Сочинение в 8-м классе по картине Н.К. Сверчкова "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края;
  2. Познакомить восьмиклассников с историей появления картины; проследить за местом А.С.Пушкина в творчестве художников Чувашии;
  3. Привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.

Развиваемые навыки:

  1. Формирование коммуникативных умений (умение раскрыть тему, основную мысль, отобрать необходимый в работе материал);
  2. Активизация лексики по темам «Чувашская национальная одежда», «Одежда светского человека I половины 19 века», «Быт деревни», «Пейзаж»;
  3. Введение в активный словарь учащихся искусствоведческих терминов:
  • блик – световое пятно на темном фоне;
  • гармоничные краски – согласованное сочетание красок;
  • замысел – заложенный в картине смысл;
  • колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета;
  • композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур;
  • натура – то, что служит предметом изображения художника;
  • образ – художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного явления;
  • облик – внешний вид;
  • оттенок – разновидность одного и того же цвета;
  • пейзаж – изображение природы;
  • план – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе (передний план, задний план);
  • теплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным, желтым и напоминают тепло, огонь;
  • развитие умения редактировать тексты.

Оборудование:

1) Репродукция картин на тему «Образ А.С.Пушкина в чувашском изобразительном искусстве»:

  • Н.К.Сверчков «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню»,
  • Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,
  • Н.В.Овчинников «У родника»,
  • В.А.Панин «А.Пушкин в Чебоксарах»,

2) портрет Н.К.Сверчкова и репродукции наиболее известных его картин: «Хоровод», «Кража невест», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в деревне»,

3) Карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта,

4) Произведения А.С.Пушкина, переведенные на чувашский язык: «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»,

5) Произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине.

Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:

  • сообщение о биографии Н.К.Сверчкова;
  • подготовка рефератов на тему «Пушкин в Чувашии», «Чуваши в произведениях А.С.Пушкина»;
  • оформление стенда;
  • создание презентаций.

Ход урока

Подготовка учащихся к восприятию картины.

1. Вступительное слово учителя.

Кто из нас не любит путешествовать?

Свежие, яркие впечатления, встречи с интересными людьми дают импульс к новым свершениям, рождают в душе чувство обновления. Ни с чем не сравнимое ощущение открытия для себя нового, ранее неведомого мира возникло однажды и в душе А.С.Пушкина. Что это за мир? Какое открытие делал для себя поэт? Попытаемся ответить на эти вопросы в ходе сегодняшнего урока. Подсказать ответ на них поможет нам картина известного чувашского художника Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню».

2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.

Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич

Никита Кузьмич Сверчков – народный художник Чувашской Республики. За большие заслуги в развитии изобразительного искусства он был награжден орденами «Знак Почета» и Красной Звезды, его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Художник писал: «Я горжусь тем, что я - чувашский художник, живописец – историк родного края. Я люблю прошлое моего народа, его древность во мне – как живая действительность, отрадная сердцу. Мне хотелось, чтобы благодаря моему творчеству богатейшая культура, выработанная моими предками в веках, стала достоянием всего мира». И действительно, в работах Н.К.Сверчкова мы видим огромную любовь к чувашской земле и его народу. Вглядимся в созданные художником произведения: «Хоровод», «Кража невесты», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в чувашской деревне».

Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.

3. Работа с картинами

Рисунок 2.  Приезд Пушкина в чувашскую деревню

Картина Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню» вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине.

Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.

До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях). В статье «Мое замечание о русском театре» есть строки о чувашке Ольге, оставшейся в памяти поэта. Именно они подтолкнули художников на создание картин, рассказывающих о путешествии А.С.Пушкина по чувашскому краю:

  • Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,
  • Н.В.Овчинников «У родника»,
  • В.А.Панин «Пушкин в Чебоксарах».

Вопросы для беседы по картинам:

  1. В какие моменты запечатлели художники поэта?
  2. Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
  3. Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
  4. Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?

4. Рассматривание картины Н. Сверчкова «Приезд Пушкина в чувашскую деревню».

Вопросы:

  1. В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
  2. К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).
  3. Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).
  4. Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).

5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.

- Что находится в центре внимания художника?

- Какие образы и предметы расположены на переднем плане?

- Какие на заднем?

- Кто главный герой картины?

Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.

Не менее важны и образы чувашей

  • родителей девушки;
  • хозяина, радушно открывающего ворота;
  • образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.

Работа с образами картины.

Пушкин.

- О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?

- Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?

- Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.

Сравнительная таблица

Основания для сравнения

А.С.Пушкин

чуваши

Головной убор

 

 

Костюм

 

 

Украшения

 

 

Цветовая символика

 

 

Детали

 

 

- Что вы видите в руках Пушкина?

- Что могло заинтересовать поэта?

- Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину?

- Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне?

Чуваши

- Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина?

- Как встретили они поэта?

- Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина?

- Знали ли чуваши о том, кто перед ними?

- Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)?

Авторский замысел

- Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков?

- Как художник относится к изображенным им людям?

- Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль?

Средствами выражения авторского замысла являются

  • композиция;
  • пейзаж (золотой, осенний пейзаж). Осень - любимое время А.Пушкина;
  • выбор цветовой палитры (теплые, солнечные оттенки – желтый, белый, красный, голубой, зеленый, коричневый).

- Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину?

- Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа?

- Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые)

- Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа)

- Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину?

- Какими звуками насыщена картина?

В процессе беседы составляется сложный план описания картины:

  1. Н.К.Сверчков – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.
  2. Исторический факт, послуживший источником рождения картины.
  3. Композиция.
  4. Образы чувашей.
  5. Пейзаж.
  6. Авторский замысел.
  7. Вывод.

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине.