Тип урока: комбинированный, интегрированный, проектный.
Цель урока: создание проекта "Соцветие мудростей из сказки В.М.Гаршина "Attalea Princeps".
Задачи:
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор (презентация).I. Орг. момент
Сообщение темы и цели урока
Учитель литературы: Ребята, когда я прочитала произведение В.М. Гаршина "Attalea princeps", то подумала, какой же интересный урок литературы можно провести.
Педагог-психолог: Ребята, когда я прочитала это произведение, то подумала, какое же увлекательное психологическое занятие можно провести.
А в итоге мы решили объединить наши и ваши знания и вместе провести этот необычный урок.
Учитель литературы: Наталья Вячеславовна, давайте проведем сегодняшний урок литературы с использованием знаний психологии.
Педагог-психолог: Замечательно.
Учитель литературы: Тогда начнем.
Ребята, на уроках литературы мы с вами говорили о том, что писатели, создавая свои произведения, хотят, чтобы читатель задумался над какими-то событиями, поступками героев, сделал для себя определенные выводы. Вот и сегодня, анализируя произведение В.М. Гаршина "Attalea princeps", мы постараемся с вами выделить те мудрости, которые мы можем извлечь из этой сказки и применять в повседневной жизни. И итогом нашей с вами работы будет создание соцветия мудростей.
Итак, тема нашего урока - "Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps".
Вначале посмотрим, что же в биографии В.М. Гаршина могло послужить причиной для создания этой сказки. Для этого вы внимательно послушаете рассказ Ани о жизни В.М. Гаршина и после этого ответите на этот вопрос.
Знакомство с биографией писателя (презентация). Рассказ ученицы (3-4 мин.)
Какие же факты в биографии В.М. Гаршина могли послужить причиной для создания сказки "Attalea Princeps"?
Таким образом, увлечение В.М. Гаршиным естественными науками, особенно ботаникой - наукой о жизни растений, любовь к природе и стремление к независимости отразились в его сказке "Attalea princeps".
Дома вам предложено было прочитать это произведение.
Первичное восприятие текста
Педагог-психолог: Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?
(Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?) (было жалко пальму, грустно)
Человек может испытывать множество чувств и эмоций.
Посмотрите на экран. Вот они. (Радость и печаль, веселье и грусть, удовольствие и неудовольствие.)
(разновидности чувств и эмоций: сожаление, грусть, растерянность, разочарование, недоверие, спокойствие, радость, страдание, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес, волнение, скука, зависть, уныние, высокомерие, одиночество, гнев, доверие, удовольствие, злость, тревога, надежда, восторг, печаль)
Попробуйте еще раз ответить на вопрос:
Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?
II. Анализ произведения
Учитель литературы:
А теперь от чувств и эмоций перейдем к анализу произведения.
Ребята, вспомните, где происходит действие сказки?
(Действие происходит в оранжерее).
Сейчас мы покажем с вами при помощи текста и театра теней, что же это была за оранжерея.
(Н.В. Зажигает обычную лампу, за ширмой появляются облики деревьев)
Прочитаем, какой предстает оранжерея перед читателем в начале сказки. Найдите в тексте её описание.
Выразительное чтение 1 абзаца (с.154 учебнике)
Ребята, как вы думаете, с помощью какого цвета мы можем показать в театре теней особенную красоту оранжереи?
И автор тоже увидел красоту оранжереи именно в красном цвете.
(Включаем красный цвет в театре теней)
Перед нами прекрасная оранжерея.
Но хорошо ли живется в ней растениям?
Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение (выразительное чтение 2 абзаца с. 154.), (заключенные растения, им было тесно:)
С чем сравнивает писатель оранжерею, описывая жизнь растений в ней? (с тюрьмой)
Как вы думаете, какой цвет поможет передать настроение деревьев? Почему? (серый, черный, темно-синий передают уныние и грусть)
(Включаем лампу, за ширмой появляются облики деревьев, серый цвет)
Педагог-психолог: Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что чувствовали они, находясь в оранжерее.
Приглашаем 6 человек к доске для дальнейшей работы
Игра: Итак, представьте, что вы растения, а ваши руки - это корни. Сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: "корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу".
Спасибо.
А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, а ладони - листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: "ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы".
Спасибо. Садитесь.
Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)
Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?
С помощью упражнений ребята попробовали поставить себя на место растений и испытать похожие чувства.
Учитель литературы:
Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.
Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза)
Таким образом, уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.
Педагог-психолог
Как вы думаете, какую мудрость можно извлечь из данного описания оранжереи?
Мудрости.
Не делай поспешных выводов.
Это первые мудрости в нашем соцветии. (На доску прикрепляем листы с текстами мудростей.)
Учитель литературы: Вернемся к сюжету сказки.
Кто живет в оранжерее? (растения) (дети уходят за ширму)
Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей). Почему? (живут, разговаривают, переживают, ссорятся).
Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (пальма).
Послушаем, что думает сама пальма о себе и о своей жизни (рассказ ученика от 1 лица) 3-4мин.
Ребята, а где особенно было бы хорошо пальме? Почему? (на родине)
Где находится родина пальмы? Как вы считаете, действительно ли Бразилия - самая счастливая страна? Для всех? Почему?
Педагог-психолог: Итак, какую мудрость мы можем извлечь из вышесказанного?
(Есть ли на земле какое-то место, где все счастливы?)
Следующая мудрость: у каждого на земле есть место, где он особо счастлив (На доску прикрепляем лист с текстом мудрости).
Учитель литературы: Пальма, живя в оранжерее, мечтает о свободе.
Поддерживают ли это стремление к свободе другие обитатели оранжереи? Нет.
Послушаем, что говорят о своей жизни в оранжерее некоторые жители.
(рассказ от 1 лица: саговая пальма, кактус, корица, маленькая травка).
Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму? (не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея была для неё тюрьмой).
Педагог-психолог;
- Ребята, а как вы оцениваете поведение пальмы в оранжерее?
- О ком в первую очередь думала пальма, стремясь обрести свободу? (думала только о себе).
- Можем ли мы за это осуждать пальму?
Тогда, какую мудрость мы можем с вами извлечь из этой ситуации?
Мудрости:
- Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждения,
- Не причиняй вред другому.
Совершенно верно, с одной стороны - каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждение, а с другой - нельзя забывать, что мы живем в обществе по его правилам и законам, поэтому каждый из нас должен задумываться над тем, чтобы своими действиями и устремлениями не причинять вред тем, кто находится рядом.
Это и будут еще одни мудрости.
(На доску прикрепляем листы с текстами мудростей).
Учитель литературы: Итак, Пальма сделала свой выбор, она решает выбраться из оранжереи на волю.
Что же происходит в конце сказки?
(Как пальма боролась за свободу?)
Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо.
Какие же чувства испытала пальма, разбив стеклянную крышу? (разочарование).
В каких словах пальмы заметно чувство некоторого разочарования?
"Только-то? И это все из-за чего я томилась и страдала так долго?"
Почему же пальма испытала разочарование?
(Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?)
(противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)
Педагог-психолог: А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему?
Мнения разошлись. Вопрос спорный.
Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации?
Мудрость:
- Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
- Каждый имеет право на ошибку.
- Каждый имеет право выбора.
Учитель литературы:
Финал сказки трагичен. Дома вам надо было подумать, можно ли придумать другое окончание сказки. Давайте посмотрим, что у вас получились.
III. Итог урока.
Учитель литературы:
Таким образом, в ходе урока мы постарались с
вами выделить мудрости, которые встречаются в
сказке. Так как речь в сказке идет о растениях, мы
оформили их на цветах и у нас получились
следующие соцветия мудростей:
Какие мудрости вам наиболее близки и вы бы их использовали в своей жизни?
Я думаю, что каждый из вас для себя решит, какие мудрости из нашего соцветия ему наиболее близки и какие он будет использовать в своей жизни.
Педагог-психолог: Ребята, мы с вами много говорили на уроке о различных чувствах. А какие чувства вы испытываете в конце нашего урока?
Оценивание детей.
Домашнее задание творческого характера (на выбор)
Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека. Кто это? По вариантам.
- 1 вариант: подготовить рассказ о пальме от лица директора оранжереи;
- 2 вариант: подготовить рассказ о пальме от лица бразильянца, который посетил оранжерею.
Литература
1. Гаршин В.М. Сочинения. - М., 1983.
2. Григорьева О.А. Конспект урока "Сказка В.М. Гаршина "ATTALEA PRINCEPS"// http://www.buzuluk-gimn.narod.ru/urok.doc
3. Латынина А. Всеволод Гаршин. Творчество и
судьба. - М., 1986.
4. Порудоминский В. Грустный солдат, или Жизнь
Всеволода Гаршина. - М., 1987.
5. Современники о В. М. Гаршине. Воспоминания. - Саратов, 1977.
6. Тубельская Г.Н. Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888) // Детские писатели России. Сто тридцать имен: Биобиблиографический справочник / Г.Н. Тубельская - М., 2007. - С. 82-83.