"Сочинение – это просто". Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения

Разделы: Литература


Цель урока: обучение анализу стихотворения.

Задачи: повторить виды изобразительных средств , совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения, воспитывать культуру письменной речи и публичных выступлений.

Целевая группа: учащиеся 9–10 классов.

Приращение ЗУНК: формирование литературоведческих компетенций , связанных с анализом поэтического текста , формирование коммуникативных компетенций, связанных с умением публично представлять результаты работы группы.

Продолжительность – 1 урок

Оборудование: бумага, маркеры, памятка анализа стихотворения, раздаточный материал, картинки для проведения рефлексии.

Организация учебного пространства: парты расставлены по краям кабинета так, чтобы за ними размещалась группа из 6-7 человек, на столах бумага, маркеры, скотч, памятки и раздаточный материал. Стулья стоят полукругом. Учащиеся занимают места на стульях в произвольном порядке.

Методический комментарий.

Предполагаемый план условен, последовательность частей анализа и их наполненность может зависеть от уровня подготовленности учащихся. Так можно отработать с классом задания каждой из групп на отдельном стихотворении. Предложенный план урока ориентирован на подготовленный класс и является уроком-практикумом с использованием активных методов обучения.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный этап.
Учитель приветствует учеников и предлагает занять места на стульях в произвольном порядке. При входе ученики берут карточки разного цвета или конфеты в разноцветных обертках. (Карточки или конфеты помогут разделить учащихся на группы. Метод случайных групп)
Этап целеполагания. Актуализация.
– Испытывали ли вы страх, беспокойство перед сочинением?
– Если точно знать, что и как делать, будет ли работа над сочинением проще?
Ученики отвечают “Да”, на уровне нейролингвистики принимая работу на уроке как нужную и важную для каждого из них.
Изучение базовых знаний проводится с применением активной формы работы с удивительным названием “Стриптиз”. Цель метода – проверить обязательные знания учащихся, активизировать работу школьников. На доске скрыты записи. Ученики, постепенно отвечая на вопрос “что должно быть в сочинении”, указывают на структуру сочинения, а учитель открывает необходимые части записи. Ученики отвечают на вопрос:

– вступление, основная часть, заключение;
– основной части нужно показать понимание текста и знание теории;
– вступление и заключение должны соответствовать теме и быть соразмерны основной части сочинения.

Итак, мы установили, что должно включать сочинение. Прошел ли страх перед сочинением? Если пока еще нет, нужно отработать навык анализа. Предлагаю разбиться на группы. Ученики разбиваются на группы в соответствии с выбранной в начале урока бумажкой.
Этап формирования навыка
Сегодня мы будем анализировать стихотворение А.С.Пушкина “Сожженное письмо”. Некоторые из вас учили его наизусть. Прочитайте стихотворение выразительно.

(Возможно использование романса на слова Пушкина. Я планирую предложить учащимся ролик романса в исполнении Александра Гами. См. Приложение)

Один ученик читает стихотворение, или все слушают исполнение произведения из фонотеки.
Любое сочинение следует начинать со вступления. Оно не должно быть слишком большим, должно вводить в тему, а не быть самостоятельным целым. Давайте посмотрим в памятку (см. Приложение 2), какие виды вступления я рекомендую. Ученики зачитывают по памятке виды вступлений.
На ваших столах лежат справочные материалы, которые могут стать основой одного из видов вступления, прочитайте материалы, подумайте, какое вступление они могут помочь создать. Уместно ли будет это вступление к сочинению по данному стихотворению. Ученики читают рабочие материалы, пишут вступление к сочинению, оценивают его целесообразность.

Результаты работы ученик представляют классу.

Делается вывод о том, какое вступление и почему будет лучше. Вывод записывается учениками на лист рабочих материалов.

Существуют разные подходы к анализу стихотворения. Сейчас каждая их групп попробует пойти своим путем анализа. Это поможет нам понять каждый из предложенных методов и оценить их эффективность. Ученики работают в группах. Карточки (См. Приложение 1) составлены так, что группа в процессе работы может делать все вместе или распределить задания между участниками группы.

Группы представляют свои наработки классу.

Релаксация
Упражнение – релаксация “Тонкая бумага”.

Цель – создание атмосферы в классе. Настрой на творчество. Ученик садятся на стуле прямо, закрывают глаза, лист бумаги держат в руках перед собой. Учитель предлагает ученика сложить лист вдвое, оторвать маленький кусочек бумаги на линии сгиба, сложить лист еще раз, оторвать на линии сгиба, повторить еще несколько раз. После этого ученики открывают глаза, разворачивают листы.

– Поглядите на листки: нет двух одинаковых, а ведь бумага была одинаковая и делали вы одно и то же. Так и сочинения, вы пишете по одному тексту, но работы у вас должны получиться разные.

Ученики рассаживаются в полукруг, так, как они сидели в начале урока. Каждый ребенок получает лист тонкой бумаги и выполняет указания учителя.
Домашнее задание
– Я предлагаю вам дома написать сочинение – анализ стихотворения А.С.Пушкина. Это может быть “Сожженное письмо” или другое стихотворение, выбранное вами. Ученики записывают задание на дом.
Рефлексия
Метод “Мясорубка”.

На доске висят три картинки: чемодан, мясорубка, мусорная корзина. Ученик, покидая кабинет, приклеивают стикер на картинку, отмечая тем самым значимость урока. Значение картинок поясняется учителем заранее. Чемодан – возьму с собой, урок полезен. Мясорубка – надо подумать, переработать. Корзина – урок не помог.

Ученики отмечают значимость урока.