При подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) учитель-словесник обращает внимание учащихся на то, что часть С соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить объективный отбор наиболее сильных выпускников, проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. На основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. Поэтому готовиться к этой работе целесообразно с 5 класса, где закладываются основы написания сочинения-миниатюры.
В процессе обучения этой творческой работе (с 5 по 11 классы) совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (извлекать информацию из различных источников, умение осуществлять библиографический поиск, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Чтобы достичь положительного результата, нужно приложить много усилий, как учителю, так и ученику. Компетентный словесник в этом творческом процессе должен опираться на личностно-ориентированное обучение, которое позволяет обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся. Деятельность педагога нацелена на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию.
В совместной деятельности с учителем ребята не только усваивают новые для себя знания, но и переживают этот процесс как субъективное открытие каких-либо явлений. Учебная деятельность осознается учениками как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету.
Личностно-ориентированная технология обеспечивает анализ и оценку, прежде всего, процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом.
Сочинения-миниатюры могут быть очень оригинальными. Например, при подготовке к написанию сочинения-миниатюры в форме рассказа с заранее определенным началом и концом учащиеся развивают умение работать самостоятельно со словарями и дополнительной литературой, расширяют кругозор, повышают эрудицию.
Ученикам 5-б класса дано было задание написать сочинение-миниатюру в форме рассказа с заранее определенным началом и концом. Первым было слово аккордеон, а последним – якорь. Мы с учениками в классе обговорили план выполнения данной творческой работы. Результат превзошел все ожидания: дети раскрыли свой творческий потенциал в построении связного текста на заданную тему, в котором все слова следуют в алфавитном порядке, в полной мере. Каждое сочинение-миниатюра получилось оригинальным, законченным произведением, имеющим право на самостоятельное существование, несущим свою неповторимую внутреннюю энергетику, которая, безусловно, была заложена автором-учеником.
Примеры работ.
1. Аккордеон басил. Весенняя голубая даль еще ежилась жемчужными зимними искрами. Корабли, ласкаемые морем, наполняли озорством паруса. Раздавался скрип тяжелой уставшей флотилии. Хотелось царства чаек, штормов, щемящего эха юркнувшего якоря. Седнева Дарья.
2. Аккордеон был Владимиру главным делом ежедневных желанных занятий. Искренне композитор любил мелодии народа. Они помогали русскому сердцу точнее услышать финал, характер целой части, шлифовать щемящую, эмоциональную юмореску “Якорь”. Кобернык Владимир.
Африка была Владимиру главным делом его жизни земной. Искренне Кобернык лечил
маленьких негритят. Они полюбили русского санитара. Там, у финикового холма,
ценили человека, шлющего щедро энергию юного “Я”.
Кобернык Владимир.
3. Аккордеоном Борька веселил галдящую детвору. Едва елка жар-птицей зажглась, играя калейдоскопом лампочек, мама напомнила: “Отец, подарки раздавай!”. Сотовый телефон, удочка, фотоаппарат… Хотелось циркового чуда: шустрого щенка – Эдику, Юре – якорь. Мельников Алексей.
4. Аккордеон будоражил воображение гаммами. Дети ежеминутно ерзали, ждали
зрелища. И йоги, клоуны ловко манипулировали новыми острыми пресмешными
репризами. Сейчас такое услышат! Фантастический хохот цирка, чудесные шутки
щеголя-эксцентрика юмористического “Якоря”.
Ефремов Виктор.
5. Аккордеон Бориса Викторовича, гармошка деда Евдокима жалобно заиграли.
Исполняли капитанскую любимую мелодию. Незабываемы отголоски прошлой ратной
службы Тихоокеанского удалого флота. Характерами ценились честные штурманы
“Щуки”, “Элиты”, “Южного якоря”.
Филиппов Михаил.
6. Аккордеон был всегда главным другом его, живо звучащим инструментом. Капитан любил море неистово. Океанские просторы радовали старика, тоску уносили. Флотский характер ценили члены шустрой “Щуки”, экипаж юного “Якоря”. Дзигора Виталина.
7. Аккордеон будет веселить, гармошка, дудка еще живее зазывать. Искры костра
летят мимо нас. О, палуба, раскачивай сильней! Там, у флага, ходит целый час
штурман, щурится: “Это, юнги, якорь!”
Шаборшина Дарья.
8. Аккордеон, баян, виолончель, гитара… Долго еще живые звуки инструментов каруселью летели мимо нас, оживляли пространство. Радостно слушать такую удивительную феерию химерного царства чарующих, шаловливых, щемящих, экзотических юрких “якорей”. Старцев Антон.
9. Аккордеон берет веселый гармонист. Давно его ждут здесь. И каждый любит
минорные ноктюрны. Они постоянно радуют сердца Тани, Ульяны, Феди. Хрупко
царство человека, швартующего щепетильно эстрадный юмористический якорь.
Инякин Владислав.
В шестом классе ребята создали презентации к своим сочинениям-миниатюрам, и мы объединили их в проект “Сочинение-миниатюра “От А до Я””. Практическое применение проекта оправдано на уроках развития речи при обучении написания сочинения-миниатюры.
Система творческого самовыражения в личностно-ориентированном обучении развивает воображение и творчество учащихся, способствует развитию самосознания, укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал. Методы личностно-ориентированного обучения нацелены на развитие чуткого отношения к художественному слову через творческий и вдумчивый подход к подбору слов и языку в целом. Они способствуют развитию чувства слова и желанию создавать свои словесные произведения.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Литература.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С) – М., Айрис Пресс, 2006.
- Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, № 2.
- Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С...: Метод. пособие для учителя. – Воронеж: – ВОИПКРО, 2003.
- Колупаева О.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) – Томск: ТПУ ЦДП, 2005.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.