На уроках обучения сочинению мы часто говорим о том, что необходимо научиться излагать свои мысли. Письменные работы – прекрасная тренировка и для пятиклассников и для одиннадцатиклассников.
Иногда учащиеся считают, что для написания сочинения достаточно знать содержание и проблемы художественного произведения. Конечно, это необходимое условие для создания творческой работы, но этого совершенно недостаточно! За этим стоит целый список ошибок в умении оформлять свои мысли: неточное или неполное раскрытие темы, отсутствие логики, повторы, «плохой» стиль, неоригинальность. Таким образом, второе условие написания сочинения – умение четко, интересно выстроить ответ, изложить мысли по-своему и не уйти от темы.
Работа по расположению материала для учащихся, по-прежнему, остается сложным вопросом. В методической литературе представлены различные формы работы над сочинением, но разновидность данного материала приводит к невозможности выделить что-то одно, действительно подходящее для всех без исключения.
Хотелось бы поделиться небольшим опытом работы по изобретению содержания текста на уроках. Взяв за основу методические рекомендации, предложенные авторским коллективом кафедры лингвистики ИРРО (Екатеринбург) Д.И.Архаровой, Т.А. Долининой, Н.А.Юшковой, на занятиях русского языка, литературы и риторики при работе над созданием текста я использую логограф. Логограф – это схема доказательств основной мысли только к основной части работы (вступление – логограф - заключение).
Если говорить о технологии, то формы и методы работы, основанные на принципах педагогики взаимодействия: групповая и коллективная, в основе которых лежат субъект-субъектные отношения, способны пробудить к творчеству даже самого ленивого.
Сдвиги в обучении происходят только благодаря технологии интерактивного обучения!
Итак, учащиеся делятся на группы (иногда учитель сам формирует их, разумеется, без ведома детей), далее идет обсуждение темы сочинения согласно плану урока. После идет работа в группе по составлению логографа, а уж потом каждый учащийся творит, опираясь на предложенный план. Учитель предлагает свою помощь по мере необходимости. В старших классах учащиеся уже составляют логические схемы самостоятельно.
Прежде, чем построить логограф, учащиеся должны четко разграничивать типы речи (Приложение 1).
Методика обучения была встречена моими учениками неоднозначно. Кому-то такая форма показалась трудной, «слишком заумной», непонятной. Другие увидели в ней множество преимуществ по сравнению с традиционным планом написания сочинения.
Шестиклассники приняли данную методику на ура и радуются каждому занятию, на котором строим логограф. Особенно им нравится выполнять такую работу в группах или парах: логограф чертят вместе, а по нему уже пишут сочинение самостоятельно. Итог великолепный! Даже безнадежные двоечники, подключившись к работе и увидев собственный результат, искренне удивлялись: я, оказывается, тоже умею писать сочинение! На мой вопрос, разве вы написали бы по-другому по обычному плану, слышу: конечно, нет! Нужно отметить, что после работы в группах по логографу начали говорить и те, кто привык отмалчиваться на уроках. Дети учатся видеть свои и чужие успехи и промахи. Равнодушных на всех этапах работы не бывает. Интересно, что те учащиеся, письменные работы которых были не совсем удачными, активно работают в группах, хорошо отвечают устно. Наблюдение за подобной работой дает мне богатый материал для дальнейшей педагогической деятельности. Добавлю, что творческие работы и сочинения стараемся писать в классе, чтобы исключить списывание чужих мыслей и (иногда неудачную) помощь взрослых. На мой взгляд, после знакомства с подобной формой работы у детей исчезает боязнь чистого листа бумаги, и они, в большинстве своем, легко и непринужденно творят свое произведение.
Старшеклассники к методике использования логографа отнеслись критически, несерьезно, безразлично. Я долго доказывала выгодность этой формы работы, и вот уже через месяц пятеро все же поменяли гнев на милость и по-новому взглянули на «скучные, ненужные схемы». Путем проб и ошибок, путем горячих споров и открытий мы на факультативе движемся к заветной цели: к выпускному сочинению! Остальные упрямо конспектируют чужие труды из бестселлера «200 лучших». Что ж, каждый выбирает по себе.
В, целом, я считаю, что особых затруднений построение логографа не вызывает. Сильная сторона работ учащихся – умение держать основную мысль на протяжении всего текста. Ребята четко усвоили структуру: если уходишь от темы, логограф получается «скособоченным». Школьники умеют приводить в качестве примеров достаточно значимые аргументы, чувствуют логику рассуждения. Из недостатков можно выделить самый распространенный: есть доказательство выдвинутого тезиса, но ученик не чувствует, что нарушена последовательность в рассуждении. Некоторые схемы выполняются на эмоциональном уровне и не отражают основную мысль. А вот что говорят сами ребята:
«Сразу представляю скелет своего сочинения. Так легче».
«Я так радуюсь, что мой логограф съезжает в сторону – сразу видно, что ушла от темы».
«С помощью логографа мне проще держать основную мысль текста и внутри головы и снаружи».
«Мне, например, очень трудно его составлять, сразу пугаюсь: а вдруг неправильно!»
«Иногда он получается кривобоким, но это недостатки только моего ума».
«Конечно, пусть логограф используют те, кому он помогает, мне все равно»
«В любом случае, о логографе надо говорить, объяснять, как с ним работать».
Итак, мои учащиеся включились в работу по построению логографа. Впереди еще много побед и поражений, но главное, я считаю, ребята по достоинству оценили данную форму обучения сочинению. Такая работа оказывает положительное влияние и на учебно-воспитательный процесс: свои знания по составлению связного текста учащиеся применяют и на других уроках, что позволяет снять некоторые проблемы при подготовке к занятиям.
В качестве примера приведу логограф, составленный по теме сочинения «Допрос во дворце Ирода Великого». Цель данной работы: показать, что, по мнению М.А. Булгакова, невозможно торжество справедливости, пока есть человеческие пороки: подлость, гордыня, чинопочитание.(Приложение 2)