниатюры на основе цитат (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2013
В статье рассматриваются особенности сочинений-миниатюр на основе цитаты (на примере романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"). Выделяются следующие виды миниатюр: дополнение, штрихи к портрету, комментарий, размышление, дискуссия, истолкование. Комментируются учебные задачи миниатюр. Приводится пример включения сочинения-миниатюры в урок по теме: "Образ Наташи Ростовой".
-
Сочинялки (урок-игра) 2010
На уроке детям объясняется, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.
-
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Комбинированный урок по литературе в 7-м классе призван научить анализировать описания природы на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», служит формированию умения строить текст-описание, развитию способности сознательного использования языковых средств текста в собственной речи.
-
"Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок-исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2009
Урок литературы в 5-м классе по рассказу В.П. Астафьева. Учебный материал организован таким образом, чтобы ученики имели возможность реализовать себя, продемонстрировать творческие способности, взаимодействовать и с учителем, и между собой в творческих группах.
-
Спектакль-воспоминание "Ленинградский метроном" (сценарий и постановка) 2010
Главная цель спектакля – разбудить в детях интерес к истории Родины, к самым трагическим и героическим страницам истории родного города, перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю города с историей отдельно взятой семьи, чтобы память о блокаде жила и передавалась из поколения в поколение.
-
Специфика изучения лирической поэзии в старших классах. Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"). 2018
Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется: знаниями, эмоциональной отзывчивостью, художественным воображением. Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.
-
Специфика имени "Лиза" в контексте повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2012
Автор знакомит учащихся с историческими корнями имени "Лиза". Сравнивает имя "Лиза" в историческом и символическом контекстах. "Свойственность" и "несвойственность", "собственность" и "нарицательность" в имени главной героини повести.
-
Специфика портрета Чичикова в поэме Н.В. Гоголя "Метрвые души" 2012
Целью данной статьи было проследить специфику изображения Гоголем портрета центрального героя поэмы «Мертвые души». Покажется странным, что писатель не дает портрета в общепринятом понимании, а раскрывает характер героя другими средствами.
-
Спецкурс "Принципы нравственности и гуманизма в литературе" 2011
Спецкурс разработан в соответствии с духовно-нравственными требованиями сегодняшнего дня и способствует воспитанию полноценных граждан демократического общества. Все тексты, входящие в спецкурс, объединены общей гуманистической философской проблематикой и способствуют адаптации принципов гуманизма и нравственности в формирующейся философии учащихся, осознанию ими этических норм Международного гуманитарного права.
-
Спешите делать добро (году театра посвящается). Мюзикл “Буратино” 2019
История о приключениях деревянного мальчика, созданная А.Н.Толстым почти 100 лет назад, актуальна и сегодня. Мы решили по-своему рассказать зрителям сказку о Буратино и его друзьях. Песни советской эстрады и хиты 21 века, зажигательные танцы – основа сюжета. Юный зритель погрузится в атмосферу сказки А.Н.Толстого, а старшее поколение по достоинству оценит современное прочтение книги.
-
Спешите делать добрые дела (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2005
Урок "Спешите делать добрые дела" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 8-го класса. Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.
-
"Спешите делать добрые дела…" Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Счастливый Принц". 6-й класс 2014
Творчество Оскара Уайльда считается одной из ярчайших страниц мировой литературы. Любая сказка писателя может стать толчком к рождению человечности, поводом к серьезным размышлениям о человеке и его позиции. Почему выбрана именно сказка «Счастливый Принц»? Потому что в ней, может быть, более чем в других звучит мысль о счастье делать добро, о том, как это важно сделать вовремя, причем она не становится нравоучением, а красиво и искусно вплетена в повествование, что к ней нельзя не прийти.
-
"Сплошное сердце". Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка". 10-й класс 2011
Цель статьи – показать опыт литературно-лингвистического анализа работы со стихотворным текстом. Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки.
-
Спор М. Горького и Л. Андреева о человеке, России и будущем 2005
Уроки - диалоги строятся по единой схеме: чтение и анализ произведений разных писателей с похожей судьбой, с общей темой или по-разному рассматривающими тот или иной вопрос. Данные уроки интересны именно сравнением и моделированием диалога между одним художником слова и другим. Интересно находить общее и различное в мыслях авторов, комментировать самостоятельно то, что понял, находить и приводить аргументы в доказательство собственных мыслей, тем самым учиться сопоставительному анализу и внимательному чтению.
-
Спор поколений в "Дорогой Елене Сергеевне" (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова) 2010
Занятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской. Учащиеся изучают историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», определяют, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма, выделяют и сравнивают характер эпохи, явственно проглядывающийся в пьесе и фильме. Также рассматривают проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма и сравнивают портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым. Урок может использоваться преподавателями русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.
-
Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза" 2009
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной, 10-й класс. Занятие предполагает работу в группах, работу с документами, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
-
Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы 2005
Как сделать так, чтобы ученики участвовали в действии, название которому – урок литературы? Как получить обратную связь? Для того, чтобы помочь ученику справиться с поставленными перед ним задачами, была разработана система заданий, помогающих, на наш взгляд, понять произведение, его идею и, главное, суметь высказать свои мысли, выразить свое отношение. Выполняя разнообразные, порой нестандартные задания, ученик получает возможность «прорваться» сквозь текст, который он прочитал, а «что писать-то», не знает. После «прорыва» работа на уроке станет для него более доступной.
-
Способы активизации познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики ("научной" и "ненаучной"). Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.