Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина "Легкое дыхание")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • повторение жанровых особенностей рассказа, совершенствование навыков анализа произведения малой формы; обучение написанию сочинения;
  • развитие письменной речи, коммуникативной и правописной грамотности;
  • подготовка учащихся к выполнению творческих заданий  ЕГЭ по литературе

Задание: написать сочинение (коллективно или индивидуально) на тему «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.Бунина «Лёгкое дыхание».

Действия учителя

Действия ученика (элементы сочинения)

1 шаг

Найти ключевое слово в теме сочинения. Что послужит материалом для раскрытия темы?

 

своеобразие
рассказ «Лёгкое дыхание»

2 шаг

Как начать сочинение? (вступление)
Ответьте на ряд вопросов, из ответов на которые сложится тезисный план вступления.
– время создания произведения?
– находят ли приметы времени отражение в произведении?
– в рамках какого течения, направления создавался рассказ?
– с какими другими произведениями писателя тематически перекликается этот рассказ?
– каковы общие жанровые признаки произведения

 

В 1916 году выходит в свет рассказ Бунина «Лёгкое дыхание», в котором поднимается тема трагической любви – одна из самых важных для писателя. Ей посвящены рассказы «Солнечный удар», цикл «Тёмные аллеи» и многие другие произведения.
Трагизм, драматические переживания и предчувствия – характерная примета «серебряного века». И в «Лёгком дыхании» Бунин рассказал о стремительной, как вспышка, жизни Ольги Мещерской.
По жанру это рассказ. Повествование отличается динамичностью, острой конфликтностью интриги, неожиданностью развязки. Героиня показана с одной, наиболее яркой стороны. Краткость рассказа определяет значимость каждой детали. Эти особенности содержания и формы рассказа я и попытаюсь рассмотреть.

3 шаг

Основная часть сочинения – это анализ текста произведения. Здесь тоже возможна опора на относительно универсальный вопросник, как основание тезисного плана. Осуществляется подборка иллюстративного материала.

– смысл названия
– есть ли особый смысл в имени
героя?
– характер или важнейшая черта героя
– портрет героя
– как помогают понять героя другие персонажи произведения?
– высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации? Каким образом автор обосновывает свою точку зрения?
– какова композиция произведения? Нет ли вставных элементов композиции?

 

Смысл названия рассказа очень важен для понимания идей писателя. Автор переосмысливает понятие «лёгкое дыхание», и в конце рассказа оно уже является метафорой-символом. Лёгкое дыхание – это молодое, живое обаяние, которым обладала Оля Мещерская. Её жизнь трагична вовсе не потому, что она оказалась обманутой Алексеем Малютиным, а потому, что у Бунина любовь вообще не может принести счастья. Любовь – это миг, она подобна «солнечному удару», «лёгкому дыханию». Почувствовав силу любви, человек оказывается одиноким и несчастным. Но и человек, который не любил, тоже несчастен. Без любви жизнь человека вообще можно считать несостоявшейся. Бунин не верит в возможность какого-то житейского счастья, в мире нет места длительной, постоянной  любви.
Рассказ невелик по объёму, но построен довольно сложно. Об Оле размышляет её классная дама, автор вставляет в композицию страницы дневника девушки (самохарактеристика персонажа).
Особую роль играет портрет главной героини. Автор отмечает, описывая фотографию Оли на кладбище» «необыкновенно живые глаза», подчёркивает подвижность характера («вихрем носилась», «с разбегу остановилась»). Образ девушки динамичен, она по-детски чистосердечна, искренна, в чём-то наивна, несмотря на свою взрослую причёску. Героиню окружает аура праздничности и жизнерадостности. Само её имя звучит красиво и нежно – Оля, но не Ольга. Красива и аристократическая фамилия – Мещерская.
Герои рассказа по-разному относятся к любви. Например, классная дама мертва уже при жизни. Она живёт воспоминаниями о своей воспитаннице. При создании образа автор не рисует её портрета, а указывает лишь на детали её туалета (чёрные лайковые перчатки, зонтик…)
Композиция рассказа кольцевая: повествование начинается с кладбища и кончается кладбищем, что усиливает трагизм  рассказа.

4 шаг

Вывод, заключение сочинения

– чем актуально, интересно для сегодняшнего дня данное произведение?
– известны ли вам авторитетные оценки этого  произведения?

Очень интересно и крайне нетрадиционно интерпретирует образ Оли Мещерской  Л.С. Выготский («Психология искусства», М., 1968)

 

Бунин разработал тему, важную для людей различных эпох. Его взгляд на любовь как самое прекрасное явление жизни, дающее смысл человеческому существованию, но краткое, часто драматическое событие близок многим. Рассказ «Лёгкое дыхание» рождает у современного читателя удивление перед красотой и краткостью жизни.
При предельном лаконизме повествования авторская мысль масштабна: частное событие становится предметом философского обобщения и размышления. Лёгкое дыхание (любовь и красота) не исчезло из жизни, оно «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»

5 шаг

Перечитать сочинение, проверить на грамотность, возможно, пересчитать количество слов, переписать в чистовик, соблюдая деление на абзацы.

 

Не менее 200 слов

А теперь давайте оценим наше сочинение по критериям ЕГЭ

Глубина раскрытия темы сочинения (опора на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы, фактические ошибки отсутствуют) 3-0 балла
Уровень владения теоретико-литературными понятиями 2-0 балла
Обоснованность привлечения текста произведения 3-0 балла
Композиционная цельность и логичность изложения 3-0 балла
Следование нормам речи 3-0 балла