Минзифа Закировна Шайдулина
|
Темы Открытых уроков автора
-
Интегрированный урок (литература + история) "Слово о полку Игореве". 8-й класс 2011
Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе с применением мультимедиа по подготовке к восприятию памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
-
Цель урока: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями; содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки НЕ и частицы НЕ; формировать потребность к приобретению знаний.
-
Программа кружка "Юный этнограф" 2010
Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.
-
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова" 2009
На уроке литературы в 8-м классе по программе под редакцией А.Г. Кутузова сделана попытка путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения. Тема - трудная, с целью привлечения внимания на уроке использовано следующее оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки-помощники.
-
Кот в мировой литературе, 5-й класс 2008
Цели урока: обучить анализу художественного произведения; расширить кругозор пятиклассников; воспитывать бережное отношение к домашним животным.
-
Урок посвящен литературе и искусству периода Великой Отечественной войны. Опираясь на субъектный опыт, ученикам дается целостное представление о литературе и искусстве этого периода на основе знакомства с публицистикой, прозой, поэзией, картинами и плакатами. Урок рассчитан на 2 часа.
-
Урок литературы для 9-го класса. На уроке проводится сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале".
-
Элективный курс по русскому языку для 11-го класса "Речеведение" 2007
Элективный курс "Речеведение" для учащихся 11-го класса составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по русскому языку. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из пояснительной записки, разделов: "Разноаспектный анализ текста", "Сочинение-рассуждение на основе текста", перечня основных терминов и понятий, описания технологии организации учебного процесса и списка литературы. Обозначены задачи, сформулирована общая цель курса. За основу приняты школьные учебники русского языка. Составлено календарно-тематическое планирование.
-
Литературная гостиная знакомит учащихся с творчеством поэта, воспитывает интерес к литературе. Юван Шесталов – большой поэт маленького народа.
-
Конспект урока на тему: "Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина" 2006
Начиная с XVII века тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Медвежий праздник – древний праздник ханты и манси
Описан национальный обряд ханты и манси — медвежий праздник, который в современной жизни проводится редко. В далёком прошлом праздник длился 7 дней, если чествовали медведицу, и 8 дней, если чествовали убитого медведя. Охотники задабривают убитого зверя, просят у него прощения, в танце-пантомиме рассказывают о жизни медведя на небе и на земле, изображают, как был убит медведь.
-
Исследование стихотворения С.А. Есенина "Песнь о собаке"
В работе дан анализ стихотворения С.А. Есенина "Песнь о собаке". Определены ведущая тема, основная мысль. Показаны мысли и чувства лирического героя, определены художественные средства языка, передающие эти мысли и чувства, речевые особенности и звукопись.
-
Исследование стихотворения А.С. Пушкина "Пророк"
В работе рассматривается стихотворение А.С. Пушкина "Пророк". Выделены основные образы, мотивы и речевые особенности произведения. Автор выражает свое отношение к поэту, пытается передать внутреннее состояние А.С. Пушкина в период написания данного стихотворения.
-
Мое восприятие стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли"
В работе изложено понимание автором стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли", выделены изобразительные средства языка, строфика, рифма.
-
В работе описаны малоизвестные биографические факты из жизни поэта первой половины XIX в. М.Ю. Лермонтова.
-
В работе рассказывается об истории возникновения русской письменности и создании славянского алфавита греческими монахами Кириллом и Мефодием.
-
В работе повествуется о "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля. Дана краткая биография собирателя слов. Предпринята попытка открыть для себя человеческий облик Даля, понять, как собирались слова.
-
Художественные приемы устного народного творчества в "Слове о полку Игореве"
В работе проводится исследование изобразительных средств в "Слове о полку Игореве". Найдены и проанализированы элементы устной народной поэзии (постоянные эпитеты, повторы, сказочные зачины, плачи, "смутный сон", "славы").
-
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Лебедь"
Анализируя стихотворение Г.Р. Державина "Лебедь", ученица находит и объясняет изобразительные средства, которыми пользовался поэт при его создании. Тема поэта и поэзии связана с биографией поэта. В работе автор высказывает свое личное восприятие этого стихотворения, а также свое отношение к Г.Р. Державину.
-
Великие языковеды, филологи России
В работе представлены краткие биографии А.А. Шахматова, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова и других известных языковедов; названы их труды, перечислены основные достижения в области лингвистики.
-
В работе даны сведения об истории возникновения буквы "ё", её использовании в русском языке.
-
Любовь в жизни Пушкина и мотивы любви в лирике поэта
В работе рассматривается творчество А.С. Пушкина, прежде всего как поэта-лирика. В своих произведениях поэт обращался к темам, которые больше всего его волновали: любовь, свобода, дружба, творчество и представил весь возможный человеческий опыт любви.
-
Невероятная судьба Л.Н. Толстого
В работе исследуются малоизвестные факты биографии Льва Николаевича Толстого, а также произведения писателя не знакомые большинству людей.
-
Причины, вызвавшие появление у славян собственной азбуки. Изобретение азбуки Кириллом и Мефодием.
-
Черты импрессионизма в творчестве А.А. Фета
А.А. Фет — первый поэт-импрессионист. Для него важно запечатлеть мимолётное впечатление, остановить мгновение, задержать его. В работе анализируется стихотворение "Это утро, радость эта..." с точки зрения импрессионизма.
-
В представленной работе автор на основе изученной литературы рассказывает о названиях падежей русского языка, а также о реформе, проведенной М.В. Ломоносовым.
-
В сборник включены стихотворения "Зайка", "Попугай", "Любознательный", "Мама уехала", "Мама", "Басня".
-
Колыбельные песни народов ханты
В работе проанализированы колыбельные песни Марии Вагатовой, исполнительницы и поэтессы народа ханты.
-
Стихотворение посвящается школе-новостройке, сданной в эксплуатацию в феврале 2004 года.
-
Работа знакомит с историей падежей, объясняет происхождение названий падежей.
-
История становления Чемашинской школы: от чистого истока в прекрасное далёко
Выбор темы не случайный: в 2009 г. исполнилось 120 лет, как в деревне Чемаши была открыта школа. Сегодня обращение молодого поколения к событиям прошлого не дань моде, а духовная потребность, поэтому для нас было важно восстановить историю школы за 120 лет её существования.
-
Дружеский шарж на русский язык
В работе в форме дружеской беседы повествуется о "сюрпризах" имени существительного.
-
Имя существительное — интересная часть речи. Именно оно подбрасывает наибольшее количество "ловушек" и "сюрпризов". Одним из таких "сюрпризов" являются несклоняемые существительные.