Сочинение - описание по картине А.А. Пластова "Летом". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: Подготовить учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования.

Задачи:

  • Формировать навыки составления описания картины.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Отрабатывать навыки работы в группе.
  • Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи.

Ход урока:

Перед уроком провести жеребьевку среди учащихся (на выбор три цвета, какой цвет выбрали, за тот стол садятся).

I. Организационный момент. Презентация (Приложение 1).

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

С музыкой (говорить слова, проходя между партами учеников и дотрагиваясь до них). Выглянуло солнышко, улыбнулось золотыми красками, коснулось лучиками ваших ладоней, дотронулось до каждого пальчика, потерлось о них упругой щечкой. Поцеловало и ... исчезло...

(Дети слушают музыку).

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какие картины вы представили, слушая музыку? (Поют птицы, шелест листвы и т.д.) Какое время года напоминает эта музыка?

Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете)

Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова “Летом”.

III. Постановка цели.

Посмотрите внимательно на эту картину.

Что привлекает вас в ней? (написана яркими красками, будто вся пронизана спокойствием, дает ощущение теплоты, интересные герои, корзина полная грибов и ягод, солнечная полянка).

Ребята, однажды с этой картиной произошло странное событие, исчезли герои: бабушка и внучка. Нам просто необходимо их вернуть.

Что нужно сделать, чтобы вернуть героев? (Мы должны описать картину)

Но не только описать картину, а постараться составить устное сочинение по этой картине. Это и будет задачей нашего урока.

IV. Организация подготовки восприятия картины

Чтобы наше описание состоялось, давайте проведем расследование, восстановим картину А.А.Пластова “Летом”. (Здесь надеваю полицейскую фуражку). Расследование, ребята, ведется тремя группами: следователи, опергруппа, криминалисты.

У каждой группы своя задача:

Возьмите в руки инструкции, это карточка желтого цвета. Прочитайте их и определите задачу вашей группы.

Следователи. Ваша задача осмотреть место происшествия. Дополнить данные с места происшествия. Доложить результаты через 3 минуты.

Задание на карточках. Вставить пропущенные слова.

Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая. Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки. Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветам; лиловыми колокольчиками.

Опергруппа. Ваша задача составить фоторобот исчезнувших героев.

Задание на карточках.

Распределить предложения, которые наиболее точно описывают бабушку и внучку. В красном платке обирает ягодки с сорванного кустика. С босыми ногами. Виднеется коса из-под косынки. В синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает. Присела отдохнуть рядом с собакой.

Криминалисты. Ваша задача собрать улики и сделать соответствующие выводы.

Задание на карточках. Собрать пазлы фрагментов картины: собака, кувшин, ведро, корзина. Описать предметы.

Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет. У нее густая светло-коричневая шерсть.

Кувшин - глиняный, коричневого цвета, наполненный ягодами.

Корзина – плетеная, с грибами.

Ведро - полное грибов.

Учитель: Справиться с данной задачей вам помогут карточки красного цвета и дружная работа в группе.

V. Словарно-стилистическая работа.

Учитель: Время вышло, доложить обстановку. (Выдержать паузу, чтобы привлечь внимание учащихся). Учащиеся выходят к доске.

Все остальные группы внимательно слушают и вносят информацию в протокол.

Ребята, сначала запишем слова и выражения о месте происшествия, т.е. о поляне.

После доклада следователей, картина начинает открываться.

А сейчас запишем в протокол слова и выражения, которые наиболее точно описывают наших героинь: бабушку и внучку.

После доклада опергруппы, картина открывается еще на одну часть.

Продолжаем заполнять протокол. Слушайте внимательно и заполняйте оставшиеся строчки в протоколе.

После доклада криминалистов, картина открывается полностью.

Учитель: Ребята, мы провели большую работу, собрали материал, который поможет нам описать картину А.А.Пластова “Летом”. Но ярким наше описание станет тогда, когда мы подберем эпитеты – прилагательные.

Игра. Синонимы.

  • Усталая – утомленная (бабушка)
  • Ослепительный – яркий (день)
  • Знойное – жаркое (лето)
  • Зрелые – спелые (ягоды)
  • Золотистые – желтые (лучи)
  • Смуглое - загорелое (лицо)
  • Радостное - веселое (настроение)

Физминутка.

Как прекрасен мир вокруг.
Оглянись, мой милый друг.
Вот картина, вот другая,
Галерея-то какая!!!!

Вопросы:

- Ребята, на какой картине изображен заросший ряской пруд?

- Величавые, корабельные сосны?

- Туман над рекой?

Встаньте, повернитесь лицом к картинам. Вы увидели репродукции картин. А настоящие картины вы можете посмотреть в Третьяковской галерее, которая находится в столице России – Москве.

Садимся и продолжаем работу.

VI. Составление плана сочинения.

Учитель: В этой галерее находится и героиня нашего урока - картина Аркадия Александровича Пластова “Летом”. Есть она и в ваших учебниках на странице 288.

Откройте её.

Мы собрали богатый материал, украсили его эпитетами. Теперь нужно навести порядок. Составить план. (Работа с доской).

Посмотрите на доску. Любое сочинение состоит из трех основных частей. Назовите их.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

А теперь обратите внимание на пункты плана. Прочитайте их.

- Что можно отнести к вступлению?

- О чем мы будем рассказывать в основной части сочинения?

- Чем закончим наше сочинение?

(Чем привлекательна картина) – это и есть главная идея художника.

- Почему и для чего Пластов написал эту картину?

В картине “Летом” (1954) А.А. Пластов воспел богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора ягод и грибов.

Учитель: У нас получился четкий план. Как хочется по нему написать сочинение!

Учитель: И очень важно для сочинения – подобрать художественное начало и концовку.

Я предлагаю вам поработать в группах. Возьмите синие листы, прочитайте и выберите понравившееся начало и концовку.

Задание: определить начало и концовку сочинения (Приложение 5).

VII. Устное написание сочинения.

Мы приближаемся к финалу нашей работы. Попробуем, используя собранный материал и план сочинения, устно описать картину.

(Имя ребенка), давай попробуем.

Умница! Ты превосходно справилась с описанием картины.

VIII. Итог урока. Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?

IX. Рефлексия. Герои нашей картины собирали ягоды. Соберем и мы. У вас на столах лежат ягодки красного и зеленого цветов. У меня на доске две корзинки.

Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то положите в корзинку красную ягодку.

Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую ягодку.

Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.

Молодцы, но я вижу, что не все готовы написать дома сочинение.

X. Домашнее задание.

Поэтому вы получаете разные домашние задания:

Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.

Написать сочинение по плану, используя собранную информацию и план, который мы составили.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами А.А.Пластова: “Я люблю нашу жизнь... Даже обыкновенные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать”.

Я желаю вам успехов в работе, умейте видеть и замечать!

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4