Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и А.Фета

Разделы: Литература


Цели урока:

1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений

Ход урока

1. Вступительное слово.

Хочу начать урок с загадки.

Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.

А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)

  • Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.

2.

Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”

Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;

Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.

Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.

Береза.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Выразительно прочитайте стихотворения.

Какова тема?

– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)

…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.

Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.

  • Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?

– притяжательное местоимение мой

  • А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
  • Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…

  • Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…

– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…

Учитель: Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.

(На проекторе)

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.

У Есенина – принакрылась

У Фета – разубрана

– В чем разница? Прокомментируйте.

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась

О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?

Прихоть – капризное желание, причуда.

– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.

Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию

Отличаются ли по настроению березы?

У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.

У Фета печальная, ее не радует зимний наряд

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

– Сравнения.

У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”

У Фета – “как гроздья винограда”

– Эпитеты:

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.

Какой еще образ возникает в стихотворениях?

– Он оттеняет красоту берез.

– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)

Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?

Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:

…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.

Итак:

  • Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
  • А в чем различие?
  • Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

3.

Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.

На проекторе:

Люблю березу русскую,
То ………, то ……….,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
…………, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………….
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев)

Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.

4.

Представьте себя художником.

Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.

С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?

– ярких, белых, голубых, серебристых…

  • Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?

Вывод:

Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.

Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.

5.

Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.

Презентация