Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература


Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И.Тютчева о природе, в которых поэт, отталкиваясь от конкретной картинки, воссоздаёт жизненную ситуацию, идёт к обобщениям, размышляет о сущности и смысле бытия, о человеческих взаимоотношениях;
  • развивающая: систематизировать и расширить знания об изобразительных средствах и их роли в поэтическом произведении;
  • воспитательная: воспитывать любовь к творчеству, к поэтическому слову, нравственные и патриотические чувства к природе, родине.

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Методическое обеспечение урока:

  • наглядные пособия: презентация с материалом о жизни и деятельности Ф.И.Тютчева, составленная группой учащихся (опережающее обучение, самостоятельная работа), тексты стихотворений Ф.И.Тютчева, картины природы, соответствующие пейзажным зарисовкам;
  • технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный фрагмент.

Дополнительная литература: отрывки из статьи И. С. Аксакова «О стихотворениях Ф. Тютчева», из книги Кушнера А.С. «Аполлон в снегу», из статьи Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Раздаточный материал: тестовые задания

Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Лирика поэтов середины 19 века» (чтение стихотворений в сопровождении кратких сообщений и цитированием воспоминаний о жизни и творчестве поэта), письменный ответ на вопрос «Какова роль эпитетов, сравнений и художественной детали, передающей наступление вечера, в миниатюре «Песок сыпучий по колени…»»?, уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).

Ход урока

I. Организационный момент.

Распределение учащихся по группам (это можно сделать и перед уроком). Эффективнее работа 4 групп.

II. Сергей Рахманинов - романс "Весенние воды" на стихи Ф. Тютчева.

(В течение прослушивания романса можно учащимся показать презентацию, подготовленную кем-то заранее, на презентации – пейзажные зарисовки о наступлении весны).

  1. Творчество какого поэта на сегодняшнем уроке мы будем изучать? (Учащиеся без ошибки узнают по словам романса Ф.И.Тютчева).
  2. Определение темы и целей урока.
  3. Выступление учащихся с подготовленными презентациями по творчеству Ф.И.Тютчева.
  4. Эпиграф:
    Для Тютчева жить – значило мыслить.
    И.С.Аксаков
  5. Слово учителя.
    Литературное наследие Ф.И.Тютчева невелико – около четырёхсот небольших стихотворений. Зато велико их философское содержание, которое достаточно тонко оценил И.С.Аксаков: «Для Тютчева жить – значило мыслить».
    Ведущее место в его творчестве занимают стихотворения о природе. Наверное, никто так живо её не изображал, как Тютчев. Его считают мастером лирического пейзажа. Но у поэта сравнительно редко пейзаж сам по себе. В нём эмоциональные ощущения, вызываемые в человеке явлениями внешнего мира.
  6. Перед вами по одному стихотворению Ф.И.Тютчева. Прочитайте их про себя. Определите, кто из вашей группы прочтёт их вслух после выполнения заданий.
  7. Чтение стихотворений «Весенняя гроза», «Песок сыпучий по колени…», «Тихой ночью, поздним летом…», «Как неожиданно и ярко…» и выполнение заданий в группах (стихотворения взяты по программе Г.И.Беленького):
  • Определите тему стихотворения.
  • Прочитайте отрывки из статей о Тютчеве и, если возможно, расскажите об истории создания стихотворения.
  • Постарайтесь выяснить, как поэт выражает свои чувства в данной зарисовке, какова роль эпитетов и сравнений, художественных деталей. С каким чувством относится поэт к природе и родине?
  • Есть ли в вашем стихотворении параллелизм, и как вы его понимаете?
  • Что вы можете сказать о рисунке стиха, о средствах передачи данного пейзажа (слышит или видит его поэт)? Какие образы у него встречаются в ранее изученных вами стихотворениях?
  • Тютчев с повышенным вниманием относился к слову, определите значение слов в вашей миниатюре.
  • Что вы можете сказать о композиции стихотворения, об особенности построения предложений, какая интонация соответствует синтаксической форме вашего стихотворения?
  • Может ли, по-вашему, стихотворение служить своеобразной «подсказкой» живописцу, решившему нарисовать картину?
  • Добавьте задание или вопрос, которое вы хотели бы выполнить или на который хотели ответить.
  • Определите, нужно ли включить ваше стихотворение в наш проект «Лирика поэтов середины 19 века». Если да, то какие краткие сообщения вы включили бы, чьи воспоминания о жизни и творчестве поэта процитировали? Почему?

III. Выступление учащихся, отчёт о проделанной работе.

Вот примерное выступление одной из групп.

Миниатюра «Песок сыпучий по колени…» написана в 1830 году, впервые напечатана в 1837 с пометой после текста «1830 (дорогой)». Можно предположить, что появилось оно в октябре, когда Ф.И.Тютчев ехал из Петербурга в Мюнхен.

На первый взгляд, это пейзаж, зарисовка: дорога песчаная, звёздное небо, сосновый бор - всё это картины природы. Так как событие происходит в дороге, а лирический герой – спутник, то и пейзаж тоже меняется в зависимости от времени суток, от местоположения. Вроде бы никакого содержания, никакой мысли. Но в этой короткой зарисовке «каждое слово метко, полновесно, и оттенки расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя полнее». Например, слово «меркнет» отражает и состояние природы, и определённое психологическое движение в душе героя, которая вполне конкретно начинает переживать то, что «Hочь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста». Эпитет «хмурая» обозначает реакцию души, отражение нарастающей в ней настороженности, которая вызывается таинственной неизведанностью открывающейся ночной бездны. Внутреннее состояние лирического героя помогает понять и звуковой строй языка: аллитерация и ассонанс. Вязкое произношение звуков [гл, гр, ст, с,ч, щ, хм], а также постоянно повторяющийся звук [у] передают волнение лирического героя, его незащищённость.

Автор не даёт конкретного названия стихотворению. Мы его определяем по первой строке. А первая строка – это начало мысли: «песок сыпучий по колени…». Эта мысль, «как огненная точка», вспыхивает под влиянием глубокого чувства. Но она не является отвлечённой, а сливается с образом, взятым из мира природы, проникается им и сама его проникает «нераздельно и неразрывно». Образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке. Переносный, иносказательный мир, связанный с внутренним миром человека, подчёркивается композицией. Первая строка – основная мысль, вторая-пятая – её развитие, шестая – слияние двух композиционно – смысловых параллелей в единое целое: какие грустные места! А две последние строки составляют целую превосходную картину, в которой подчёркивается сущность человеческого бытия: человек чужой в этом мире, да и не только человек, но его дом – Земля. Это песчинки во Вселенной. Человек перед природой бессилен. Это определяется на уровне таких изобразительных средств, как эпитеты и сравнения: «ночь хмурая», грустные места», «как зверь стоокий». Они не определяют предмет по существу, а передают впечатление от него в данное время. Стихия жизни в этой зарисовке не является разрушительной силой, так как человек держится норм разума и ищет разум и в стихии.

 Описание природы у Тютчева ориентировано на индивидуальное восприятие. Не случайно Н.А.Некрасов писал об умении поэта « уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Каждый дорисовывает по-своему. И в этом гениальность Тютчева. В данном стихотворении он наглядно пытается открыть тайну Вселенной и человеческой души. Здесь и ширь, и высота, и глубина, и протяжённость пространства и времени.

Всего восемь строк, одна строфа. Близка по строению к октаве, но рифмовка в стихах немного отличается: здесь она полностью перекрёстная. На уровне рифмы передаются образы, которые постепенно усиливают драматизм внутренних переживаний: колени-тени, день-тень, глубокий-стоокий. По настроению стихотворения можно определить, что дорога была недостаточно приятной: лошади утопали по колени в песке, вязли, наверное, приходилось выходить в отдельных местах, чтобы легче было лошадям. Долгая, нудная, единообразная, на что указывают в первой строке многоточие, а во второй - глаголы настоящего времени и два тире:

Мы едем – поздно – меркнет день…

И неожиданная метафора «песок сыпучий» тоже подчёркивает длительность пути, а отсюда и грусть, потому что впереди неизвестность, неопределённость и трудности. И грусть не исчезает, а усиливается: вот уже и тени сливаются в единую тень, надвигается ночь, и человек этому не может противостоять. Четырёхстопный ямб и рифмовка стихотворения - чередование мужской и женской - подчёркивают тональность и динамику происходящих событий. Но не самой дороги, а быстро наступающей ночи.

Ночь у Тютчева – воплощение дисгармонического начала, дисбаланса вселенских сил. Она неразделима с хаосом - прародителем всего сущего. Отождествление хаоса с ночью Тютчев взял в Греческой мифологии. Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию. Поэтому, как и в большинстве стихотворений, ночь здесь является одним их главных образов. О её наступлении идёт речь со второй строки. А в конце стихотворения - она живая, как и любое другое явление природы: она глядит. Не просто глядит, она сверхактивна, даже агрессивна: «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляет созидательную его работу: «меркнет день».

Природа для Тютчева всегда была тайной. Каждым своим стихотворением, каждой строкой, каждым словом он постигал её, несмотря на то, что её могущество не подвластно человеческому разуму. С глубоким чувством любви он рассказывает в своих миниатюрах о тех местах, которые ему близки и дороги. Если учесть, что Брянщина - это лесная сторона, то стихотворение «Песок сыпучий по колени…» о родных местах поэта. Здесь он выступает настоящим патриотом и учит этому нас. Не назидательно, без подсказок. Поэтому мы с наслаждением читали сегодня его стихи.

IV. После выступления групп учащиеся выполняют индивидуальные задания:

Группа, анализировавшая стихотворение «Песок сыпучий по колени…», решает тесты, учащиеся других групп пишут сочинение – миниатюру на тему: «Какова роль эпитетов, сравнения и художественной детали в стихотворении «Песок сыпучий по колени…»»?

V. Пока учащиеся работают самостоятельно,

учитель на доске записывает домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, прочитать стихи А.А.Фета о природе, подумать над вопросом, что объединяет их со стихотворениями Тютчева. По желанию, подготовить сообщение о жизни и деятельности А.А.Фета, можно с презентацией, к программным стихотворениям можно добавить другие.

VI. Рефлексия.

Учащиеся сдают работы и, выходя из класса, на доске мелом ставят палочку под надписями. На доске написано:

Какой этап урока тебе больше всего понравился:

  • Организационный
  • Подготовительный
  • Работа в группах
  • Самостоятельная работа