Литература
-
Сонеты Шекспира 2010
Цели урока: расширение читательского кругозора учащихся , выявление читательских впечатлений, развитие самостоятельности суждений и оценок.
-
Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина 2010
Учитель закрепляет в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом. Устанавливает ассоциативные связи между родной и русской литературой для выявления черт общности в двух литературах.
-
Сопоставительный анализ как средство формирования информационной компетентности на уроках литературы в старших классах 2010
Вначале обоснована актуальность темы, дано определение основным терминам, представлены две классификации ключевых компетентностей. Далее предложен опыт проведения учебного занятия по теме «Два мага в творчестве М.А. Булгакова»: сопоставительный анализ художественных образов профессора Преображенского и Воланда.
-
"Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классе 2010
Основной замысел моего урока заключается в формировании умений и навыков сопоставительного анализа лирических произведений. Для сравнения мы взяли произведение "Лесной царь" И.В. Гёте и В.А. Жуковского. Содержанию учебного материала соответствует тип урока (формирование умений и навыков) и форма урока (творческая мастерская). Способы организации учебного взаимодействия соответствуют принципам личностно-ориентированного подхода и задачам урока.
-
Сопоставительный анализ литературных произведений 2010
Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения 2005
Часто испытывая нехватку учебного времени, учителя, особенно молодые, недостаточное внимание уделяют литературному краеведению. Чтобы этого не произошло, предлагается проводить сопоставительный анализ тем, идей, образов, эпизодов произведений общеизвестных и местных авторов, рассматривая сначала обобщенный взгляд на проблему у классика, затем более частное восприятие у местного автора. В качестве примера предлагаются схемы анализа прозаических и поэтических текстов.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературы 2005
Герои Пушкина Германн, Алеко и Евгений Онегин стали предтечей героев – нигилистов в русской литературе второй половины XIX века. Автор показывает трудное движение человека к простым и понятным истинам, через какие испытания должен пройти человек, чтобы понять величие любви и дружбы. Пушкин впервые затронул тему злодеяния, тему преступления и показал, что преступление против человека ведет к отчуждению от общества, к душевному страданию и неизбежному наказанию за тщеславие, гордыню, грех убийства. Главное достояние гения Пушкина: он показал весь трагизм нигилистического сознания.
-
Сопоставительный анализ новеллы О.Славниковой "Статуя командора" и трагедии А.С. Пушкина "Каменный Гость". 11-й класс 2013
Одним из показателей современного литературного процесса является интерес к классическим сюжетам и переосмысление их с точки зрения современности. В статье дается представление об истории интерпретации сюжета о Доне Жуане в мировой литературе; проводится сопоставительный анализ рассказа О. Славниковой «Статуя командора» и трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость».
-
Сопоставительный анализ произведений о природе С.Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта 2012
Автор отдает предпочтение форме учебной деятельности, расширяющей сложившиеся представления. Это сопоставительный анализ близких по замыслу и эмоциональному восприятию произведений о природе С.Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта. Взаимосвязь уроков русской литературы с родной литературой или интеграция русской и родной литературы становится для учащихся одним из способов углубленного анализа и понимания национальной культуры.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2012
Объединены стихотворения темой, чертами романтизма, сходством композиции. Образный ряд стихотворения Пушкина рождает множество ассоциаций. Разнообразие художественных средств позволяет автору выразить духовный подъем лирического героя. В стихотворении Лермонтова образы и художественные средства отражают недостижимость для героя безграничной свободы, одиночество.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
Аналитическое прочтение лирического текста всегда вызывает затруднение и в то же время представляет огромный интерес: «Суха, мой друг, теория всегда, но древо жизни процветает». Проведя сравнительный анализ двух стихотворных произведений, автор представляет свой собственный опыт их интерпретации.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
В своей работе мы пытаемся помочь школьнику стать юным читателем, привить любовь к литературе через его собственное истолкование лирического текста; думается, только лирическое произведение способно пробудить в ребенке любителя поэзии, воспринимающего поэзию непосредственно, интуитивно.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" 2016
В статье представлено сопоставление двух тематически и идейно перекликающихся романтических стихотворений на основе образного, лексико-стилистического, морфологического, синтаксического анализа, а также анализа рифмы и ритма анализируемых произведений. Можно использовать при подготовке к олимпиаде по литературе, на факультативных занятиях, на уроке при обучении сопоставительному анализу лирических произведений.
-
Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова, Г.Р. Державина, Г.Тукая 2012
Анализ поэтических произведений является одним из самых сложных видов работы в национальной школе. Данная разработка направлена на выработку умений анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову; сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать литературными понятиями; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.
-
Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и А.Фета 2012
Цели урока: научить детей сопоставлять поэтические тексты; способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
-
Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2007
Урок литературы для 9-го класса. На уроке проводится сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале".
-
Сопоставительный анализ текста как средство формирования читательского интереса на уроках литературы 2014
Анализ художественного текста как вид учебной деятельности развивает представления учащихся о прекрасном в языке и мире. Сопоставительный анализ способствует изучению приемов индивидуально-авторского использования языковых средств, повышению культуры слова, расширению знаний учащихся о том, что слово - это средство создания словесно-художественного образа.
-
Составление логических схем при подготовке к сочинению 2007
Иногда учащиеся считают, что для написания сочинения достаточно знать содержание и проблемы художественного произведения. Конечно, это необходимое условие для создания творческой работы, но этого совершенно недостаточно! За этим стоит целый список ошибок в умении оформлять свои мысли: неточное или неполное раскрытие темы, отсутствие логики, повторы, "плохой" стиль, неоригинальность. Таким образом, второе условие написания сочинения - умение четко, интересно выстроить ответ, изложить мысли по-своему и не уйти от темы. Работа по расположению материала для учащихся, по-прежнему, остается сложным вопросом.
-
Составление программы поэтического концерта "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.З. Суриков" 2011
На уроке учащиеся обращают внимание на художественно-образное содержание текста, чтобы глубже понять авторский замысел.
-
Составление сценария по прочитанному произведению. И.Бунин "Темные аллеи" 2014
Составление киносценария по прочитанному произведению как форма сегодня актуальна и очень востребована. В данной разработке учителя смогут найти готовый материал, универсальный для работы по любому произведению. Урок для 8-го класса разработан в соответствии с новой программой по литературе И.Сухих.
-
"Составление характеристики Остапа и Андрия. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"" 2013
На итоговом уроке учащимся предлагаются вопросы для повторения ключевых моментов повести. Перед учащимися встают проблемные вопросы, ответы на которые предстоит обсудить. В домашнем сочинении предлагается выразить собственное мнение и видение вопроса об истоках героизма и предательства героев повести. В финальной части урока ученики ищут похожие примеры и сравнивают финалы произведений, что может найти отражение в сочинении.
-
Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика на уроках литературы 2022
Организация творческого пространства урока литературы – это своеобразный диалог. Художественные произведения так или иначе интерпретируются, а это и есть творчество. Такая организация очень важна, потому что у обучающихся формируются коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. На первом этапе использую кейс-технологию с целью привлечения внимания к чтению художественного произведения. Уверена, если нет читательского опыта, то нельзя анализировать текст, невозможно увидеть красоту художественного произведения, читатель не сможет насладиться искусством слова. Этот метод работы дал хороший результат, так как начали читать те ученики, которые вообще не читали художественную литературу. Данная технология апробирована мною в течение пяти лет.
-
Сохранение и развитие детских фольклорных традиций башкир в современных условиях 2021
Цель: изучение современных проблем сохранения и развития детского фольклора башкир на основе анализа актуальных исследований теории и практики феноменов духовной культуры.
-
"Сохрани мою речь…" (О.Мандельштам). Литературно-музыкальная композиция, посвященная Серебряному веку русской поэзии 2007
Композиция даёт возможность закрепить понятие "Серебряный век", проникнуться атмосферой Серебряного века русской поэзии, ощутить его живую связь с современностью, способствует формированию вкуса, развитию кругозора, воспитывает интерес к музыкальной культуре.
-
"Сохраним родную природу!". Конкурс презентаций 2011
В работе дается материал из урока родной (якутской) литературы в 8-м классе по прохождению раздела «Родина». Дается отрывок из урока – выступление учителя по проблеме экологии, бережного отношения к родной природе. Основной целью является выработка интереса к проблемам экологии у ребят, беспокойства за состояние родного края, развитие экологического сознания ребёнка.
-
Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией В.М. Гаршина, идейно-смысловым и художественным содержанием сказки "Attalea Princeps"; создаются условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, развития устной речи, образного и логического мышления, развития творческих способностей учащихся.
-
Социальная коллизия повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 2009
Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой подготовкой. Учащимся предлагается осветить следующие темы: историческая справка о времени написания повести, рассказ о популярных карточных играх 19 века. Обязательной является и словарная работа, подобрается цитатный материал для характеристики Германа и Лизы. В процессе урока заполняются обобщающие таблицы, что учит компактному расположению материала и умению сопоставлять. Формулируется вывод о том, что в повести звучит новая для русской литературы тема большого города с его социальными различиями.
-
Социальные проблемы села в рассказе Б.Екимова "Фетисыч" 2013
В основе урока анализ произведения современной литературы. Урок формирует умение видеть социальные проблемы современного общества и находить смособы решения. Главный путь спасения вымирающих деревень, пассивности социума ‒ воспитание ответственности за все, что делается в России.
-
Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов 2008
Урок представлен в виде сравнения двух направлений советского искусства ХХ века: соцреализма и соц-арта. Благодаря наличию большого количества изобразительного материала и использованию современного оборудования для его демонстрации, учащиеся самостоятельно формулируют через подводящий диалог выводы и сравнительные оценки на основании увиденного. Дети учатся отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, использую свои знания и новую информацию, полученную на уроке.
-
Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. Тютчева 2012
Урок проводится по программе Г.И. Беленького. В течение урока предусмотрены различные виды деятельности, что способствует изучить достаточно объёмный материал. В разработке данного урока приведено выступление учащихся одной группы.