Цели:
- образовательная: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И.Тютчева о природе, в которых поэт, отталкиваясь от конкретной картинки, воссоздаёт жизненную ситуацию, идёт к обобщениям, размышляет о сущности и смысле бытия, о человеческих взаимоотношениях;
- развивающая: систематизировать и расширить знания об изобразительных средствах и их роли в поэтическом произведении;
- воспитательная: воспитывать любовь к творчеству, к поэтическому слову, нравственные и патриотические чувства к природе, родине.
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
Методическое обеспечение урока:
- наглядные пособия: презентация с материалом о жизни и деятельности Ф.И.Тютчева, составленная группой учащихся (опережающее обучение, самостоятельная работа), тексты стихотворений Ф.И.Тютчева, картины природы, соответствующие пейзажным зарисовкам;
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный фрагмент.
Дополнительная литература: отрывки из статьи И. С. Аксакова «О стихотворениях Ф. Тютчева», из книги Кушнера А.С. «Аполлон в снегу», из статьи Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты».
Раздаточный материал: тестовые задания
Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Лирика поэтов середины 19 века» (чтение стихотворений в сопровождении кратких сообщений и цитированием воспоминаний о жизни и творчестве поэта), письменный ответ на вопрос «Какова роль эпитетов, сравнений и художественной детали, передающей наступление вечера, в миниатюре «Песок сыпучий по колени…»»?, уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Ход урока
I. Организационный момент.
Распределение учащихся по группам (это можно сделать и перед уроком). Эффективнее работа 4 групп.
II. Сергей Рахманинов - романс "Весенние воды" на стихи Ф. Тютчева.
(В течение прослушивания романса можно учащимся показать презентацию, подготовленную кем-то заранее, на презентации – пейзажные зарисовки о наступлении весны).
- Творчество какого поэта на сегодняшнем уроке мы будем изучать? (Учащиеся без ошибки узнают по словам романса Ф.И.Тютчева).
- Определение темы и целей урока.
- Выступление учащихся с подготовленными презентациями по творчеству Ф.И.Тютчева.
- Эпиграф:
Для Тютчева жить – значило мыслить.
И.С.Аксаков - Слово учителя.
Литературное наследие Ф.И.Тютчева невелико – около четырёхсот небольших стихотворений. Зато велико их философское содержание, которое достаточно тонко оценил И.С.Аксаков: «Для Тютчева жить – значило мыслить».
Ведущее место в его творчестве занимают стихотворения о природе. Наверное, никто так живо её не изображал, как Тютчев. Его считают мастером лирического пейзажа. Но у поэта сравнительно редко пейзаж сам по себе. В нём эмоциональные ощущения, вызываемые в человеке явлениями внешнего мира. - Перед вами по одному стихотворению Ф.И.Тютчева. Прочитайте их про себя. Определите, кто из вашей группы прочтёт их вслух после выполнения заданий.
- Чтение стихотворений «Весенняя гроза», «Песок сыпучий по колени…», «Тихой ночью, поздним летом…», «Как неожиданно и ярко…» и выполнение заданий в группах (стихотворения взяты по программе Г.И.Беленького):
- Определите тему стихотворения.
- Прочитайте отрывки из статей о Тютчеве и, если возможно, расскажите об истории создания стихотворения.
- Постарайтесь выяснить, как поэт выражает свои чувства в данной зарисовке, какова роль эпитетов и сравнений, художественных деталей. С каким чувством относится поэт к природе и родине?
- Есть ли в вашем стихотворении параллелизм, и как вы его понимаете?
- Что вы можете сказать о рисунке стиха, о средствах передачи данного пейзажа (слышит или видит его поэт)? Какие образы у него встречаются в ранее изученных вами стихотворениях?
- Тютчев с повышенным вниманием относился к слову, определите значение слов в вашей миниатюре.
- Что вы можете сказать о композиции стихотворения, об особенности построения предложений, какая интонация соответствует синтаксической форме вашего стихотворения?
- Может ли, по-вашему, стихотворение служить своеобразной «подсказкой» живописцу, решившему нарисовать картину?
- Добавьте задание или вопрос, которое вы хотели бы выполнить или на который хотели ответить.
- Определите, нужно ли включить ваше стихотворение в наш проект «Лирика поэтов середины 19 века». Если да, то какие краткие сообщения вы включили бы, чьи воспоминания о жизни и творчестве поэта процитировали? Почему?
III. Выступление учащихся, отчёт о проделанной работе.
Вот примерное выступление одной из групп.
Миниатюра «Песок сыпучий по колени…» написана в 1830 году, впервые напечатана в 1837 с пометой после текста «1830 (дорогой)». Можно предположить, что появилось оно в октябре, когда Ф.И.Тютчев ехал из Петербурга в Мюнхен.
На первый взгляд, это пейзаж, зарисовка: дорога песчаная, звёздное небо, сосновый бор - всё это картины природы. Так как событие происходит в дороге, а лирический герой – спутник, то и пейзаж тоже меняется в зависимости от времени суток, от местоположения. Вроде бы никакого содержания, никакой мысли. Но в этой короткой зарисовке «каждое слово метко, полновесно, и оттенки расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя полнее». Например, слово «меркнет» отражает и состояние природы, и определённое психологическое движение в душе героя, которая вполне конкретно начинает переживать то, что «Hочь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста». Эпитет «хмурая» обозначает реакцию души, отражение нарастающей в ней настороженности, которая вызывается таинственной неизведанностью открывающейся ночной бездны. Внутреннее состояние лирического героя помогает понять и звуковой строй языка: аллитерация и ассонанс. Вязкое произношение звуков [гл, гр, ст, с,ч, щ, хм], а также постоянно повторяющийся звук [у] передают волнение лирического героя, его незащищённость.
Автор не даёт конкретного названия стихотворению. Мы его определяем по первой строке. А первая строка – это начало мысли: «песок сыпучий по колени…». Эта мысль, «как огненная точка», вспыхивает под влиянием глубокого чувства. Но она не является отвлечённой, а сливается с образом, взятым из мира природы, проникается им и сама его проникает «нераздельно и неразрывно». Образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке. Переносный, иносказательный мир, связанный с внутренним миром человека, подчёркивается композицией. Первая строка – основная мысль, вторая-пятая – её развитие, шестая – слияние двух композиционно – смысловых параллелей в единое целое: какие грустные места! А две последние строки составляют целую превосходную картину, в которой подчёркивается сущность человеческого бытия: человек чужой в этом мире, да и не только человек, но его дом – Земля. Это песчинки во Вселенной. Человек перед природой бессилен. Это определяется на уровне таких изобразительных средств, как эпитеты и сравнения: «ночь хмурая», грустные места», «как зверь стоокий». Они не определяют предмет по существу, а передают впечатление от него в данное время. Стихия жизни в этой зарисовке не является разрушительной силой, так как человек держится норм разума и ищет разум и в стихии.
Описание природы у Тютчева ориентировано на индивидуальное восприятие. Не случайно Н.А.Некрасов писал об умении поэта « уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Каждый дорисовывает по-своему. И в этом гениальность Тютчева. В данном стихотворении он наглядно пытается открыть тайну Вселенной и человеческой души. Здесь и ширь, и высота, и глубина, и протяжённость пространства и времени.
Всего восемь строк, одна строфа. Близка по строению к октаве, но рифмовка в стихах немного отличается: здесь она полностью перекрёстная. На уровне рифмы передаются образы, которые постепенно усиливают драматизм внутренних переживаний: колени-тени, день-тень, глубокий-стоокий. По настроению стихотворения можно определить, что дорога была недостаточно приятной: лошади утопали по колени в песке, вязли, наверное, приходилось выходить в отдельных местах, чтобы легче было лошадям. Долгая, нудная, единообразная, на что указывают в первой строке многоточие, а во второй - глаголы настоящего времени и два тире:
Мы едем – поздно – меркнет день…
И неожиданная метафора «песок сыпучий» тоже подчёркивает длительность пути, а отсюда и грусть, потому что впереди неизвестность, неопределённость и трудности. И грусть не исчезает, а усиливается: вот уже и тени сливаются в единую тень, надвигается ночь, и человек этому не может противостоять. Четырёхстопный ямб и рифмовка стихотворения - чередование мужской и женской - подчёркивают тональность и динамику происходящих событий. Но не самой дороги, а быстро наступающей ночи.
Ночь у Тютчева – воплощение дисгармонического начала, дисбаланса вселенских сил. Она неразделима с хаосом - прародителем всего сущего. Отождествление хаоса с ночью Тютчев взял в Греческой мифологии. Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию. Поэтому, как и в большинстве стихотворений, ночь здесь является одним их главных образов. О её наступлении идёт речь со второй строки. А в конце стихотворения - она живая, как и любое другое явление природы: она глядит. Не просто глядит, она сверхактивна, даже агрессивна: «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляет созидательную его работу: «меркнет день».
Природа для Тютчева всегда была тайной. Каждым своим стихотворением, каждой строкой, каждым словом он постигал её, несмотря на то, что её могущество не подвластно человеческому разуму. С глубоким чувством любви он рассказывает в своих миниатюрах о тех местах, которые ему близки и дороги. Если учесть, что Брянщина - это лесная сторона, то стихотворение «Песок сыпучий по колени…» о родных местах поэта. Здесь он выступает настоящим патриотом и учит этому нас. Не назидательно, без подсказок. Поэтому мы с наслаждением читали сегодня его стихи.
IV. После выступления групп учащиеся выполняют индивидуальные задания:
Группа, анализировавшая стихотворение «Песок сыпучий по колени…», решает тесты, учащиеся других групп пишут сочинение – миниатюру на тему: «Какова роль эпитетов, сравнения и художественной детали в стихотворении «Песок сыпучий по колени…»»?
V. Пока учащиеся работают самостоятельно,
учитель на доске записывает домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, прочитать стихи А.А.Фета о природе, подумать над вопросом, что объединяет их со стихотворениями Тютчева. По желанию, подготовить сообщение о жизни и деятельности А.А.Фета, можно с презентацией, к программным стихотворениям можно добавить другие.
VI. Рефлексия.
Учащиеся сдают работы и, выходя из класса, на доске мелом ставят палочку под надписями. На доске написано:
Какой этап урока тебе больше всего понравился:
- Организационный
- Подготовительный
- Работа в группах
- Самостоятельная работа