Цели:
- формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений;
- развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
- прививать интерес к жизни и творчеству поэтов;
- способствовать эффективному накоплению собственного личного опыта.
Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, иллюстрации, тексты стихотворений.
Ход урока
I. Информационная часть.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Словарная работа (слова написаны на доске). Лексические значения каких слов, написанных на доске, вам известны?
Ковчег – в библейской мифологии: судно, на котором праведный человек Ной спас людей и животных от всемирного потопа. (С.И.Ожегов).
Келья – отдельная комната монаха, монахини в монастыре; уединённое и скромное жилище, комната.
Бытие – жизнь, существование.
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Теснина – узкий проход, обычно между двумя возвышенностями, ущелье.
Ущелье – расселина в горах.
Брег - берег (неполногласие).
II. Рефлексивная часть. ( Метод поиска).
1. Задание исследовательского характера
Выявите, какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют? (Познавательные действия учащихся).
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Казбек | скала |
Небо-монастырь-Бог | небо-крест-Бог |
Ущелье | теснина |
2. Задание репродуктивного характера.
Как эти образы помогают передать чувства и переживания лирического героя? (Анализ предлагаемых вариантов, их обсуждение, выявление наиболее личностно – значимых.)
3. Задание исследовательского характера.
Какие изобразительные средства помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Метафора «царственный» | Антитеза с союзом НО |
Эпитет «вечными» | |
Антитеза: «вершины – ущелье» | «скала – теснина» |
Символ «монастырь» | «крест» |
Риторическое обращение: «Далёкий вожделенный брег!» | |
Лексическая анафора: | градация |
«Туда б, сказав прости ущелью» «Туда б, в заоблачную келью» | |
Употребление местоимения «мне» | употребление местоимения «я»(4раза) |
Неполногласие: «брег» | старославянизм: «подъята» |
4. Как в стихотворениях показано художественное пространство?
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Ущелье – заоблачная келья | теснина – скала |
5. Как в стихотворениях показано художественное время?
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Сияет вечными лучами» | «Гниёт он и гнётся от бурь и дождей» |
6. Задание частично – поискового характера.
Определите размер, способы рифмовки.
7. Стихотворения проанализированы.
Что в них общего? (Оба стихотворения относятся к кавказскому циклу, в основе композиции – религиозные символы, наводящие на метафизические размышления о жизни и судьбе, мотив спасения с помощью Бога, построены на антитезе, характерен космический масштаб, лирический герой не удовлетворён своей судьбой.)
III. Информационная часть. Рассказ учителя о судьбе А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины XIX века. Знаменательна общность их трагической судьбы. Важную роль для обоих поэтов играет наследие романтизма, и в первую очередь традиция Байрона. У Пушкина это в основном связано с периодом южной ссылки 1820 – 1824 годов. У Лермонтова эти влияния сохраняются на протяжении всего творчества. Большую роль в их судьбе сыграл Кавказ. Лермонтов любил его с детства едва ли не больше своей среднерусской родины. Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов, по его словам, «находился в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом…, изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы…, ночевал в чистом поле…». Разнообразные впечатления имели большое значение для творческого роста поэта. Во время второй ссылки Лермонтов участвовал в кровопролитных боях.
А.С. Пушкин в годы ссылки также много путешествовал. Путешествие увлекло поэта. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Всё было ново и необычно. Однажды он увидел высоко в горах монастырь, который показался поэту плавающим в облаках.
Много общего в судьбе поэтов. В то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем.
Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлено как субъективными факторами, так и объективными. Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство с его специфической атмосферой – всё это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжёлым характером, внутренне одинокий, несмотря на укоренённость в светской жизни. Через всё творчество поэта проходит религиозный мотив. Поэту было 17 лет, когда он написал стихотворение «Ангел», тема которого тоска, «томленье души» по тому миру, откуда она пришла.
По-другому выглядит раннебиографический опыт Пушкина. Одно из важнейших впечатлений отрочества – из Царскосельского Лицея – поэт выносит ощущение причастности к союзу избранных сердец, «священной истины друзей», служителей высокого искусства.
Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов. Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно – лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина. 1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ.
В самых общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворённости собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Несмотря на несходство Пушкина и Лермонтова (разные эпохи, разные черты характера, разное воспитание…), сопоставительный анализ показал, что в творчестве Пушкина последних лет и в творчестве Лермонтова есть общее.
Пушкин старше Лермонтова на 15 лет, примерно такой же разрыв между периодами наивысшего расцвета их творчества. Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» написано в 1829 году, стихотворение Лермонтова впервые было напечатано в собрании сочинений под редакцией Висковатова в 1889 году, время написания неизвестно.
Подумайте, перекликаются ли чувства лирических героев с биографией поэтов?
IV. Итоговая часть. Обсуждение урока.
V. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Что нового открыл я для себя на данном уроке?»