Литература
-
«Собака бывает кусачей…» По рассказу Л. Андреева «Кусака», урок литературы. 7-й класс 2015
Для работы на уроке используется рассказ Л. Андреева «Кусака». В ходе урока учащиеся приобретают навыки анализа художественного текста.
-
События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" 2007
Цель урока: развитие понятия идеи произведения и разных способов её выражения (нехарактерность прямой формулировки идейного смысла для художественной литературы).
-
Совершенствование коммуникативных умений и навыков старшеклассников 2012
В статье предложена система заданий и упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русской литературы. Разбив условно всю систему заданий на 4 группы, автор статьи показывает постепенное усложнение деятельности учащихся (от первой группы к последней), развивающее личностные качества учащегося, связывающие его с социумом, с жизнью.
-
Совершенствование навыка анализа лирического произведения 2011
На уроке учащиеся обращаются к творчеству поэта-философа Н.Заболоцкого. Урок является демонстрацией отдельных методических приёмов и способов организации уроков по анализу поэтического текста для учащихся выпускных классов. Урок предлагается для подготовки учащихся к итоговой аттестации как по литературе, так и по русскому языку.
-
Совершенствование навыков устной речи на уроках русского языка и литературы 2024
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам русского языка и литературы.
-
Совершенствование техники чтения в 5-х классах посредством дидактического материала 2011
Статья посвящена методам и формам обучения чтению, приводятся основные ошибки учащихся при обучении чтению. Также приводятся виды работ, на которые учителю следует обратить внимание при формировании навыков чтения и понимания прочитанного.
-
Совершенствование устной речи школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС 2023
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь. Речь появляется в раннем детстве в виде отдельных слов, затем, с возрастом, она постепенно обогащается. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи – важная задача учебного процесса.
-
Совмещенный урок (математика + литература) "Басни + уравнения + задачи на части". 5-й класс 2017
Представляю вариант совмещения уроков математики и литературы в 5-м классе по программе «Школа 2100» по темам «Басни» и «Задачи на части». В распечатках указываются номера страниц учебника математики С.А. Козлова, А.Г. Рубин, но и педагогам, работающим по другим программам, данный материал может служить отправной точкой для построения собственных разработок.
-
Современная литература о молодежи и для молодежи 2006
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными юношам и девушкам XXI века? Сотрудничество преподавателя литературы, городской библиотеки и киноцентра по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения по теме «Современная литература о молодёжи и для молодёжи» вызывает большой интерес у подрастающего поколения. Она создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, вызывает у подростков живой интерес, желание читать и обсуждать произведения отечественной литературы.
-
Современная образовательная технология творческих мастерских на уроках литературы. Творческая мастерская «Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» 2022
Цель мастерской: развить литературный вкус, научить размышлять над поставленными автором проблемами, формировать умение анализировать художественное произведение.
-
Современная русская литература "Автор, который заставил меня задуматься". Рубен Давид Гонсалес Гальего. "Белое на черном" 2011
Учитель воспитывает у учащихся гражданскую позицию, толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями. В процессе работы изучается биография писателя, закрепляются навыки работы с авторским текстом, даются рекомендации для самостоятельного чтения.
-
Современное прочтение избранных глав эпической трилогии К.Симонова "Живые и мертвые" 2013
Автор ставит следующие задачи: познакомить старшеклассников с романом «Живые и мёртвые», развивать навыки работы с текстом художественного произведения, что формирует умение мыслить аналитически. Работа включает в себя краткий обзор всех книг эпической трилогии, даёт трактовку смысла заглавия произведения и особенностей жанра, а также предлагает один из вариантов анализа избранных глав.
-
Современные образовательные технологии на уроках литературы "Творческая мастерская" 2008
Творческие мастерские помогают достичь целей филологического образования. Виды мастерских: обобщение, систематизация знаний, автор и творчество, исследования, система образов, комплексный анализ, экскурсия, поэтическая, интегрированная, психологическая, круг чтения. Использую ИКТ: слайд-фильм, интерактивный материал, контроль, самостоятельная поисковая, творческая, исследовательская, конкурсная работа, электронные словари, участие в проектах, Интернет-фестивалях.
-
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы 2014
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня образования. Для подготовки учащихся с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих ориентироваться в информационном пространстве, хорошо работать, адекватно оценивать свои достижения, необходимо использовать в обучении новые образовательные технологии.
-
Современные педагогические технологии в работе учителя 2008
Современный учитель должен изучить разнообразные педагогические технологии, применять на практике их элементы. Уроки планируются на основе принципов личностно-ориентированного обучения: личностное целеполагание; выбор; продуктивность обучения; ситуативность; рефлексия.
-
Современные технологии в обучении русскому языку и литературе (технология медленного чтения, технология «выращивания» слов) 2020
Цель работы: внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также развивать творческие способности школьников. Задачи: углубить представления учителей о действенных современных технологиями; побудить коллег к использованию в практике работы стратегий замедленного чтения и «выращивания» слов.
-
Современные технологии и инновационные формы работы в достижении образовательных результатов обучающимися по русскому языку и литературе 2022
Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность, т.к. мотивирует педагогов, активизирует самосознание, самообразование, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, то есть приводит в состояние напряженной активности педагога-исследователя. Несомненно, одна из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность обучающегося, метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, активность и изобретательность.
-
Современный урок в переходе на ФГОС 2012
Преподавание – это и искусство, и наука. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, – это устаревшая концепция в век информации, когда общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Поэтому необходимы формы и методы преподавания предмета, которые в данный момент могут быть более эффективными.
-
Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания 2006
Урок литературы должен включать аспекты и нравственного, и интеллектуального развития. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания, групповые формы, проблемные ситуации, практикумы, семинары. Реализацию вышеизложенных аспектов включает предлагаемая разработка урока литературы в 8-м классе на материале произведений А.С. Пушкина.
-
Современный урок литературы в контексте других искусствоведческих предметов 2003
Тезисы: Версия реализации идей гуманитарного образования через интеграцию предметов. Литература как центральное организующее звено. Постижение учениками языка различных видов искусства и развитие художественного мышления учащихся.
-
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС 2017
В статье представлено сравнение традиционного урока и урока в соответствии с ФГОС. Кроме методических изменений рассмотрены те перемены, которые должны произойти в сознании учителя. Статью необходимо рассматривать в комплексе с презентацией, т.к. она иллюстрирует представленный материал и облегчает его понимание.
-
Современный читатель. Урок русской литературы в 11-м классе 2005
Обобщающий урок по творчеству поэтов Серебряного века, построенный в форме презента-ции поэтических сборников, составленных учащимися, позволяет не только систематизиро-вать знания о поэзии Серебряного века, но и раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста близкого ему автора.
-
Согласные звуки [в, в'], буквы В,в 2021
Цели урока: познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
-
Содружество всех муз по теме: "Библия как древнейший памятник литературы" 2004
Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея представления о посланиях Павла...
-
Содружество звёзд ММОШ! 2021
На протяжении ряда лет педагоги активно проводят метапредметнае практики, курсы, уроки. И обычно-необычайные уроки в потоках по литературе, на сцене малого театра школы – ораторское искусство, навигация в географии, спорт и искусство в полном смысле слова. Познакомьтесь с творцами, которые играют необыкновенные роли.
-
Содружество искусств 2011
Цель элективного курса – провести сравнительный анализ произведений литературного творчества в сравнении с произведениями изобразительного искусства.
-
Создание диафильмов и анимационных фильмов на уроках литературного чтения, родной литературы, внеурочной деятельности 2024
Основным умением, которым должен овладеть ученик начальной школы – это умение работать с текстом. В своей работе я использую множество приемов работы с текстом, направленные на формирование читательской грамотности. Но, для лучшего усвоения текста, его проработки, на уроках необходимо использовать работу с рисунком. Рисунок – это средство мышления, реализация представления учащихся. Чем взрослее становятся дети, тем больше становится их потенциал. Поэтому возникла идея по созданию диафильмов и мультфильмов к произведениям программы.
-
Создание единого интегративного урочного и внеурочного пространства для формирования общекультурных компетенций учащихся на основе проектного метода 2013
В статье рассматривается история метода проектов в обучении, называются основные принципы метода. Дается пример метода на уроке литературы в 9-м классе.
-
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на примере урока литературы 2012
В ходе урока дети размышляют над рассказом Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», пытаясь выявить идейную значимость произведения. Урок проводится в виде беседы.
-
Создание и применение мультимедийного многоуровневого пособия на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях 2011
В работе раскрывается последовательность создания вместе с детьми электронного учебного пособия в качестве проектной работы. Применяется технология создания многоуровневой мультимедийной презентации PowerPoint с внутренними и внешними гиперссылками.