Литература
-
Сравнительная характеристика образов лирического стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» 2020
Цель урока: научиться находить авторское сравнение; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; формировать умение извлекать информацию из текста; пользоваться словарём учебника; формировать умение обобщать по признакам; сравнивать образы произведения, характеризовать их поступки.
-
Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
На уроке литературы в 9-м классе учащиеся закрепляют навыки сравнительного анализа на примере творчества поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; учатся слышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ драматургии А.П.Чехова и А.Н.Арбузова 2019
Драматурги 70-90-х гг. XX века передают самую суть человека «переходного периода» с его парадоксальным положением во времени, в пространстве, личной и внутренней жизни. Наиболее ярко в диалог с А.П.Чеховым вступил А.Н.Арбузов драматург. Он следует чеховской традиции, это происходит, на глубинном сущностном уровне и проявляется в едином ценностном взгляде на мир. Одним из первых драматургов 70-90-х гг. XX века, воспринявших чеховскую концепцию человека оказался А.Н.Арбузов. В драматургии А.Н.Арбузова, как и в поэтике А.П.Чехова, наблюдается взаимовлияние эпического и драматического начал.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ переводов сонетов У.Шекспира 2013
Каждый автор, который переводит сонеты У.Шекспира, отличается яркой индивидуальностью и отдает частичку своего таланта этим произведениям, поэтому каждый перевод того или иного сонета по сути является самостоятельным художественным произведением. Представленный реферат – это попытка исследования нескольких вариантов перевода сонетов Уильяма Шекспира и сопоставления их с оригиналом, чтобы показать, насколько отличаются переводы от первоисточника и друг от друга.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ произведений русских писателей ("Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева и "Божье древо" И.А. Бунина) 2013
На уроке анализируются два произведения: "Стихотворения в прозе" Тургенева И.С. и "Божье дерево" И.Бунина, которые рассматриваются с нескольких сторон, а именно: взаимосоотнесенность в жанровом аспекте; общий портрет деревенского уклада; стилистические приемы.
-
Сравнительный анализ былины "Садко" и фильма–сказки "Садко". Урок литературы в 7-м классе 2012
Нередко на уроках литературы учитель для повышения мотивации к обучению и активизации художественного восприятия демонстрирует учащимся экранизированные произведения литературы. Тогда перед учителем и учащимися встаёт интересная, но нелёгкая задача: сравнить произведение литературы и киноискусства. Как сравнить и что сравнивать?
-
Сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А.Ахматовой 2016
В статье предлагается сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А. Ахматовой. Сравнивая данный стихотворный жанр двух великих поэтов, как учителя, так и учащиеся найдут схожесть и различие в эмоциональной окрашенности текстов, в выразительно-художественных средствах, в отношениях и поступках лирических героев.
-
Сравнительный анализ стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (факультативное занятие по словесности в 9-м классе) 2009
В школе на уроках литературы необходимо уметь анализировать лирические произведения, поэтому анализ стихотворения - основная тема моего факультативного занятия, цель которого - сформировать умения и навыки сопоставительного анализа лирического произведения. Для анализа я взяла два стихотворения с одинаковым названием "Узник" - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане" 2009
Ребята любят поэзию стихийно, неосознанно, ничего не зная о ней, не умея ее понимать, только чувствуя. Призвание учителя - совершенствовать восприимчивость к поэзии, учить ее понимать, развивать художественный вкус. Данный урок - попытка, один из возможных вариантов разговора учителя с учеником о Поэте.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2009
Анализ поэтического текста - сложный вид работы на уроках как для учащихся, так и для учителя. А сравнительный анализ стихотворений представляет еще большую трудность. У школьников недостаточно развиты навыки анализа, сравнения, синтеза; определенную трудность для них составляет и выделение особенностей поэтического стиля. В предлагаемой работе автор дает конкретный поэтапный ход сравнительного анализа.
-
Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока "Россия" и Андрея Белого "Родина" 2012
Цель урока: обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности; показать глубокое чувство любви к родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого; активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей; воспитывать чувство патриотизма.
-
Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Поле Бородина" 2007
Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли "Бородина".
-
Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина "Не напрасно дули ветры…" и "Закружилась листва золотая…" 2009
Главные особенности творчества Есенина, о которых в начале урока расскажут сами ученики, наглядно представлены в текстах, которые необходимо выбрать из пяти (авторы и даты не указаны) для сравнительного анализа. Аргументируя выбор, учащиеся применяют на практике знание теории. Общие выводы, к которым приходят учащиеся в процессе работы, могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки, но в любом случае представляют собой убедительную интерпретацию текстов.
-
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама 2008
Урок в системе "Поэзия Серебряного века". Он не просто знакомит с творчеством О.Э. Мандельштама, а позволяет проникнуть в мастерскую художника, дает представление о художественном мире поэта. Учащимся предоставляется возможность поразмышлять, почему поэты разных эпох обращаются к одной теме, как раскрывают ее.
-
Сравнительный анализ сюжета сказок В.А. Жуковского "Спящая царевна" и Шарля Перро "Спящая красавица": сходство и различие. Создание собственной сказки на сюжет о "спящей красавице" 2009
Тема урока предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения; на формирование навыка продуцирования собственного текста с упором на активную работу воображения учащихся и на создание ситуации фантазирования.
-
Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н. Островского "Гроза". Тихон и Катерина 2013
С помощью классического произведения анализируется влияние семьи и социума на формирование личности, воспитывается нравственная позиция учащихся, умение ставить цель, формиируются знания о возможных выходах из кризисных ситуаций.
-
"Сражаюсь, верую, люблю…" Литературный вечер, посвященный 85-летию Э. А. Асадова 2009
Мероприятие (с применением мультимедийной презентации) можно провести в 10–11-х классах на уроках литературы или в форме внеклассного мероприятия. Цель работы: познакомить учащихся с творчеством Э.А. Асадова, с наиболее яркими страницами его жизни, привить любовь к поэзии.
-
Средства выражения комплимента в русской классической литературе 2012
Комплимент несет в себе большую эмоциональную нагрузку. Функцией комплимента является установление контакта, способность вызывать положительные эмоции. Эмоциональное удовлетворение может получать не только адресат, но, в некоторых случаях, и адресант. Классификация комплимента разнообразна. И это подтверждает исследование и анализ языкового материала, отрывков произведений русской классической литературы, примеры которых приведены в моей статье.
-
Средства создания комического в рассказе М.Зощенко "История болезни". 8-й класс 2014
Урок представляет собой творческое исследование языка рассказа М.М. Зощенко «История болезни». В выделении и определении тех или иных средств создания комической ситуации в рассказе, учащиеся приходят к выводу, какой тип комического (юмор, сатиру или иронию) использует автор в рассказе. На уроке используется и индивидуальная, и групповая работа, каждый ученик принимает участие в исследовании.
-
Средства создания комического в сказке Л.Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца" 2013
Анализируя произведение, учащиеся доказывают, что оно отвечает всем законам комедийного произведения, автор пользуется всеми возможными способами создания комического. Произведение яркое, написано богатым, образным языком народного творчества, по жанру ‒ сказ.
-
Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") 2011
На уроке продолжается знакомство с творчеством И.С. Тургенева посредством одного из рассказов из цикла "Записки охотника".
-
Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем 2016
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века.
-
"Срывание всех и всяческих масок". Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя "Нос" 2009
На уроке литературы учащиеся 10-го класса узнают, что пороки общества часто скрываются под маской приличия. И помогает им в этом сам Н.В. Гоголь, умело снимающий маски не только с героев повести "НОС", но и с самого себя. Откроются же "тайны" произведения только внимательному читателю.
-
"Сталинградская битва". Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы 2007
Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу. Этому величайшему событию посвящена литературно-музыкальная композиция. Чтобы помнили.
-
Становление духовного мира младшего школьника посредством литературного чтения 2010
Духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы над художественным произведением, способствующая формированию духовных ценностей учащихся. Литературное чтение учит младшего школьника замечать красоту окружающего мира, состояние и настроение других людей, не спешить с выводами о поступках других людей. Правильно отобранный материал для чтения заменяет отрицательные эмоции положительными.
-
Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 2020
Цели урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ; Чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
-
Старославянизмы в поэзии поэтов-декабристов 2012
В произведениях Рылеева, Кюхельбекера за старославянизмами, не ушедшими из литературного языка, не перешедшими в разряд нейтральных или общеупотребительных книжных слов, окончательно закрепляются стилистические функции, сохранившиеся за ними в языке художественной литературы до сих пор: создание исторического колорита, поэтических текстов, патетического слога, комического эффекта, воссоздание библейского, античного, восточного колорита, употребление в целях характерологии.
-
Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы" 2009
В статье приводятся методические аспекты применения программных продуктов на уроках русского языка и литературы, раскрываются приёмы и методы дифференцированного подхода к обучению с использованием ИКТ. Демонстрируется процесс оптимального применения ИК технологий, которые способны стимулировать познавательный интерес к предметам, призваны расширять кругозор учащихся, оптимизировать затраты педагога, помогая сосредоточиться на творческой работе.
-
Статья "Исследовательская деятельность на уроках литературы" 2008
Реализация идеи исследовательской деятельности означает понимание роли предметного содержания в организации интеллектуального развития учащихся, поэтому при выполнении успешной привычной деятельности ребятам должны встречаться проблемы-ловушки. Умение решать неожиданные задачи способствует их интеллектуальному развитию.
-
Статья "Исследовательская работа обучающихся старших классов на уроках литературы" 2009
Исследовательская работа на уроках литературы может быть представлена разными формами деятельности. Это работа с книгой, составление синхронистических таблиц и словарей по определённой теме, а также практические и лабораторные работы на уроках литературы. Практическая и лабораторная работа – учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой является приобщение каждого к искусству слова.