Цели урока:
- Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края;
- Познакомить восьмиклассников с историей появления картины; проследить за местом А.С.Пушкина в творчестве художников Чувашии;
- Привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
Развиваемые навыки:
- Формирование коммуникативных умений (умение раскрыть тему, основную мысль, отобрать необходимый в работе материал);
- Активизация лексики по темам «Чувашская национальная одежда», «Одежда светского человека I половины 19 века», «Быт деревни», «Пейзаж»;
- Введение в активный словарь учащихся искусствоведческих терминов:
- блик – световое пятно на темном фоне;
- гармоничные краски – согласованное сочетание красок;
- замысел – заложенный в картине смысл;
- колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета;
- композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур;
- натура – то, что служит предметом изображения художника;
- образ – художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного явления;
- облик – внешний вид;
- оттенок – разновидность одного и того же цвета;
- пейзаж – изображение природы;
- план – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе (передний план, задний план);
- теплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным, желтым и напоминают тепло, огонь;
- развитие умения редактировать тексты.
Оборудование:
1) Репродукция картин на тему «Образ А.С.Пушкина в чувашском изобразительном искусстве»:
- Н.К.Сверчков «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню»,
- Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,
- Н.В.Овчинников «У родника»,
- В.А.Панин «А.Пушкин в Чебоксарах»,
2) портрет Н.К.Сверчкова и репродукции наиболее известных его картин: «Хоровод», «Кража невест», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в деревне»,
3) Карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта,
4) Произведения А.С.Пушкина, переведенные на чувашский язык: «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»,
5) Произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине.
Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:
- сообщение о биографии Н.К.Сверчкова;
- подготовка рефератов на тему «Пушкин в Чувашии», «Чуваши в произведениях А.С.Пушкина»;
- оформление стенда;
- создание презентаций.
Ход урока
Подготовка учащихся к восприятию картины.
1. Вступительное слово учителя.
Кто из нас не любит путешествовать?
Свежие, яркие впечатления, встречи с интересными людьми дают импульс к новым свершениям, рождают в душе чувство обновления. Ни с чем не сравнимое ощущение открытия для себя нового, ранее неведомого мира возникло однажды и в душе А.С.Пушкина. Что это за мир? Какое открытие делал для себя поэт? Попытаемся ответить на эти вопросы в ходе сегодняшнего урока. Подсказать ответ на них поможет нам картина известного чувашского художника Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню».
2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.
Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич
Никита Кузьмич Сверчков – народный художник Чувашской Республики. За большие заслуги в развитии изобразительного искусства он был награжден орденами «Знак Почета» и Красной Звезды, его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Художник писал: «Я горжусь тем, что я - чувашский художник, живописец – историк родного края. Я люблю прошлое моего народа, его древность во мне – как живая действительность, отрадная сердцу. Мне хотелось, чтобы благодаря моему творчеству богатейшая культура, выработанная моими предками в веках, стала достоянием всего мира». И действительно, в работах Н.К.Сверчкова мы видим огромную любовь к чувашской земле и его народу. Вглядимся в созданные художником произведения: «Хоровод», «Кража невесты», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в чувашской деревне».
Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.
3. Работа с картинами
Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню
Картина Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню» вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине.
Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.
До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях). В статье «Мое замечание о русском театре» есть строки о чувашке Ольге, оставшейся в памяти поэта. Именно они подтолкнули художников на создание картин, рассказывающих о путешествии А.С.Пушкина по чувашскому краю:
- Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,
- Н.В.Овчинников «У родника»,
- В.А.Панин «Пушкин в Чебоксарах».
Вопросы для беседы по картинам:
- В какие моменты запечатлели художники поэта?
- Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
- Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
- Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?
4. Рассматривание картины Н. Сверчкова «Приезд Пушкина в чувашскую деревню».
Вопросы:
- В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
- К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).
- Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).
- Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).
5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.
- Что находится в центре внимания художника?
- Какие образы и предметы расположены на переднем плане?
- Какие на заднем?
- Кто главный герой картины?
Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.
Не менее важны и образы чувашей –
- родителей девушки;
- хозяина, радушно открывающего ворота;
- образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.
Работа с образами картины.
Пушкин.
- О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?
- Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?
- Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.
Сравнительная таблица
Основания для сравнения |
А.С.Пушкин |
чуваши |
Головной убор |
|
|
Костюм |
|
|
Украшения |
|
|
Цветовая символика |
|
|
Детали |
|
|
- Что вы видите в руках Пушкина?
- Что могло заинтересовать поэта?
- Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину?
- Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне?
Чуваши
- Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина?
- Как встретили они поэта?
- Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина?
- Знали ли чуваши о том, кто перед ними?
- Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)?
Авторский замысел
- Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков?
- Как художник относится к изображенным им людям?
- Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль?
Средствами выражения авторского замысла являются
- композиция;
- пейзаж (золотой, осенний пейзаж). Осень - любимое время А.Пушкина;
- выбор цветовой палитры (теплые, солнечные оттенки – желтый, белый, красный, голубой, зеленый, коричневый).
- Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину?
- Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа?
- Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые)
- Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа)
- Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину?
- Какими звуками насыщена картина?
В процессе беседы составляется сложный план описания картины:
- Н.К.Сверчков – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.
- Исторический факт, послуживший источником рождения картины.
- Композиция.
- Образы чувашей.
- Пейзаж.
- Авторский замысел.
- Вывод.
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине.